Сущность модульного обучения
Основополагающей идеей является модуль. Модуль это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технологии овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены
- цель усвоения модуля;
- где найти учебный материал;
- как овладеть им(выучить, составить конспект, решить задачу и т.д.);
- как проверить правильность выполненной задачи.
Роль учителя заключается в следующем:
- составление инструкций, модулей;
- уточнение конструкций при работе с ними;
- контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков
Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков - модулей, внутри которого учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Элементы внутри блока- модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.
Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у выпускника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних(знания, умения и навыки) средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая его роль сохраняется, но в рамках субъект - субъектных отношений в системе “учитель ученик”.
Названный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.
Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов в модуле, с реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.
По оценке В.П. Лапчинской, модульное обучение, частично применяемое в школах Англии и Швеции, строится по правилам модульности, когда конструкция учебного материала обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных целей, имеет законченность материала в модуле и интеграцию разных видов и форм обучения.
Положительный эффект, достигаемый в результате обучения, связан с его динамичностью, которая заключается в вариативности элементов, модулей, содержания элементов и модулей. Цели при данном обучении формулируются в терминах методов деятельности и способов действий и разделяются на циклы познания и циклов других видов деятельности. Модульное обучение отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учению.
Гибкость его связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности обучаемого.
Положительная роль модульного обучения связана с осознанностью перспективы обучения каждым учеником. Начало модуля содержит описание интегрированной цели, начало его элемента- описание частной цели.
Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть показатели реального результата решения задачи.
Постановка цели урока – идеальное предвосхищение его конечных результатов.
Цель должна быть диагностичной, т. е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за данное время.
Учителю следует формулировать триединую дидактическую цель и осуществлять ее на уроке.
1. Образовательный аспект ТДЦ предусматривает четкое определение объема и уровня знаний, уровня формирования умений и навыков специальных и общеучебных).
2. Воспитательный аспект включает формирование основных мировоззренческих идей и качеств личности.
3. Развивающий аспект предполагает : способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез,...);
- обеспечение овладения всеми видами деятельности;
- развитие познавательных интересов;
- развитие самостоятельности.
В зависимости от учебного предмета, темы урока учитель ставит его цель или предлагает сделать это самостоятельно учащимся.
Важная задача учителя - донести цель работы до учеников, выработать умение у них ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока. Цель учебной деятельности ученика- это предполагаемый результат, она формируется через эффективность обучения, выраженную в действиях ученика.
Структура учебного элемента
Порядковый номер в учебном элементе | Учебный материал | Управление обучением(содержание, формы, методы) |
0 | Цели и задачи УЭ | Необходимые знания и умения |
1 | Содержание учебного материала | Пояснения к учебному материалу, источники информации |
... | Обобщение (резюме) | Алгоритмы решения задач, ответы |
п | Контроль: вопросы для самоконтроля по трем уровням, выходной контроль пол трем уровням | Методы и ФОПД, внутрипредметные связи. |
Литература: “Технология модульного обучения в школе” П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, г. Москва новая школа 2001
Тема урока “Задачи на построение” Модуль: Построение перпендикулярной прямой / Вариант 1
Учебный элемент (УЭ) | Деятельность учащихся |
УЭ – 0 Интегрирующая цель: - Найти способ построения перпендикулярной прямой. - Найти способ деления отрезка пополам. - Научиться применять полученные знания при решении практических задач. |
Внимательно прочитайте цели и придерживайтесь их в процессе работы на уроке. |
УЭ – 1 Цель: построить прямую, перпендикулярную данной прямой а. (случай 1). Прочитайте задачу на с. 47 учебника и выполните 1). Прочитайте первый, второй и третий абзац на с.47 учебника и выполните 2) и 3). Прочитайте четвёртый абзац на с.47 учебника и выполните 4). Рисунок 87 |
Заполните пропуски: 1). Дано: ... Построить: ... 2). Алгоритм построения перпендикулярной прямой а: Оа
3). Выполните построение прямой, перпендикулярной данной (СО а, Оа ) 4). Докажите, что построенная прямая СО АВ, т.е. СО а. 1. АО = ... по построению; 2. АС= ... по построению; 3. СО - ... следовательно AСО = ... по трем сторонам. Из равенства треугольников следует равенство углов <... = < ... , значит СО ... |
УЭ – 2 Цель: через данную точку О провести прямую, перпендикулярную прямой а, (случай 2).
Рис.91 |
Заполните пропуски: 1). Дано: ... Построить: ... 2). Алгоритм построения прямой, перпендикулярной прямой а: О а:
3). Выполните построение прямой а ОС, (О а 4). Докажите, что а ОС, 1. AОВ = АО 1 В по трем сторонам: а) ... б) ... в) ... , значит < ОАС= < О 1 АС 2. АОС = О 1 АС (по двум сторонам и углу между ними: а) АО -... б)АС - ... в) < ОАС= < ... , значит ОО 1 АВ, т.е. ОО 1 а. |
УЭ – 3 Цель: Проверка знаний по модулю. ЗАДАЧА: Дан треугольник. Постройте его высоты. |
Выполните построение по алгоритму: Через точку А, провести прямую, перпендикулярную прямой ВС. (А N ВС) Через точку В провести ВК АС. Через точку С провести СМ АВ. |
УЭ – 4 Цель: приобретение навыков в построении прямой, перпендикулярной данной с помощью циркуля и линейки. ЗАДАЧА: Постройте треугольник , равный данному по трём заданным сторонам с помощью циркуля и линейки. |
Самоконтроль и самооценка по модулю
Вид самостоятельной деятельности учащегося | Оценка | |
1 | Построение биссектрисы угла с помощью циркуля и линейки | |
2 | Доказательство того, что построенный луч – есть биссектриса данного угла | |
3 | Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки | |
4 | Доказательство того, что проведенное построение делит отрезок пополам | |
5 | Деление отрезка на 4 равные части | |
6 | Построение биссектрис углов данного треугольника |
Модуль: Построение угла, равного данному.
Учебный элемент (УЭ) | Деятельность учащихся |
УЭ – 0 Интегрирующая цель: - Найти способ построения угла, равного данному. - Научиться применять полученные знания при решении практических задач. |
Внимательно прочитайте цели и придерживайтесь их в процессе работы на уроке. |
УЭ – 1 Цель: построить угол, равный данному углу.
Рисунок 86 |
Заполните пропуски: 1). Дано: ... Построить: ... 2). Алгоритм построения угла, равного данному угла:
3). Выполните построения угла, равного данному А 4). Докажите, что построенный угол, равен данному 1. АВ = ... по построению; 2. BD = ... по построению; 3. AD - ... следовательно ABD = ... по трем сторонам. Из равенства треугольников следует равенство углов ... , значит AD - ... |
УЭ – 2 Цель: построить середину отрезка
Рисунок 88, 89 |
Заполните пропуски: 1). Дано: ... Построить: ... 2). Алгоритм деления отрезка пополам:
3). Выполните деление отрезка АВ пополам: 4). Докажите, что точка О – есть середина данного отрезка: 1. AСС1 = BСС1 по трем сторонам: а) ... б) ... в) ... , значит . 2. AСО = BСО по двум сторонам и углу между ними: а) ... б) ... в) ... , значит АО = ОВ, т.е О – середина АВ |
УЭ – 3 Цель: Проверка знаний по модулю. ЗАДАЧА: Разделите данный угол на четыре равные части с помощью циркуля и линейки. |
Выполните построение по алгоритму: 1. Разделите угол MNК пополам; 2. Разделите каждую из полученных частей угла пополам |
УЭ – 4 Цель: Проверка знаний по модулю. ЗАДАЧА: Постройте медианы данного треугольника с помощью циркуля и линейки. |
Выполните построение по алгоритму: 1. Найдите середину стороны АВ и проведите медиану из вершины С. 2. Найдите середину стороны ВС и проведите медиану из вершины А. 3. Найдите середину стороны АС и проведите медиану из вершины В. |
УЭ – 5 Цель: Приобретение навыков в построении биссектрисы угла и делении отрезка пополам с помощью циркуля и линейки. |
Самоконтроль и самооценка по модулю
Вид самостоятельной деятельности учащегося | Оценка | |
1 | Построение биссектрисы угла с помощью циркуля и линейки | |
2 | Доказательство того, что построенный луч – есть биссектриса данного угла | |
3 | Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки | |
4 | Доказательство того, что проведенное построение делит отрезок пополам | |
5 | Деление угла на 4 равные части | |
6 | Построение медиан данного треугольника |