Урок литературного чтения на тему «Предлоги с, в, к, за, на и другие». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: создать условия для ознакомления обучающихся со словами с, в, к, на, за и другими, служащими для связи слов в предложении и определяющими смысл предложений.

Задачи:

  • выявить, что в речи встречаются маленькие слова (предлоги),
  • установить зависимость между смыслом предложения и маленькими словами (предлогами),
  • показать практическим путём  роль предлогов в предложении,
  • развивать речь учащихся, расширять словарный запас, познакомить с названием «предлог»,
  • способствовать развитию коммуникативных навыков (умение слушать и слышать, работать в паре, коллективно), развитию читательского умения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: обучающиеся научатся:
    • наблюдать за предлогами;
    • устанавливать зависимость между смыслом предложения и средствами связи слов (предлоги);
    • выражать своё отношение к поступкам героя произведения;
    • активизировать и расширять словарный запас,
  • Личностные:
    • планировать свою деятельность;
    • контролировать свою работу по составлению предложений, соотнося предложения с их схемами;
    • воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные:
    • удерживают цель деятельности до получения результата.
  • Познавательные:
    • общеучебные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
    • логические:
      • анализируют рисунок;
      • выдвигают свои предположения.
  • Коммуникативные:
    • используют речь для регуляции своего действия

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) Выработать на личнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности Читает стихотворение о начале урока.

Мы будем на уроке думать?
А может будем спать?
Мы будем рассуждать?
А в облаках летать?
Друг другу помогать?

Пожелание удачи на уроке детям.

 

Слушают и отвечают хором – да, нет.

 

Улыбнулись друг другу, учителю.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий – К нам в гости пришли  Пятачок и Винни-Пух (рисунки героев на 2 слайде Презентации) и принесли с собой пословицу: «Не стыдно не знать – стыдно не учиться».
– Будет это являться предложением или нет? (Есть слова, есть законченная мысль).
– Как понимаете её?
– Сколько слов в этой пословице?
– Как пишутся все слова в этом предложении?
– Какое слово повторяется дважды? («Стыдно»).
– Объясните значение этого слова.
– В каком словаре можно узнать значение слова? (В толковом словаре учитель читает значение).

– С какой буквы написано  это слово?

Рассматривают.

Читают, доказывают и объясняют значение пословицы.

Считают, называют правило.

Находят слово и высказывают своё мнение.

Называют правильно букву.

3. Постановка учебной задачи (проблемная ситуация). Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации. – Пятачок и Винни-Пух отвернулись друг от друга?
– Как вы думаете, почему?

– Буква «с» попала в название темы урока: «С, в, к, на, за и другие». Из–за такого необычного названия темы Пятачок и Винни-Пух поссорились. Винни-Пух утверждает, что это слова, а не просто буквы. А Пятачок говорит, что слова не могут быть маленькими, короткими, и что они не нужны в предложении.
– А вы как думаете?
– Поможем им помириться?
– Сформулируйте цель урока (на 3 слайде слова):
Цель: формировать умение определять…
– Определите, чему мы научимся (на 3 слайде слова):
Научимся находить …
Узнаем, для чего…

Высказывают свои предположения.

Слушают и сравнивают со своими предположениями.

Высказывают свои предположения.

Формулируют цель урока, заканчивая предложенную запись.

Планируют результаты урока по записи на доске.

4. Постановка проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания.) Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи,  которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. Планирование предстоящей деятельности:
– С чего начнём, чтобы помирить наших героев?
– Что будем потом делать?
– А мне хочется показать вам предмет, который, я думаю, нам поможет – забор (слайд 4)
– Где люди используют забор?
– Т. е., чтобы отделиться друг от друга. А мы сегодня наоборот, объединим друзей с помощью забора. (На 5 слайде картинка забора, стрелки от слов К, В, С, НА, ЗА)
– Объясните, что означают стрелки.
– Составим предложения, используя записи на заборе и стрелки (на настоящем заборе писать не разрешается, но у нас учебный забор, для благородной цели).
– Составим про девочку. Куда она подошла? (слайд 6).

Девочка подошла к забору.

|______     ______     к     __________                 .

– Про дыру в заборе. Где была дыра? (В заборе была дыра.) (слайд 7)

  | В     _______    ________     _______ .

– Про кота. Что сделал кот? (Кот спрыгнул с забора.) (слайд 8)
|______    _______    с    _______ .

– Про птицу. Где сидит птица? (Рисунок птицы около предлога НА). На заборе сидит птица (слайд 9)

| На      ______   _______    _______ .

– Про дом. Где стоит дом? (За забором стоит дом) (слайд 10)

 | За   _______   _______   _______.

– Как пишутся эти слова с другими словами – слитно или раздельно?
– Смысл предложений менялся или везде был одинаковый?
– Как вы думаете, а если убрать из предложений эти слова, что будет?
(Убирает на доске)

– Давайте сделаем вывод, будут эти буквы словами или нет: (пишутся отдельно от других слов, помогают сделать предложение понятным, связывают слова в предложении).

На доску вывешивается вывод, как правило:
1. Пишутся отдельно от других слов.
2. Связывают слова в предложении.
3. Помогают сделать предложение
понятным.

– Пятачок и Винни-Пух уже подвинулись ближе друг к другу (Учитель подвигает их поближе).
– Почему? (Они поняли, что это не просто буквы, а слова. Перестали ссориться)

 

Высказывают свои предположения.

Личный опыт детей – отвечают.

 

Анализируют рисунок, объясняют смысл изображений.

Составляют предложения по рисунку.

 

Записывают схемы предложений, указывая словами только предлоги.
(1 ученик на доске, остальные на листах)

 

 

Наблюдают, высказывают своё мнение.
Отвечают.

Закрывают полосками бумаги предлоги и пробуют прочитать предложения.

Делают вывод.

Читают вслух те дети, кто умеет хорошо читать.

Рассматривают и объясняют схемы к каждому пункту правила.

 

 

 

 

 

Анализируют, объясняют.

5. Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи. Усвоить учащимися новый способ действия. – Обратите внимание на нашу тему урока и цель. Там есть закрытая часть. Интересно вам узнать, а что там? («И другие»).
– Что это значит?
– Верно, значит, есть и другие слова, похожие на эти.
– Вот и попробуйте в паре, используя наши правила, вставить нужные слова в предложения.

Проверка фронтальная с экраном (слайд 11)
(На экране появляются предложения с вставленными словами после ответа детей).
– Какие слова вы вставили?

Машина едет …дороге.
… школой распустились цветы.
Собака лежала … деревом.

Читают, определяют, чему уже научились, а что ещё осталось не выученным.

Высказывают предположения.

 

Работа в парах.

 

Отвечают по парам.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. Исследовательская работа с текстом.

а) первичное чтение – учитель и дети:
– Пока мы вставляли слова, к нашему забору подошёл мальчик (показ картинки плачущего мальчика на доске или на  экране).
– Как вы думаете, почему он плачет?
– Хотите узнать?
– Слушаем (читает не до конца с. 73).
– Так почему же плакал мальчик?
– Как вы думаете, что произошло дальше, когда он позвал маму?
– Дочитайте рассказ до конца и скажите, что сделала мама.

б) вторичное чтение – дети по предложениям:
– Как автор называет Стасика?
– За что? Что значит «занозил руки»?
– Почему он заплакал, когда занозил руки?
– А как повёл себя Стас потом?

– Сравните – заплакал и зарыдал? Какое слово показывает более сильное действие? Что значит зарыдал?
–Так почему он зарыдал? (Стало стыдно).
– За что?
– Что бы вы посоветовали Стасику?
– А вам было когда-нибудь стыдно? За что?

в) выбрать наиболее подходящее название к тексту – заголовок:
(слайд 12)
«Обидно»
«Стыдно»,
«Озорник»

 

Рассматривают, рассуждают, высказывают свои предположения.

Слушают,
отвечают,
выдвигают свои версии, опираясь на жизненный опыт.

Читают самостоятельно, отвечают.

Находят ответы в тексте.

Дают определения понятиям.

Сравнивают понятия, находят понятие с более выраженным оттенком по силе.
Анализируют, выдвигают свои версии, опираясь на свой жизненный опыт.

Называют после рассуждения.

7. Включение в систему знаний и повторения.  Включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  ранее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов. г) исследовательская работа:
– Найдите и прочитайте в тексте предложения, где есть слова, которые мы с вами сегодня изучали.
– Назовём эти слова и докажем ещё раз Пятачку, что это слова, используя правила.
Читают, называют, доказывают, используя правила.
8. Рефлексия деятельности. Итог урока. Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий – Какая была цель урока? (Познакомиться с маленькими словами).
– Чему мы должны были научиться? (Научиться находить их  в предложении, узнать, для чего они нужны в предложении).
– А для чего мы это делали?
– Помирить Пятачка и Винни-Пуха.
– Посмотрите, они повернулись друг к другу и больше не будут ссориться. (слайд 13)
– А вам в жизни где понадобятся знания об этих словах?  (Грамотно писать).
– А может кто-нибудь из вас знает, как эти слова называются в русском языке?

– Винни-Пух благодарит вас за работу и даёт всем по капле достижений. Заполните эти капли и положите в горшочек достижений (на столе учителя горшочек). Пусть он будет полным (на экране слайд 14). У детей на партах – листы в виде капли.

Умения                                 Самооценка
1. Научился находить  маленькие слова.
2. Узнал, для чего нужны
маленькие слова.
3. Работал в паре.
4. Работал коллективно.
5. Высказывал свои предположения.

– Всем спасибо за урок. Урок окончен.

 

Называют.
Рассуждают.

Выдвигают предположения.

Если есть дети, которые знают – предлоги – называют.

 

Оценивают свою работу на уроке – ставят на листках – каплях «+ или
– « и опускают в горшочек достижений.

 

Встают около парт.