Правила написания письма

Разделы: Русский язык


ЦЕЛЬ:

  • формирование понятия о возникновении письма, о возникновении и назначении почтовой службы; формирование понятия о разнообразных типах письма;
  • формирование умения писать письмо, соблюдать правила этикета в письме, применять обращение; формирование умения подписывать конверт;
  • содействовать развитию культуры речевого творчества, расширению кругозора учащихся, воспитанию бережного отношения к письмам; воспитанию умения ценить русский язык, гордиться величием и богатством языка.

ОБОРУДОВАНИЕ: наглядный материал на доске (цитаты, копии писем, конверт, правила переписки, схема структуры письма, материал из истории письма), альбом с марками, конверты на партах (Приложение 4), аудиозапись “Кабы не было зимы” (Приложение 1), посылка, мультимедийный диапроектор, презентация к уроку (Приложение 2), видеофайл “Астраханцы в гостях у Деда Мороза” (Приложение 3).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Чтение учителем отрывка из стихотворения Павла Морозова “Письма”, спроецированного на экран с помощью мультимедийного диапроектора (Приложение 2).

Учитель. Наш урок сегодня хочется начать стихотворением Павла Морозова “Письма”.

* * *

Сегодня письма пишут единицы...
Их нежные улыбчивые лица
Нетрудно мне представить над страницей,
И что они расскажут в письмеце <...>

Я знал о том, кто – где и чем он дышит,
Я писем ждал; я верил, что напишут,
Но кто теперь какую выбрал нишу
Неведомо, и я вам не скажу...

Почтовый ящик пуст и неуместен,
И письмоноша нынче неестествен <...>
Мы носимся, как будто заводные,
Нам некогда отвлечься в выходные,
Черкните же мне, милые, родные,
Хотя бы просто коротко: “Привет!”
Мне трудно жить без ваших добрых истин,
Без ваших дум, без ваших гордых мыслей,
Как жаль, что мне сегодня нету писем,
Я б не заставил ждать ответ...

Учитель. Что вы знаете о Павле Морозове – авторе этих замечательных строк?

Ученики. Это поэт-астраханец, который учился в нашей школе. Стенд, посвящённый творчеству поэта, украшает стенд на втором этаже школы.

 II. Сообщение темы и целей урока.

Стук в дверь. Звучит музыка из мультфильма “Трое из Простаквашино”. Входит почтальон Печкин. (Грустный.)

Учитель. Посмотрите, ребята, кто пришел к нам в гости. Это же почтальон Печкин.

Печкин.

Мне грустно. Про меня совсем забыли.
Посмотрите на мою сумку,
Пустой она стала,
В ней только газеты,
А писем не стало.

Неужели, ребята, вы перестали друг другу писать письма?

Учитель. Уважаемый Печкин, будьте, пожалуйста, гостем на нашем уроке. Кто из вас, ребята догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Какова будет тема нашего урока?

Ученики. Речь пойдёт о правилах составления письма.

Учитель. Кроме того, мы сегодня будет писать письма Деду Морозу. Давайте запишем тему урока “Правила написания письма”.

III. Актуализация знаний.

1. Словарный диктант с самопроверкой (при помощи диапроектора).

- Начнем с того, что вспомним трудные слова.

Почтальон, здравствуйте, до свидания, адресат, отправитель, почта, конверт, индекс.

2. Слово учителя.

Корни письменности уходят в глубокую древность. Сегодня утром на машине времени нам доставили необычное письмо. Вот его текст.

(Приложение 2 Слайд 2).

Легко ли понять нам это послание? Что мы здесь видим?

Учащиеся. Фигурку человека, оленя.

Учитель. А как же прочитать это письмо? Ведь в нем ни одной буквы! Чтобы понять текст, нужно снова перенестись в далёкое прошлое, в то время, когда ещё не было письменности.

Сообщения учащихся о происхождении письменности.

(Приложение 5).

Учитель. А теперь давайте попробуем прочитать послание древнего человека

Я человек – охотник. Иду охотиться.

3. Знакомьтесь – почта.

В нашем диктанте встретились слова “почта” и “почтальон”. Давайте попросим нашего гостя – почтальона Печкина – рассказать о своей профессии.

Печкин. Ещё в Древнем мире возникла почта. Основателем почты принято считать наместника персидского царя Дария.

Древняя персидская почта была устроена целесообразно. На почтовых станциях, расположенных на расстоянии около 5 км, ждали оседланные лошади и гонцы, готовые в дорогу. Почта передавалась по эстафете. Есть свидетельства, что расстояния в 1000 км почта проходила почти за 6 дней.

В Древней Греции не было регулярной почтовой службы. Там использовались пешие скороходы, которые друг друга не сменяли. Один из них вошел в историю, пробежав из местечка Марафон в Афины, чтобы сообщить о победе над персами.

Почта – это предприятия, осуществляющие пересылку, выдачу и доставку почтовых отправлений. В широком смысле почта – это один из видов связи общего пользования – почтовая связь.

Работа у почтальона важная, трудная и ответственная. Почтальон, как солдат на своём посту. И в зной, и в мороз, и в дождь, и в метель идёт почтальон по улице и вовремя доставляет почту адресатам.

Учитель. Спасибо Вам, Печкин, за содержательный рассказ.

Печкин. Ну, что же, ребята, мне, пожалуй, пора. Загляну я к вам в пятницу, соберу письма Деду Морозу. До свидания.

4. Знакомство с типами писем.

Учитель. С чего начинается любое письмо?

Ученики. С приветствия и обращения.

Учитель. Форма обращения определяет отношения между людьми, состоящими в

переписке. Как мы выделяем обращение в тексте?

Ученики. Обращение в тексте выделяется запятой. Например: “Здравствуйте, ребята”.

Учитель. После приветствия и обращения следует текст письма, в котором может содержаться сообщение, пожелание, поздравление, приглашение. В конце письма обычно помещают слова прощания, подпись и место написания.

Письма с давних пор играли важную роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.

5. Работа с образцами писем.

Чтение учащимися образцов писем, спроецированных на экран. Определение их типа.

Учитель. Давайте, ребята, сделаем вывод о том, какие бывают письма.

Ученики. Письма-пожелания, письма-поздравления, письмо-информация.

6. Работа со схемой “Структура письма”.

Учитель. Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основное содержание, концовку. Посмотрите на схему “Структура письма”.

Через месяц наступят Новогодние праздники. Сейчас самое время хорошенько подготовиться к встрече Нового года, подумать о том, какие подарки хотим получить, какие желания загадать и, конечно, об этом написать Деду Морозу.

(Просмотр фильма о почте Деда Мороза. Слайд 13)

В прошлом году ученики нашей школы писали Деду Морозу письма. Вот какой ответ от Деда Мороза им пришёл.

Прочитайте письмо, найдите обращение и приветствие, основную часть, концовку.

7. Оформление конверта.

Учитель. Все написанные письма запечатывают в конверт. А для того, чтобы письмо благополучно путешествовало, необходимо конверт правильно заполнить.

Дед Мороз живет в Великом Устюге. А вот его адрес, который мы напишем в нижней части конверта, потому что Дед Мороз – получатель письма или адресат. (Демонстрация на диапроекторе.)

Свой адрес мы напишем в верхнем левом углу, т.к. мы – отправители.

На конверт не забудьте наклеить марку. Для чего она нужна?

(Приложение 6. Сообщение учеников о марке.)

8. Подведение итога урока.

Учитель. Что такое письмо?

Ученики. Написанный текст для сообщения чего-нибудь.

Учитель. Для чего нужны письма?

Ученики. Для общения людей на расстоянии.

Учитель. Из каких частей состоит письмо?

Ученики. Письмо, как и любой другой текст имеет три части: начало (зачин), основное содержание, концовку.

9. Творческая работа.

Учитель. Ребята, как бы вы обратились к Деду Морозу? С чего вы начнете свое письмо? Как его закончите?

10. Домашнее задание.

Дописать письмо.