Изучение фразеологии с одаренными детьми в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения его качества и доступности. В ФГОС нового поколения поддержка “талантливого ребёнка”, сохранения здоровья каждого ребёнка провозглашаются приоритетными государственными задачами.

Я считаю, что работать с одарёнными детьми нужно, именно от педагогов во многом зависит судьба одарённых школьников. Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Согласно исследованиям академика А.М.Матюшкина, детская одарённость – это, прежде всего высокие творческие возможности ребёнка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо области.

Современные гуманистические образовательные технологии исходят из признания самооценки и уникальности. Одарённые же дети представляют собой особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и развития, так как они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, высокой концентрацией внимания и отличной памятью. [2, с.42] 

Одной из главных задач школы является дальнейшее развитие всех этих способностей учащихся. Но на первом месте, конечно, стоит развитие речи ребёнка, формирование и обогащение его литературного языка. Работа над словом, над словосочетанием и предложением, а также над построением связной речи – необходимое условие не только развития речи, но и умственного развития в целом каждого ученика, в особенности одарённого школьника.

Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче он выражает свою мысль. “Хромое слово – кривая речь” - говорит русская пословица. Чтобы понять написанное, точно рассказать о прочитанном, чтобы речь была красивой, надо знать много слов, уметь точно употреблять их в речи. Важно научить детей контролировать точность речи. Сюда относится не просто умение передавать факты, наблюдения и чувства, но умение выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – слова, словесные обороты, передающие именно те значения и смысл, которые уместны именно в данном контексте. Точность речи требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения пользоваться синонимами, антонимами, фразеологией, наиболее точно, выражающими то, что хочет сказать говорящий.

Большинство школьных программ по русскому языку для младших классов ориентировано лишь на поверхностное знакомство учащихся с фразеологическими единицами.  Фразеология как самостоятельный раздел русского языка в начальной школе не изучается. Однако я считаю, что этот богатейший пласт русской лексики, отражающий национальную самобытность нашего языка, заслуживает большего внимания. Я предлагаю задания, которые включаю в уроки русского языка и литературы.

Задание 1

Замени выделенные фразеологические обороты одним словом.

Все бежали как на пожар.

Туристы берегли спички, как зеницу ока.

Из похода мы возвращались черепашьим шагом.

Услышав в кустах треск, ребята показали пятки. [4, с.21] 

Задание 2

Вместо точек напиши названия животных, птиц, насекомых.

... носа не подточит, как ... в воде, делать из ... слона, ... на горе свистит, ... на смех, как ... на сене, драть как сидорову ... , ... в овечьей шкуре [4, с.22].

Задание 3

Разъясни смысл фразеологического оборота и составь с ними предложение:

  • “дамоклов меч”,
  • “собаку съел”,
  • “плясать под чужую дудку” [3, с.46] 

Задание 4

Определите, где выражение “ни пуха, ни пера” употреблено в переносном смысле. Объясните происхождение и смысл фразеологического оборота.

Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка,
Говорила: - Не дерись, 
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле.
Он со школьного двора
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера! [6, с.125] 

Задание 5

Напиши сочинение, используя фразеологический оборот:  “дело труба”, “только пятки сверкали”, “ни свет ни заря”.

Задание 6

Напиши сочинение, используя фразеологический оборот, как подведение итога, вывода всего сочинения: “а воз и ныне там”, “ни жив, ни мёртв”.

Задание 7

Подбери синонимы к фразеологизмам:

1)

  • пустить корни – осесть где-либо;
  • заливаться смехом – хохотать;
  • хранить молчание – не разговаривать;
  • витать в облаках – мечтать и т. д.

2) подбор синонимичного фразеологизма к фразеологическому сочетанию: в поте лица;

  • не покладая рук;
  • от зари до зари;
  • кот наплакал;
  • по пальцам пересчитать;
  • с гулькин нос;
  • раз, два и обчелся и т. д.;

В своей работе я использую:

  • составление словаря фразеологизмов, начиная со второго класса, вводимые на уроке фразеологизмов, желательно вносить в специальный словарик с той целью, чтобы затем можно было обратиться к изученному ранее в других видах работы;
  • введение фразеологической минутки в минутки чистописания или в работу со словами с непроверяемым написанием.

И минутки чистописания, и работа над словарными словами проходят интереснее, если в них не требуется просто автоматическое повторение образца, а привносится что-то новое. Наряду с этимологией слова, ребят интересует и его нестандартное лексическое употребление. Например, в первом и втором классе во время словарной работы возможно введение фразеологизмов и последующая работа с ними: составление предложений, внесение в детский фразеологический словарик, дальнейшее иллюстрирование и т. д. Например, кровь с молоком, в голове ветер гуляет, кипеть от возмущения, медведь на ухо наступил, трескучий мороз, как корове седло, белая ворона и т.д.

Вначале возникали трудности, первые занятия проходили не просто: много времени уходило на объяснение заданий. Ребятам было интересно обращаться к словарям, некоторые попробовали себя в творческой деятельности: написании стихов, сказок, изготовлении рисунков, работали вместе над проектом “Фразеологические обороты – украшение нашей речи”. Такая форма работы учит детей рассуждать, доказывать, правильно говорить, понимать и любить родной язык.

В педагогическом процессе развитие одарённого учащегося целесообразно рассматривать, как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы. Чтобы всё это реализовать на практике, необходим системный подход к обучению одарённых учащихся, современная диагностика их способностей, предъявление им заданий более высокого уровня, а также профессионализм  учителя, способного работать с одарёнными детьми.

Список литературы

1. Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. – М., 1998.

2. Биржева М.А. Проектирование в работе с одарёнными детьми младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2007. - №3.

3. Земский А. Русский язык. – М, 1971.

4.Осокина О. Фразеология // Начальная школа. –   2007.

5. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М., 2007.

6. Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры / Под общей ред. М.В.Соловейчика. – М.: “Первое сентября”, 2000.