Цели урока:
- Образовательная: обобщение и повторение материала, связанного с давлением; совершенствование практических навыков вычисления давления; развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснования своих высказываний;
- Воспитательная: формирование познавательного интереса к физике;
- Развивающая: развитие логического мышления, коммуникативных способностей, умения пользоваться языком физики в новой обстановке.
Задачи урока: творчески и самостоятельно выполнять учебные задачи; мотивированно организовывать свою деятельность; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; оценивать свою деятельность; учитывать мнение других.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация учителя (Приложение 1); учебник «Физика-7» О.Ф. Кабардин (ФГОС); учебник «География-7», набор сосудов разной формы, сообщающие сосуды.
Структура урока: комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
План урока:
I. Организационный этап.
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и
коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация
знаний.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
IV. Первичное закрепление:
– в знакомой ситуации (типовые),
– в изменённой ситуации (конструктивные).
V. Творческое применение и добывание знаний в
новой ситуации (проблемные задания).
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по
его выполнению.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
I. Организационный момент
II. Повторение изученного материала (кроссворд)
Вопросы кроссворда:
1. Прибор для измерения атмосферного давления.
2. Единица измерения давления.
3. Машина, передающая усилие через жидкость.
4. Прибор для измерения давления, большего или
меньшегоатмосферного.
5. Итальянский учёный, измеривший атмосферное
давление.
6. Газовая оболочка, окружающая Землю.
– Давление твердого тела, формула.
– Блез Паскаль (сообщение учащегося).
– Давление газа и жидкости, формула.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
IV. Первичное закрепление
Задачи типовые
– Зачем увеличивать давление? Попробуйте тупым
ножом порезать хлеб. Чем тупой нож отличается от
острого? Почему все режущие и колющие
инструменты должны быть очень острыми?
– Почему задние колеса грузовиков обычно
сдвоенные, гусеницы танков, тракторов и лыжи
делают широкими.
Задача 1
Розетки прессуют из специальной массы (карболитовой), действуя на нее силой 37,5 кН. Площадь розетки 0,0075 м2. Под каким давлением прессуется розетка?
Задача 2
Мальчик производит давление 15000Па. Определите массу мальчика, если площадь подошв его обуви 0,032м2
Задачи конструктивные
Задача 3
Гидростатический парадокс
Задача 4
На рисунке представлен график зависимости давления внутри жидкости от глубины. Определите, для какой жидкости построен график.
Задача 5
1) Почему высоко в горах нельзя сварить мясо? (Вода
закипает при более низкой температуре, белок не
сворачивается, мясо не вариться).
2) Зачем нужны скафандры летчикам и космонавтам? (Они
высоко взлетают, где давление очень маленькое по
сравнению с давлением внутри человека, кровь
может «закипеть»).
3) Почему подъем водолазов с глубины должен
осуществляться медленно? (Может развиваться
кессонная болезнь).
4) Почему воздушный шар увеличивается при подъеме
на высоту? (Так как давление, которое внутри шара,
больше чем окружающее).
5) Почему у вездеходной техники широкие колеса? (Потому
что чем больше площадь, тем меньше давление).
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
1. Как с помощью пластиковой бутылки и
воздушного шарика показать увеличение давления
газа при уменьшении объема.
2. Как с помощью стакана и чашки с мукой доказать
зависимость давления от площади опоры.
3.С помощью карты океанов учебника географии
вычисли давление на дне Марианской впадины ( h =
11022м)?
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. учебник «Физика-7» О.Ф. Кабардин
Повторить п. 16, экспериментальное задание 16.1(стр.74), индивидуальное задание 16.1 стр. 75.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Учащиеся отвечают на вопросы:
– Какие задачи ставили?
– Удалось достичь поставленной цели?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что вызвало особые затруднения?
– Где можно применить новые знания?