Задачи:
- Ознакомить с произведением М.М.Пришвина “Моя Родина”.
- Дать понятие о жанре – очерк.
- Продолжать формировать читательские умения: определять тему, жанр, главную мысль произведения.
- Учить отвечать на вопросы, работать с текстом;
- Совершенствовать навык выразительного чтения
- Развивать речь, мышление, воображение учащихся, эстетический вкус.
- Воспитывать любовь к Родине через понимание и восприятие красоты родной природы.
Ход урока
1. Организационный момент:
- У нас сегодня на уроке гости, много гостей. Давайте будем добрыми хозяевами: покажем, как мы умеет работать, думать, рассуждать, слушать друг друга и слышать.
2. Введение в тему. Актуализация знаний учащихся
- Итак, начнем наш урок. А вот с творчеством какого писателя, известного нам по 1,2 классу, мы продолжим знакомство, попробуйте догадаться сами.
Проведем небольшую викторину (слайд-кроссворд).
- Кто будет моим помощником?
- Итак, узнайте из какого произведения отрывок? (Отрывки из произведений читают на отдельных листочках дети по желанию. После угадывания произведения в кроссворде появляется название и рядом рисунок обложки книги).
1) “Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянку, петров крест, заячью капусту. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусочек черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу” (“Лисичкин хлеб”)
2) “Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков” (“Золотой луг”)
3) “Осень глубоко продвинулась. В лесу ведь и в солнечные дни сумерки, а тут еще попадала листва и скрывает от глаз шляпки грибов.
- Есть грибы? – спросил я маленькую дочь лесника.
- Волнушки, рыжики, маслята.
- А белые?
- Есть и белые, только теперь начинает холоднеть, и белые переходят под елки. (“Грибы тоже ходят”)
4) “Я осторожно поднял веточку ели и через это лесное оконце увидел полянку. А на полянке береза, под березой пень, а рядом с пнем красная сыроежка. И такая большая, каких я в жизни не видел. И такая старая, что края даже завернулись вверх. Совсем как большая глубокая тарелка. (“Старый гриб”)
5) Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса в обход деревни, в озера на свободу. (“Ребята и утята”)
6) Часто я с завистью смотрю на нос своего пса и думаю: “Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок и ловил бы и ловил интересные мне запахи. (“Ярик”)
– Молодцы! Прекрасно помните произведения. Я думаю, что назвать имя, фамилию автора не составит вам труда. Итак, это… (М.М. Пришвин) Что вы уже знаете об этом писателе? (ответы детей)
3. Знакомство с биографией писателя.
- Группа наших ребят приготовила небольшой рассказ о М.М. Пришвине. (Выступают 6 учеников; по ходу рассказа каждого на экране появляются слайды)
1 учащийся: Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в обедневшей купеческой семье. Будучи ребенком, он был убежден, что все люди находятся во власти Кащея, поэтому он хотел быстрее вырасти и избавить людей от кащеева плена.
2 учащийся: Из первого класса гимназии мальчик убегает в солнечную и “золотую” страну Азию, чтобы найти место, где нет власти Кащея. Его, конечно, находят и возвращают в семью, но мечты о путешествии не оставляют будущего писателя.
3 учащийся: С дорожной сумкою и охотничьим ружьем он изучает сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре рождаются и первые его книги о природе: “В краю напуганных птиц”, “За волшебным колобком”.
4 учащийся: Михаил Пришвин в 1900 году уехал в Германию, где получил высшее экономическое образование в Лейпцигском университете.
5 учащийся: В 1906 году он возвратился на Родину. Работал журналистом. В годы первой мировой войны находился на фронте, был санитаром, корреспондентом. Затем, работал учителем, краеведом, журналистом. Написал много книг для взрослых.
6 учащийся: Книги Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле. Писать он мог только тогда, когда жил среди лесов и полей. Для детей вышли в свет его книги: “Матрешка в картошки”, “Ярик”, “Еж”, “Луговка”, “Лисичкин хлеб”, “В краю дедушки Мазая”, “Кладовая Солнца”, “Зверь бурундук”, “Журка”, “Зверята и утята”, “Старый гриб”, “Разговор птиц и зверей”.
- Большое спасибо за интересное сообщение. Молодцы!
4. Знакомство с новым произведением.
- Пришло время познакомиться с новым произведением М. Пришвина. Откройте учебник на странице 188. Прочитайте заглавие (“Моя Родина”). Кто может объяснить лексическое значение слова “Родина”? (ответы детей)
– Как называется наша большая Родина? (Россия)
Показ слайдов под музыку. – 1мин. Музыка продолжает звучать.
- Но у каждого из нас в душе своя маленькая Родина. Закройте глаза. Представьте себя вдали от родных мест, друзей, родителей. Вы очень долго где-то отдыхали и заскучали, вас тянет домой. Что вы представляете при этом?
- Теперь откройте глаза и поделитесь своими ассоциациями.
- А вот что для М. Пришвина маленькая Родина хотите узнать? Узнаем это, прочитав его произведение.
5. Чтение произведения учителем.
1) Первичный анализ.
- Понравилось ли вам произведение? Чем? (ответы детей)
- А похоже ли оно на все произведения Пришвина нами ранее изученные? (ответы детей)
2) Смоделируем обложку произведения.
К какому жанру можно отнести произведение Пришвина “Моя Родина” (подвести детей к тому, что это и рассказ, т.к. автор описывает реальные события и не рассказ т.к. нет сюжетной линии: развития события, кульминации, главных героев).
- Ребята, произведение Пришвина “Моя Родина” относится к новому для нас жанру – очерку (на экране появляется статья): Очерк – это…
- Итак, очерк это…(рассказ, но не художественный, а документальный).
- Поэтому возьмем для обозначения жанра квадрат (дети чертят на листочках)
- Следующий этап? (Тема произведения) – О Родине. Значит, выбираем какой цвет (красный) и наконец,…(заглавие).
- К работе с моделью обложки мы еще вернемся на уроке, отложите их в сторону.
6. Вторичное чтение учащихся
- А сейчас давайте еще раз прочитаем очерк Пришвина “Моя Родина”
- Мне хочется послушать Вас.
Аналитическое чтение.
1 абзац – Чтение про себя с “копилкой” вопросов (ребята задают вопросы по прочитанному абзацу).
- Как вы понимаете выражение “рано до солнца”?
- Чем угостила мать автора?
- В чем кипятилось молоко?
- Чем покрывалось сверху?
2 абзац – Чтение вслух (1 ученик)
- Как вы понимаете выражение “это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону”?
3 абзац – Чтение – “буксир” - О чем говорят эти строки?
4 абзац – Чтение – “цепочкой” – Оцените, у кого из ребят получится очень хорошее чтение своего предложения. – Итак, чье предложение вам показалось наиболее выразительным?
- О чем думает и мечтает автор в этом абзаце?
5 абзац – Чтение про себя с простым карандашом. Найдите и подчеркните слова, которые объясняют, в чем заключается “охота писателя”?
6 абзац – Чтение про себя. Приготовьтесь к выразительному чтению. Расставьте паузы, укажите логическое ударение - 1 человек вслух.
- Что же писатель называет “кладовой солнца”? (природа). Какие “сокровища жизни” надо охранять?
7. Обобщение: - А что зависит от каждого из нас? Что каждый из вас может сделать, чтобы охранять, беречь нашу Родину?
- Да, ребята, вы совершенно правы.
- Недаром свой очерк писатель заканчивает такими словами (на экране): “Охранять природу – значит, охранят Родину”.
- Очень бы хотелось, чтобы призыв М.М. Пришвина не остался лишь на бумаге, а ваши ответы на этом уроке в воздухе. А, действительно, каждый из вас внес бы свою посильную лепту в такое важное для всех нас дело: охранять и беречь нашу Родину.
(Музыка.)
- У нас осталось немного времени. Возьмите модели обложек. На обратной стороне запишите одно предложение из последних двух абзацев и нарисуйте иллюстрацию к этому предложению (дети работают под музыку).
8. Домашнее задание
– Если не успели, нарисовать иллюстрацию, учебник: вопрос 6.