Урок русского языка по теме «Диалог»

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • создание условий для анализа доступного по содержанию художественного текста, осознания роли названия произведения;
  • создание условий для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
  • создание начальных представлений о нравственных понятиях; условий для формирования понимания нравственного содержания поступков людей, любви и уважению к Родине.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 3 класса, А.В.Поляковой, М.Просвещение, 2012 г., карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать его секреты.

- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?

- Выскажите свои мысли.

II. Актуализация знаний.

- Вспомните, что такое речь?

- Здравствуйте, до свидания, спасибо, абзац, пожалуйста.

- Что заметили?

- Когда употребляются эти слова? Как называется такая речь?

- Какое слово лишнее?

- Если у некоторых ребят возникли затруднения, как они могут помочь себе?

- Какую информацию могут получить ребята, посмотрев в словарь?

- Что такое абзац?

- Прочитайте тексты.

- На сколько частей можно разделить 1 текст?

1. В одном селе жил мужик. Была у него собака. Верой и правдой она служила ему много лет. Но состарилась собака. Привел мужик молодого пса....

2. -.Алло. Здравствуйте. Будьте добры, позовите, пожалуйста Лену.

- Сейчас.

- Алло. Я слушаю.

- Привет, Лена. Ты почему не была в школе?

- Я заболела. Но сейчас уже лучше.

- Выздоравливай. До свидания.

- Чем отличаются тексты? - Как определили?

III. Изучение нового материала.

- Что вы уже знаете о диалоге?

- Что еще необходимо узнать?

- Сформулируйте учебные задачи.

- Прочитайте.

- А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает. Пощелкивает. На старухину дочь поглядывает: Тепло ли тебе, девица?

А она ему в ответ: Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко...

- Чтозаметили? Можно сказать, что это текст Диалог или монолог?

- Кто участвует в разговоре?

- Сколько частей можно выделить?

1 этап. Выдвижение гипотезы.

- Какие у вас есть предположения, мысли?

- Как вы думаете, с какой учебной задачи необходимо начать свою работу?

- У вас появилась мысль о том, что это не монолог?

- Вы согласны в этой мыслью?

- А можно ли согласиться, не проверив?

- Как вы думаете, чтобы добиться верного результата, надо ли соблюдать план работы?

- Почему?

2 этап. Формулирование правила.

Что же такое диалог?

Как пишутся слова в диалоге?

3 этап. Первичное закрепление.

- На какую учебную задачу вы сейчас нашли ответ?

- Но вы поставили перед собой еще одну задачу: научиться различать монолог от диалога?

- Кто уже умеет различать монолог от диалога?

- Что поможет остальным ребятам правильно научиться читать и писать диалоги?

- Работа с учебником № 191.

- Как вам выяснить, правы вы или нет?

- Прочитайте текст и проверьте свои предположения.

- Что нового вы узнали из текста?

- Какой заголовок вы выбрали?

- Диалог или монолог?

- Кто участвует в разговоре?

- Сколько частей можно выделить?

- Что же такое диалог?

Физкультминутка.

Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали
Наши пальчики встряхнем
И опять писать начнем.

IV. Закрепление нового материала.

Творческая работа.

- Используя диалог, запишите свой вариант конца сказки про собаку.

Самостоятельная работа.

- Добавьте слово, чтобы получился диалог.

Ваня и Оля идут в кино.

- Мы с сестрой придумали игру.

-............... ?

Очень простую. Я называю местоимение, а она предмет, на какой он указывает.

- Давай играть! – предлагает Ваня.

-..................! – соглашается Оля.

Слова для справок: какую, давай.

V. Работа над пройденным материалом.

- Определите, где монолог и где диалог:

  • № 189, стр. 99 (монолог)
  • № 190, стр. 100 (диалог)

VI. Подведение итогов

- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти ответ?

- Что такое диалог?

- Что такое монолог?

Домашнее задание: выписать отрывок сказки, где присутствует диалог.