Современная эпоха общественного развития характеризуется стремительным нарастанием изменений, развитием инновационных процессов во всех сферах социокультурной жизни. В мобильном мире, как отмечают социологи, “инновации все более приобретают статус генерального индикатора культурного процесса того или иного общества”, а развитие инновационного потенциала социально организованных систем – статус стратегической цели. Одним из важнейших инфраструктурных элементов, призванных обеспечить становление конкурентоспособной экономики, инновационной системы на уровне общества, является институт образования[9].
От состояния образовательной системы, ее способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире. Новый федеральный документ, принятый в январе 2010 года поставил перед системой образования первоочередную задачу: создать “Школу будущего”, цель которой “раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире” [4].
Реализация этой национальной образовательной инициативы осуществляется посредством перехода на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствования учительского состава, изменения школьной инфраструктуры, сохранения и укрепление здоровья школьников, расширения самостоятельности школ. В соответствие с этим государство предъявляет новые требования как к педагогам, так и к управленцам современной школой.
Стратегические документы:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;
- Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа” целевой программе развития образования на 2011 –2015 годы;
- ФЦПРО –2011-2015;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010 №91-рп "О Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года";
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) общего образования – системообразующее направление ННШ.
Задачи:
- Достижение стратегических ориентиров, заложенных в ННШ (“современная школа”, социализация и здоровье, новые модели ПК, школа ступеней, ФХС);
Основной механизм: субсидии стажировочным площадкам
- Модернизация профобразования для региональных рынков труда с учетом демографической ситуации;
- Система оценки качества образования;
- Перспективы: переход на государственную программу;
- Достижение стратегических ориентиров:
Из многочисленных публикаций на тему управления образовательным учреждением видно, что практически все авторы имеют в виду управление образовательным процессом. Однако нельзя сводить все грани жизнедеятельности образовательного учреждения к одной – образовательному процессу. Нельзя управлять образовательным учреждением не управляя педагогическим персоналом, и наоборот. Школа без учителей, так же как и учителя без школы – бессмыслица.
Судьба реформ российского образования во многом зависит от профессиональной компетенции педагогов [2].
Реализация национальной образовательной инициативы Правительства РФ “Наша новая школа”, рассматривается с точки зрения компетентностного и деятельностного подходов, возникла необходимость в рассмотрении требований к учителю.
Анализ функции управления персоналом педагогического состава ОУ выявил сильные и слабые стороны управления персоналом:
Таблица 1 - Анализ функции управления персоналом
№ | Сильные стороны | Слабые стороны |
Организация обеспечивает гарантию социальной ответственности перед каждым работником; | Недостаточно внимания уделяется
трудовой адаптации персонала, обмену знаниями,
опытом и компетенциями; Молодым преподавателям без наставничества сложно адаптироваться к новым условиям. |
|
Оценка персонала происходит через аттестацию педагогических работников; | Чётко выстроенной системы мотивации работников к инновационной деятельности не наблюдается; | |
Организовывается содействие адаптации работников к нововведениям. | Определение цели и основных направлений обучения не связано с перспективами развития образовательного учреждения; | |
Ведётся анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование развития с учетом перспективы; | Совершенствование системы работы с персоналом происходит хаотично |
Ясно, что без совершенствования системы управления персоналом невозможно эффективно внедрить инновационные проекты в образовательном учреждении.
Главное заключается в создании особой инновационной атмосферы в образовательном учреждении. Об это много говорят зарубежные специалисты в области управления, а сейчас к осознанию этой проблемы пришли и российские управленцы.
Проблемам, возникающим в управлении образовательными учреждениями, посвящают свои труды Лазарев В.С., Сластенин В.А., Конаржевский Ю.А., Шамова Т.И.
Важную роль в достижении стратегической цели организации играет мотивация педагогических работников. Проблемы мотивации педагогических работников образовательных учреждений любых типов и видов всегда были и остаются, по сей день, наиболее актуальными независимо от общественно-политического строя, который функционирует на данном этапе. От четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность педагогических работников, но и конечные результаты образовательных учреждений в их многогранной деятельности и, особенно в области организации инновационных процессов в образовании и повышении качества образования.
Главная задача руководителя – достижение заинтересованности сотрудников в труде, развитие ответственности не только внешней, но и внутренней, не только объективной, но и субъективной, внимание со стороны руководителей ко всем членам коллектива и множество других моментов.
На основании ряда исследований (В.А. Одинцов, В.В. Степанов, С.С. Сергеев, Н.В. Силкиной), а также, опираясь на теорию А. Маслоу, построена следующая структура основных факторов трудовой мотивации (рис. 1):
Самореализация |
Отношения в коллективе |
Должностной рост |
Повышение квалификации |
Содержание труда |
Заработная плата |
Рисунок 1 - Структура основных факторов трудовой мотивации
Наиболее продуктивным и перспективным инструментом подъёма трудовой мотивации является работа с потенциальными факторами.
На мотивацию людей влияют имеющиеся у них потребности, и сотрудники будут мотивированы, если организация, в которой они работают, предоставит им различные вознаграждения или стимулы, позволяющие удовлетворить эти потребности.
Однако нет никаких гарантий, что, получив вознаграждение, сотрудник будет прилагать больше усилий в работе или, что наращивание усилий приведёт к повышению производительности и качества выполнения работы.
Необходимо заметить, что вознаграждение должно выплачиваться за достигнутые результаты (рис. 2)[]:
Рисунок 2 - Выполнение работы
Итак, если руководитель хочет повысить мотивацию сотрудников, то нужно учитывать три группы факторов:
- связь между усилиями и показателями работы;
- связь между показателями выполнения работы и вознаграждением;
- типы имеющихся вознаграждений.
Необходимо уделять внимание таким аспектам управления, о которых нередко забывают, занимаясь мотивацией.
Способности. Необходимо выяснить, способен ли сотрудник выполнить работу на требуемом уровне.
Цели. Чтобы связать усилия и выполнение работы, необходимо ставить ясные, согласованные цели, достижение которых можно измерить, и, кроме того, регулярно в процессе работы давать обратную связь.
Ресурсы. Ресурсы, требуемые для выполнения работы, включают в себя соответствующие инструменты, материалы, оборудование и необходимую информацию. Если чего-то недостаёт, сотрудник поймёт, что выполнение работы зависит не только от его усилий.
Время. Это ещё один фактор, который влияет на выполнение работы.
Проектирование работы. Этот фактор также влияет на взаимосвязь усилий и выполнением работы. Не мешает ли разнообразие должностных обязанностей эффективному выполнению работы? Соответствует ли оборудование выполняемому заданию?
Признательность за хорошо выполненную работу – это, вероятно, одна из разновидностей вознаграждений, который каждый может применять самостоятельно. Качественная работа заслуживает похвалы, хотя удивительно, насколько трудно иногда бывает похвалить сотрудника.
Рассматривая взаимосвязь между выполнением работы и результатами труда, необходимо остановиться на вопросе равного отношения ко всем сотрудникам. Какой бы вид вознаграждения за результаты труда ни применялся – оплата, продвижение, статус, мотивация каждого сотрудника будет зависеть от того, как другие вознаграждаются за определенный уровень работы и прилагаемых усилий.
Подведём итог: работники мотивированы будут тогда, когда связь между прилагаемыми усилиями, выполнением работы и вознаграждением очевидна [14].
Руководитель имеет возможность и должен, прежде всего, снизить уровень неудовлетворённости подчинённых, улучшив положение с регуляторами мотивации [1].
К регуляторам мотивации, снижающим уровень неудовлетворённости, относятся: рабочая среда, вознаграждения, безопасность.
К регуляторам мотивации повышающим уровень удовлетворённости, относятся: рост, чувство привязанности, интерес.
Таким образом, мотивационное программно – целевое управление базируется на том, что руководитель образовательного учреждения определяет, в чём благо подчинённого, в чём он испытывает потребность.
Мощное средство развития инициативы, креативности в коллективе - делегирование полномочий.
Оценить удовлетворённость работников помогают следующие косвенные показатели:
- Посещаемость работы;
- Количество опозданий;
- Количество длительных отсутствий и отпусков по болезни;
- Вероятность возникновения несчастного случая;
- Тенденции к претендентам на работу;
- Текучесть кадров.
Современный руководитель, думающий о перспективах развития организации, осознает необходимость регулярно обновлять знания и навыки персонала. Естественно, однообразная рутинная работа часто превращает молодых, горящих, инициативных работников в вялых, бездеятельных подчиненных. Для обеспечения эффективной деятельности вновь набранный персонал также необходимо обучать, поскольку энтузиазм, несомненно, хорош, но, если нет соответствующих знаний и опыта, от него мало толку. Если не организован процесс передачи знаний, то новички будут плохо приживаться.
Существует несколько видов обучения персонала:
Внутриорганизационное обучение;
Внеорганизационное обучение.
Рассмотрим некоторые аспекты, на которые должен обратить внимание руководитель при организации обучения. В первую очередь необходимо иметь единую программу обучения, подготовленную на основе анализа, а также изучения психологических особенностей сотрудников.
Завучу и методисту необходимо предварительно провести мониторинг проблемы, круглые столы или опросы и тщательно изучить мнение сотрудников, проанализировать и выявить сильные и слабые стороны, а так же определить степень потребности в обучении. Конечно, можно просто спустить программу сверху и в приказном порядке заставить всех обучаться по принципу “не хочешь — поможем, не сможешь — уволим”, но тогда процесс обучения превратится в муштру, которая всегда была основным недостатком отечественного подхода к образованию.
Система обучения и повышения квалификации работников образовательного учреждения будет эффективной лишь в том случае, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом, системой стимулирования труда (оплата труда, премии, льготы, моральные стимулы и др.), работой с резервом на руководящие должности, программами развития педагогического состава и др.
Положительный эффект, который получает организация при участии руководителей в процессе обучения персонала:
- меньше потребность в привлечении преподавателей со стороны, а значит, ниже финансовые издержки, связанные с обучением;
- руководители, работающие в качестве преподавателей, сами проходят своеобразное обучение. [>5]
Участие представителей руководства в подготовке и проведении обучения помогает решить еще одну очень важную задачу - повышение уровня приверженности административно-управленческого персонала целям организации.
Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в образовательном учреждении
1. Разработать план мероприятий по поддержке молодого специалиста.
Основные мероприятия по реализации данной рекомендации представлены в таблице 2.
Таблица 2 - План мероприятий по поддержке молодого специалиста
№ | Мероприятие | Ответственный | Сроки | Финансовые затраты |
Подготовительный этап | ||||
Разработка положения о наставничестве | Руководители МО | август-сентябрь | ||
Знакомство с должностной инструкцией | Зам. директора по УВР | август-сентябрь | ||
Знакомство с коллективом | Зам. директора по УВР | август-сентябрь | ||
Закрепление наставника | Зам. директора по УВР | сентябрь-октябрь | Оплата за наставничество из фонда стимулирования заработной платы | |
Знакомство с положением о наставничестве | Зам. директора по УВР, наставник, молодой специалист | сентябрь-октябрь | ||
Основной этап | ||||
Разработка совместного плана профессионального становления молодого специалиста. | Наставник | сентябрь-октябрь | ||
Посещение уроков молодого специалиста с последующим анализом. | Наставник | В течение периода наставничества | ||
Помощь в разработке уроков | Наставник | В течение периода наставничества | ||
Отчёт о своей работе перед наставником и председателем МО. | Молодой специалист | В конце каждой учебной четверти | ||
Ведение дневника о результатах труда. | Наставник | В течение периода наставничества | ||
Заключительный этап | ||||
Отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. | Наставник | Апрель-май |
2. Разработать систему мотивации педагогического персонала к инновационной деятельности.
Основные мероприятия по реализации данной рекомендации представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования персонала в условиях инновационной деятельности ОУ
№ | Мероприятие | Ответственный | Сроки | Финансовые затраты |
Подготовительный этап | ||||
Определение показателей труда, за которые ОУ намерено поощрять сотрудников; | Директор, руководители МО, заместители директора | Август-сентябрь | ||
Определение критерии оценки; | ||||
Опрос педагогов по выявлению основных потребностей; | Зам. директора по УВР | Август-сентябрь | ||
Разработка методов повышения уровня мотивации; | Директор, руководители МО, заместители директора | Август-сентябрь | ||
Основной этап | ||||
Выработка правил, по которым будут поощряться педагоги за достижение конкретного результата; | Директор, руководители МО, заместители директора | Сентябрь-октябрь | ||
Обсуждение и совместная выработка условий поощрения; | Коллектив образовательного учреждения | Сентябрь-октябрь | ||
Обеспечение принятие всеми работниками критериев оценки стимулирования; | Сентябрь-октябрь | |||
Утверждение разрабатываемых правил как официальной системы стимулирования; | Директор | Октябрь | ||
Заключительный этап | ||||
Периодический анализ действенности используемых методов стимулирования и корректировку системы по итогам анализа. | Директор, руководители МО, заместители директора | Май |
Механизм распределения стимулирующих выплат:
Бухгалтерия на основании финансово-экономических расчетов определяет сумму стимулирующей части ФОТ, подлежащую распределению.
Администрация школы:
а) осуществляет проблемно-ориентированный анализ на основании результатов наблюдений, анкетирования, интервьюирования, рейтинговой оценки деятельности учителей;
б) определяет наиболее приоритетные (наиболее важные для школы) мероприятия, направления работы, по которым учащиеся школы достигли наиболее высоких результатов;
в) составляет рейтинговый список педагогов школы по результатам их деятельности.
Комиссия по распределению ФОТ составляет список незапланированных видов работ, не входящих в основные обязанности работников, выдвигает предложение о размерах выплат.
Комиссия по распределению ФОТ согласовывает количественный список учителей и размеры выплат.
Общее видение результативности достигается в результате широкой дискуссии, в ходе которой происходит выработка норм, приоритетов, квоты, правил и регламента оценки качества предоставляемых образовательных услуг, и, следовательно, размера стимулирующих выплат.
3. Разработать план обучения персонала на основе проблем и потребностей ОУ.
Для реализации рекомендаций необходимо:
- Составить перспективный план обучения преподавателей на основе проблем и потребностей ОУ;
- Определение содержания обучения (формы и методы);
- Подбор обучающего персонала и программ обучения;
- Ресурсное сопровождение процесса обучения;
- Определения источников финансирования обучения персонала;
- Назначение сроков реализации и исполнителей (ответственных) данного плана обучения персонала. Корректировка плана – январь.
План обучения педагогов ОУ на учебный год представлен в таблице 4.
Цель: осуществить комплекс мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности, направленной на профессиональное развитие педагогов.
Задачи:
- Определение профессионального и образовательного уровня педагогов.
- Содействие повышению профессионального развития педагогов в образовательном учреждении.
- Разработка и апробация цикла мероприятий, направленных на обучение, профессиональное развитие педагогов.
Сроки реализации: 1 учебный год.
Таблица 4 - План обучения педагогов ОУ на учебный год
№ | Мероприятие | Ответственный | Сроки | Финансовые затраты |
Подготовительный этап | ||||
1. | Анкетирование с целью выявления уровня про-фессионального развития педагогов ОУ(Приложение 1) | Зам. директора по УВР, методист | август-сентябрь | |
2. | Индивидуальное собеседование с целью выявления мотивации деятельности педагогов. | Администрация | август-сентябрь | |
Основной этап | ||||
1. | Обновление научно- методического и материально-технического обеспечения с целью создания комфортных условий для педагога и ученика. | Зам. директора по УВР, АХЧ | В течение учебного года | заложено в бюджет на учебный год |
2. | Внутриорганизационное обучение работе с ПК. Тема обучения: “Возможности информационных технологий в образовательном процессе”. | Директор школы | I неделя ноября | Доп. оплата учителям информатики в размере 10% от заработной платы |
3. | Реализация Программы развития
педагогов: - организация семинаров, с целью развития профессиональной компетенции; -разработка и проведение проблемно-деятельностных игр, тренингов для педагогов; а)Тренинг “Педагог III тысячелетия”; в)Тренинг “Креативность”; с)Тренинг “Я-профессионал”; - организация индивидуальной работы с педагогами, испытывающими затруднения; - организация и проведение конкурсов среди педагогов ОУ; Фестиваль открытых уроков. |
Администрация, руководитель МО, психолог
педагог-психолог, руководитель МО |
В течение учебного года По плану мероприятий УО ноябрь декабрь январь В течение учебного года февраль-март |
ГМО
Доп. оплата психологу в размере 10% от заработной платы |
4 | Семинар-практикум по теме “Проектная деятельность с использованием новых информационных технологий”. Место проведения: ОУ. Организация семинара: представители СурГПУ. | Директор школы | IVнеделя марта | Без оплаты (в рамках федеральной национальной программы “Образование”) |
5. | Повышение мотивации педагогов: 1.похвала руководителя; 2.публичное признание заслуг (на совещании, педсовете); 3.награждение грамотой, благодарственным письмом на уровне ОУ, управления образования, Министерства образования. |
Администрация школы | В течение учебного года | Премии успешно обучающимся и показавшим высокие результаты обучения |
6. | Городская конференция на тему: “Возможности использования компьютерного класса в образовательном учреждении”. Место проведения: МБОУ СОШ. | Апрель | ||
7. | Совершенствование условий по
сохранению и улучшению психологического
здоровья педагогического коллектива: -распределение нагрузки учителей; -психологическая разгрузка; -семинары – тренинги; -психологические практикумы (корректировка тем по заявкам) |
Администрация школы
педагог-психолог |
В течение учебного года | |
Заключительный этап | ||||
1. | Анкетирование, с целью выявления уровня профессионального развития педагогов ОУ | Администрация школы | май | |
2. | Внесение корректив в план: 1.Подведение итогов обучения педагогического состава. 2. Внедрение других форм профессионального развития педагогов: кустовые пед. чтения; конкурс “Учитель года”; 2.Изменение срока реализации плана (корректировка сроков). |
Администрация школы | май |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Нормативные документы.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа” целевой программе развития образования на 2011 –2015 годы;
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;
- Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010 №91-рп "О Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года";
- ФЦПРО –2011-2015;
Основной список литературы.
- Басенко В.П., Жуков. Б.М., Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. Учебное пособие. М.:Издательство "Академия Естествознания", 2009
- Гармашова А.С. Учет квалификационных характеристик педагогов в новых системах оплаты труда //М., Информационный центр “МЦФЭР. Ресурсы образования”. Журнал: Справочник руководителя образовательного учреждения, №5, 2010
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1992
- Лазарев В. С. // Сельская школа. - 2003. - № 1.
- Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. М.: 2003 http://lib100.com/book/wealth/organizatciya_obucheniya_personala_kompanii
- Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия / Е. В. Маслов. – М.: Наука, 2000. – 288 с.
- Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение / Е. Моргунов. - М.: Бизнес- школа “Интел-синтез”, 2000. – 350 с.
- Мордвин, С. К. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами / С. К. Мордвин. - М.: ИНФРА – М, 2000. – 425 с.
- Мотивация людей на работе. http://www.ou-link.ru/pub/2004up_04_92.htm
- Мясоедова Е.А./Томилина Н.В. Программно-целевое проектирование образовательных систем: стратегии инновационного развития. Волгоград: Учитель. - 2011. – 351 с.
- Синякова, М. Г. Теория организации [Текст]: учебно–методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям “Менеджмент организации” и “Управление персоналом” / М. Г. Синякова. ГОУ ВПО “Уральский государственный педагогический университет”. – Екатеринбург: 2007. – 179 с.
- Сластёнин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Изд-во “Магистр”, 1997
- Сластёнин В.А. Учитель и время // Сов. Педагогика. – 1990. - №9. – с.3.
- Теория ожидания как современный подход к мотивации. http://ekonomic.narod.ru/nbene/manage/fmanage22.htm
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – с.66.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. (Библиотечка “Современная школа: проблемы руководства”). – М.: АПП ЦИТП, 1992
- http://imz.ucoz.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета “Педагогической оценка и самооценка готовности педагогов-воспитателей к инновационной деятельности”[17]
Инструкция: Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по 5-балльной шкале.
Характеристика педагога-воспитателя | Степень проявления |
I. Мотивационно-творческая направленность личности | |
Любознательность, творческий интерес | 1 2 3 4 5 |
Стремление к творческим достижениям | 1 2 3 4 5 |
Стремление к лидерству | 1 2 3 4 5 |
Стремление к получению высокой оценки творческой деятельности со стороны администрации | 1 2 3 4 5 |
Личная значимость творческой деятельности | 1 2 3 4 5 |
Стремление к совершенствованию | 1 2 3 4 5 |
II. Креативность | |
Продуцирование большого числа решений | 1 2 3 4 5 |
Независимость решений | 1 2 3 4 5 |
Генерирование идей | 1 2 3 4 5 |
Способность отказаться от стереотипов в воспитательной деятельности | 1 2 3 4 5 |
Стремление к риску | 1 2 3 4 5 |
Чувствительность к проблемам в воспитательной деятельности | 1 2 3 4 5 |
Критичность мышления, способность к оценочным суждениям | 1 2 3 4 5 |
Способность к самоанализу, рефлексии | 1 2 3 4 5 |
III. Профессиональные способности к инновационной деятельности | |
Способность к овладению методологией творческой деятельностью | 1 2 3 4 5 |
Владение методами творческого исследования | 1 2 3 4 5 |
Способность к созданию авторской концепции, технологии воспитательной деятельности | 1 2 3 4 5 |
Способность к планированию экспериментальной работы | 1 2 3 4 5 |
Способность к организации эксперимента в области воспитания в школе | 1 2 3 4 5 |
Способность к коррекции, перестройке воспитательной деятельности | 1 2 3 4 5 |
Способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других педагогов | 1 2 3 4 5 |
Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности | 1 2 3 4 5 |
Способность творчески разрешать конфликты | 1 2 3 4 5 |
IV. Индивидуальные особенности личности | |
Темп творческой деятельности | 2 3 4 5 |
Работоспособность личности в творческой деятельности | 2 3 4 5 |
Решительность, уверенность в себе | 2 3 4 5 |
Ответственность за результаты нововведений | 2 3 4 5 |
Убеждённость в социальной значимости творческой деятельности | 2 3 4 5 |
Способность к самоорганизации в творчестве | 2 3 4 5 |
На основе полученных результатов делаются выводы:
- о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности – набрано от 84 до 71 балла;
- среднем уровне – от 70 до 55 баллов;
- низком уровне – менее 55 баллов.