Краеведческая деятельность как одна из форм реализации проекта школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в условиях сельской местности

Разделы: Внеклассная работа


Современная система отечественного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей и подростков, разнообразием педагогических услуг. Появление новых педагогических систем, технологий и программ ставит перед образовательным учреждением ответственную задачу – выбрать такую программу и технологию работы с учащимися, которые не только могут быть успешно реализованы педагогическим коллективом, но и будут способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

Чтобы решить поставленные задачи и способствовать развитию творческой личности необходимо в процессе обучения использовать приемы и методы творческой и познавательной деятельности.

С целью формирования у ребят потребности к познавательной деятельности, к изучению родного края и к саморазвитию создан в нашей школе краеведческий музей в 1996 году по инициативе ветерана педагогического труда, отличника образования РС(Я), Почетного гражданина Кобяйского улуса Поповой Р.В. По линии музея в школе работает краеведческий кружок “Ситим”. На материалах музея проводятся встречи с ветеранами тыла и труда, с интересными людьми, научные конференции, музейные уроки, поисковые экспедиции с участием учителей и учащихся. Дети с интересом занимаются в кружке и участвуют во всех проводимых мероприятиях в качестве экскурсоводов и исследователей. Они очень ответственно относятся к ведению музейных уроков и становятся хорошими помощниками учителя. Таким образом, школьный музей выступает как творческая лаборатория, где с помощью учителя учащиеся привлекаются к поисковой, исследовательской деятельности в изучении своего родного края и в результате кропотливой работы учащиеся создают свои первые научные труды. В связи с принятием Концепции создания единой системы духовно – нравственного развития Кобяйского улуса на 2009 – 2019 годы в улусе функционирует единая музейная сеть под руководством краеведа улуса Ивановой Р.А. В музейно-краеведческой работе сегодня участвуют школьники, педагоги, родители, а также активисты общественных организаций. Наша школа носит имя своего земляка, учителя-воина, краеведа – исследователя, отца большой семьи, государственного деятеля республики Колмогорова Василия Егоровича. В 2010 году, к Году Учителя, по инициативе отличника РСФСР, Почетного гражданина Намского улуса, Почетного попечителя Кобяйского улуса, Кавалера Ордена Трудового Красного Знамени Колмогоровой Марии Ивановны открыт музей – класс “ Алгыс курдук олох”, посвященный к жизни и творчеству нашего земляка Колмогорова Василия Егоровича, который свой трудовой путь начал в родном Ситтинском наслеге в качестве заведующего начальной школы. Его жизнь и деятельность служит примером для подрастающего поколения и по этому благородному примеру в дальнейшем разрабатывается подпроект генеалогических изысканий семьи Колмогоровых и распространение их опыта семейного воспитания. Совместно запланированной работы школы и руководителя музейной сети Ивановой Р.А. проведена в наслеге и улусе декада, посвященная 90-летию со дня рождения В.Е.Колмогорова, советско – партийного работника, Почетного гражданина Якутии, одного из ярких представителей старшего поколения. В 2013 году по итогам совместной работы школьного музея и центром музейной сети была, проведена НПК “Педагог –новатор, педагог – ученый, педагог –мыслитель М.С.Слепцова”, посвященная 75-летию со дня рождения заслуженного учителя ЯАССР, к.п.н., лауреата Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской, обладателя медали К.Д.Ушинского, победителя конкурса учителей – новаторов Сибири и Дальнего Востока, супер – финалиста Всероссийского конкурса “Учитель года -1992”, стипендиата Международного фонда “Дети Саха-Азии”, Соросовского учителя средней школы, учителя-новатора, методиста –исследователя, автора учебных пособий по физике (7-11 кл.) на якутском языке с введением национального и регионального компонентов, Почетного гражданина Кобяйского улуса. В музее открыт зал, посвященный учителю – новатору, учителю – ученому, учителю – ученому Слепцовой Марии Серафимовны.

Цели и задачи деятельности школьного музея – активизация познавательной и творческой деятельности учащихся через организацию мероприятий патриотического воспитания. Реализация права учащихся на полноценное духовное и нравственное развитие предусматривает:

1. формирование чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;

2. осознание своей нравственно оправданной жизненной цели, призвания - знание того, что я могу и хочу сделать в своей жизни, каковы моё предназначение и ответственность перед собой, людьми, обществом, Родиной;

3. развитие чувства уверенности и защищенности- опоры на свои знания, нравственный опыт, на поддержку коллектива;

4. развитие чувства индивидуальности - понимание самого себя, уверенность в своих возможностях и значимости, адекватная оценка восприятия себя другими.

Данная цель деятельности школьного музея является значимой для школы, так как работаем по проекту духовно – нравственного воспитания учащихся

В деятельность краеведческого музея включаем разнообразные методические приемы:

1. Соединение познавательного содержания с исследовательской деятельностью детей. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем. На темы краеведения были написаны доклады, например: “ Сииттэ нэьилиэгин демографията”, “Климат с. Ситта Кобяйского района”, “Балыксыкка аналлаах ыйынньык” и т.д.

2. Биографический метод заключается в том, что в ходе исследований истории собственной семьи, родного села, учащиеся находят как примеры верности данному слову, примеры чести и достоинства. Особое место здесь занимают знакомство и изучение биографии Василия Егоровича Колмогорова чей жизненный путь - путь истинного патриота, яркой, духовно-богатой личности, а также нашей знаменитой землячки, учителя-новатора, учителя-ученого, учителя-мыслителя Слепцовой М.С.

3. Поисковый метод. Поиск местного краеведческого материала является самой увлекательной частью работы музея. Работа в библиотеке, переписка с архивами, военкоматами, изучение периодической печати, путешествие по родному краю, знакомство с вещевыми, изобразительными объектами наследия – один из путей сбора историко-краеведческого материала. Другими вариантами поисковой работы в родном селе являются встречи с односельчанами, ветеранами, интересными людьми, маршрутные экспедиции.

4. Колмогоровские чтения. На этих чтениях учащиеся и родители выступают с докладами на разную тему.

5. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, экскурсий, поисково-исследовательской экспедиции и шефской помощи ветеранам тыла и труда.

В работе школьного музея используются различные инновационные технологии

1. Проектная технология. Она наиболее часто используется в школьном музее. Технология проекта позволяет расширить возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации. Учащиеся используют данные, обсуждают, исследуют проблему, учатся работать с различными источниками информации, используют компьютерную технику. Использование метода проектов позволяет развивать коммуникативные навыки учащихся, повышает уверенность в собственных силах, развивает исследовательские способности, умение подходить к проблеме с научной точки зрения. По итогам поисковой работы учащимися написана 41 исследовательская работа, которые заняли призовые места в республиканских, региональных НПК.

2. Информационные технологии. Результатом проектной и исследовательской деятельности может стать мультимедийная презентация, которая впоследствии используется как учебный материал на уроке или внеурочном занятии в музее и позволяет создать информационное пространство музея с обучением учащихся овладению информационными технологиями и применением их в реальных целях.

3. Коллективные творческие дела. Результатом этих работ являются создания сборников “ Сииттэ о5олоро кэпсииллэр”, “Чурапчылар Сииттэ5э”, видеорепортажей “ Коьоруллуу алдьархайа”, “ Ойдуубут. Махтанабыт. Киэн туттабыт.” и т.д.

Таким образом, в процессе работы школьного музея как одного из центров духовно-нравственного воспитания, создается система краеведческого школьного образования. Главным результатом этой работы должна стать самоидентификация человека с образцами гражданского поведения, гражданского служения Родине.

Использованная литература.

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

2.Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

3.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.

5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

6.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-наДону: РГПИ, 1986- 361с.

8.Воробьева Н., Хитрова С.На новых рубежах. Москва, 94

9.Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого – социальный институт Флинта, 1998. – 432с.

10. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.

11. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

12. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразованиев школе - 1999-№3 - С.23- 26.

13.Иитии кыьата. Научнай методическай сурунаал. 2009 Дь

14.Колмогоров В.Е. Сииттэлэр 1917 сылга диэри кылгас историялара // рукопись, 1993г.

15.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2009 г.

16.Концепция создания единой системы духовно-нравственного развития Кобяйского улуса (2009-2020 г.г)

17. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6

18. Левина О.Д., Новгородова А.И.

19. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.

20. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.

21.Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.

22.Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.

23. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.

24.Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979- 461с.

25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М:Просвещение, 1995.- 478с.

26.Пахомова Л.С. Курс “Родной край” в школах Якутии // География в школе. – 2007. - №6. – С.45.

27. Пахомова Л.С. Школьный компонент географического образования. Якутск: Изд. ЯГУ, 2008. – 159с.

28.Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.

29.Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского – М.: Просвещение, 1983 – 384с.

30.Серошевский В.Л.Якуты. Опыт этнографического исследования. - 2-е изд.,М.,1993.-736 с.

31.Сивцева А.Л. Экономико-географическая характеристика Ситтинского наслега Кобяйского улуса РС(Я). – Дипломная работа.

32. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.

33.Финаров Д.П. Программа интегрированного курса “Краеведение” для учащихся средней школы (на примере Санкт – Петербурга и Ленинградской области) // География в школе. – 2010. - №1. – С.54-55.

34.Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев.// Воспитание школьников. 2001. - №3 С. 7-9.

35. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371