Цель урока: повторение и систематизация изученного материала по теме “Основы кинематики”; решение графических и аналитических задач. Рассмотрение понятия “Движение” в нравственно-смысловом аспекте.
Задачи:
- Обучающие: научить применять имеющиеся знания к различным практическим заданиям, повторить законы, определения, понятия и формулы.
- Развивающие: развивать интерес к изучаемому предмету, развивать логическое мышление.
- Воспитательные: создать условие для готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.
В ходе урока планируется формирование у
учащихся ключевых компетенций:
формирование
умений применять законы кинематики; овладение
способами решения теоретических и
экспериментальных задач.
Вид урока: совершенствование ЗУН.
Методы и приемы работы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый (эвристический); самостоятельная работа.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: повторительно-обобщающее учебное занятие.
Наглядные пособия, оборудования, раздаточный материал: интерактивная доска, рабочие карты учащихся, диагностические карты.
Ход урока
Организационная часть: (психологический настрой на урок) приветствие учителя, проверка готовности учащихся к учебному занятию. <Презентация, слайд 1>
Двигаться – это так естественно, что порой мы даже не задумываемся о том, насколько это для нас важно. До тех пор, пока нам не придется сразиться за эту свободу.
Человек от природы активен, творец и созидатель независимо от рода своей деятельности. Движение это жизнь! Глубина ума и чувств, сила воли и воображения, черты характера и способности – богатство духовной жизни человека.
Система движений составляют совокупность действий, которые объединяются общей целью и выполняют общественную функцию, есть деятельность. Человек сознательно выделяет себя из природы, познает ее закономерности и осознанно воздействует на нее. Человек, являясь личностью способен ставить цели, осознавать мотивы, которые побуждают его к активности. Активность является важной характеристикой психологического портрета личности. Она реализуется в деятельности, переходя в психологическое качество. Психологическая деятельность – личность в движении, а движение это жизнь...
Совместное раскрытие учителем и учениками темы и общих целей учебного занятия. (Сегодня мы говорим о движении во всех ее проявлениях.) <Презентация, слайд 2>
- Что вы вкладываете в понятие “движение”? (механическое движение, движение – развитие личности человека)
- Сейчас мы с вами повторим все определения, понятия и формулы механического движения.
Дать определение и какие разделы включает в себя механика. Что изучает кинематика. <Презентация, слайд 3,4>
Дать определения основным понятиям кинематики. <Презентация, слайд 5,6>
Рассмотреть виды движения:
- Прямолинейное и криволинейное
- Равномерное и неравномерное
- Равноускоренное и равнозамедленное.
Теперь мы повторим подробно каждый вид движения. <Презентация, слайд 7,8>
Равномерное прямолинейное движение, V = const (вывеивается на доске наглядный материал)
- какие основные формулы относятся к этому виду движения? <Презентация, слайд 9>
s = v t ; ;
Равномерное равноускоренное и равнозамедленное (равнопеременное) движение (отличаются знаками в проекции) (вывеивается на доске наглядный материал) <Презентация, слайд 10-12>
; v = v0 + a t ; ;
Движение по окружности, вертикально вверх и вниз (эти виды движения по программе мы рассмотрим позже) (вывеивается на доске наглядный материал)
<Презентация, слайд 13-15>
- Теперь общим ваши знания и самостоятельно выполним тест. Время выполнения 5 мин. Взаимопроверка. <Приложение 1>
Ответы на тест. <Презентация, слайд 16>
- Виды движения вывешены на доске, но не только для повторения изученного материала, но и для рассмотрения в ракурсе других аспектах.
- Охарактеризуйте виды движения с точки зрения развития личности.
- Мы с вами сегодня говорим о движении, а если человек ограничен в движении. На этом заканчивается жизнь?
- Вернемся к высказыванию, которое прозвучало на уроке. <Презентация, слайд 17>
- Нет, я вас сейчас представлю человека, чья судьба мне знакома. Виктор Счастливый.
<Презентация, слайд 18-21>
Мы познакомились на Всероссийском образовательном форуме “Селигер 2014”. Виктор произвел на меня глубочайшее впечатление, о нем так не расскажешь, его надо увидеть и услышать, это герой нашего времени.
Диагноз Виктора — прогрессирующая мышечная дистрофия. До 15 лет был бойким и непоседливым — как большинство активных ребят с сильным характером. В 15 лет ему поставили диагноз “прогрессирующая мышечная дистрофия”, и с тех пор с каждым годом он постепенно утрачивал.
- Были ли планы на жизнь? Виктору часто задают этот вопрос.
- Дожить до 23 — и повеситься. Я серьезно. Потом наступил 23-й день рождения, страшно стало. Дал себе еще несколько лет.....
На сегодняшний момент, он достаточно известная личность. Виктор, передвигается в инвалидном кресле, но это не мешает ему быть активнее большинства обычных людей. А самое главное, он возглавляет региональную общественную организацию инвалидов и оказывает помощь в адаптации людей с ограниченными возможностями в жизни. У Виктора постоянные выступления, лекции, переезды, отношение с девушкой. Ничего не мешает ему вести активный образ жизни. Он обездвижен физиологически, каждое движение дается ему с болью, но душа его, сердце, поступки, мысли, действия имеют бешенную скорость. Я желаю вам, брать примеры жизненных приоритетов, именно с таких героев нашего времени.
Действия по осознанию цели и последствий делятся на импульсивные и волевые. Импульсивные действия характеризуются маленькой степенью осознания цели и возможных последствий. Они встречаются у подростков, например, обычные неспециальные нарушения дисциплины. Волевые, встречаются у “сильных” подростков и характеризуются продуманностью цели и последствий.
Для выявления уровеня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности, мы сейчас проведем с вами диагностику. Методика изучения социализированности ( Рожков Михаил Иосифович профессор, доктор педагогических наук) и дальнейшей корректировки. <Презентация, слайд 22> <Приложение 2>
Мы заканчиваем наш урок. Если вы хотите и вам есть что сказать Виктору, мы вас с удовольствием послушаем.
Желаю вам, не останавливаться на полпути, и двигаться по этой дороге прямолинейно и равноускорено. Спасибо за урок! <Презентация, слайд 23>