Цель: создать условия для ознакомления обучающихся со словами с, в, к, на, за и другими, служащими для связи слов в предложении и определяющими смысл предложений.
Задачи:
- выявить, что в речи встречаются маленькие слова (предлоги),
- установить зависимость между смыслом предложения и маленькими словами (предлогами),
- показать практическим путём роль предлогов в предложении,
- развивать речь учащихся, расширять словарный запас, познакомить с названием «предлог»,
- способствовать развитию коммуникативных навыков (умение слушать и слышать, работать в паре, коллективно), развитию читательского умения.
Планируемые результаты:
- Предметные: обучающиеся научатся:
- наблюдать за предлогами;
- устанавливать зависимость между смыслом предложения и средствами связи слов (предлоги);
- выражать своё отношение к поступкам героя произведения;
- активизировать и расширять словарный запас,
- Личностные:
- планировать свою деятельность;
- контролировать свою работу по составлению предложений, соотнося предложения с их схемами;
- воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- Регулятивные:
- удерживают цель деятельности до получения результата.
- Познавательные:
- общеучебные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
- логические:
- анализируют рисунок;
- выдвигают свои предположения.
- Коммуникативные:
- используют речь для регуляции своего действия
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) | Выработать на личнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности | Читает стихотворение о начале урока. Мы
будем на уроке думать? Пожелание удачи на уроке детям. |
Слушают и отвечают хором – да, нет.
Улыбнулись друг другу, учителю. |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | – К нам в гости пришли Пятачок и
Винни-Пух (рисунки героев на 2 слайде Презентации)
и принесли с собой пословицу: «Не стыдно не знать
– стыдно не учиться». – Будет это являться предложением или нет? (Есть слова, есть законченная мысль). – Как понимаете её? – Сколько слов в этой пословице? – Как пишутся все слова в этом предложении? – Какое слово повторяется дважды? («Стыдно»). – Объясните значение этого слова. – В каком словаре можно узнать значение слова? (В толковом словаре учитель читает значение). – С какой буквы написано это слово? |
Рассматривают. Читают, доказывают и объясняют значение пословицы. Считают, называют правило. Находят слово и высказывают своё мнение. Называют правильно букву. |
3. Постановка учебной задачи (проблемная ситуация). | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | – Пятачок и Винни-Пух отвернулись друг
от друга? – Как вы думаете, почему? – Буква «с» попала в
название темы урока: «С, в, к, на, за и другие».
Из–за такого необычного названия темы Пятачок и
Винни-Пух поссорились. Винни-Пух утверждает, что
это слова, а не просто буквы. А Пятачок говорит,
что слова не могут быть маленькими, короткими, и
что они не нужны в предложении. |
Высказывают свои предположения. Слушают и сравнивают со своими предположениями. Высказывают свои предположения. Формулируют цель урока, заканчивая предложенную запись. Планируют результаты урока по записи на доске. |
4. Постановка проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания.) | Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Планирование предстоящей деятельности: – С чего начнём, чтобы помирить наших героев? – Что будем потом делать? – А мне хочется показать вам предмет, который, я думаю, нам поможет – забор (слайд 4) – Где люди используют забор? – Т. е., чтобы отделиться друг от друга. А мы сегодня наоборот, объединим друзей с помощью забора. (На 5 слайде картинка забора, стрелки от слов К, В, С, НА, ЗА) – Объясните, что означают стрелки. – Составим предложения, используя записи на заборе и стрелки (на настоящем заборе писать не разрешается, но у нас учебный забор, для благородной цели). – Составим про девочку. Куда она подошла? (слайд 6). Девочка подошла к забору. |______ ______ к __________ . – Про дыру в заборе. Где была дыра? (В заборе была дыра.) (слайд 7) | В _______ ________ _______ . – Про кота. Что сделал кот? (Кот спрыгнул с
забора.) (слайд 8) – Про птицу. Где сидит птица? (Рисунок птицы около предлога НА). На заборе сидит птица (слайд 9) | На ______
_______ _______ . | За _______ _______ _______. – Как пишутся эти слова с другими словами –
слитно или раздельно? – Давайте сделаем вывод, будут эти буквы словами или нет: (пишутся отдельно от других слов, помогают сделать предложение понятным, связывают слова в предложении). На доску вывешивается вывод, как правило: – Пятачок и Винни-Пух уже подвинулись ближе
друг к другу (Учитель подвигает их поближе). |
Высказывают свои предположения. Личный опыт детей – отвечают.
Анализируют рисунок, объясняют смысл изображений. Составляют предложения по рисунку.
Записывают схемы предложений, указывая словами
только предлоги.
Наблюдают, высказывают своё мнение. Закрывают полосками бумаги предлоги и пробуют прочитать предложения. Делают вывод. Читают вслух те дети, кто умеет хорошо читать. Рассматривают и объясняют схемы к каждому пункту правила.
Анализируют, объясняют. |
5. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоить учащимися новый способ действия. | – Обратите внимание на нашу тему
урока и цель. Там есть закрытая часть. Интересно
вам узнать, а что там? («И другие»). – Что это значит? – Верно, значит, есть и другие слова, похожие на эти. – Вот и попробуйте в паре, используя наши правила, вставить нужные слова в предложения. Проверка
фронтальная с экраном (слайд 11) Машина едет …дороге. |
Читают, определяют, чему уже научились,
а что ещё осталось не выученным. Высказывают предположения.
Работа в парах.
Отвечают по парам. |
6. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. |
Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. | Исследовательская работа с текстом. а)
первичное чтение – учитель и дети: б) вторичное чтение – дети по предложениям: – Сравните – заплакал и зарыдал? Какое слово
показывает более сильное действие? Что значит
зарыдал? в) выбрать наиболее подходящее название к
тексту – заголовок: |
Рассматривают, рассуждают, высказывают свои предположения. Слушают, Читают самостоятельно, отвечают. Находят ответы в тексте. Дают определения понятиям. Сравнивают понятия, находят понятие с более
выраженным оттенком по силе. Называют после рассуждения. |
7. Включение в систему знаний и повторения. | Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | г) исследовательская работа: – Найдите и прочитайте в тексте предложения, где есть слова, которые мы с вами сегодня изучали. – Назовём эти слова и докажем ещё раз Пятачку, что это слова, используя правила. |
Читают, называют, доказывают, используя правила. |
8. Рефлексия деятельности. Итог урока. | Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий | – Какая была цель урока? (Познакомиться
с маленькими словами). – Чему мы должны были научиться? (Научиться находить их в предложении, узнать, для чего они нужны в предложении). – А для чего мы это делали? – Помирить Пятачка и Винни-Пуха. – Посмотрите, они повернулись друг к другу и больше не будут ссориться. (слайд 13) – А вам в жизни где понадобятся знания об этих словах? (Грамотно писать). – А может кто-нибудь из вас знает, как эти слова называются в русском языке? – Винни-Пух благодарит вас за работу и даёт всем по капле достижений. Заполните эти капли и положите в горшочек достижений (на столе учителя горшочек). Пусть он будет полным (на экране слайд 14). У детей на партах – листы в виде капли. Умения
Самооценка – Всем спасибо за урок. Урок окончен. |
Называют. Выдвигают предположения. Если есть дети, которые знают – предлоги – называют.
Оценивают свою работу на уроке – ставят на
листках – каплях «+ или
Встают около парт. |