В своей книге “Управление качеством образования” М.М. Поташник формулирует главное условие (изначальное), при котором образование может дать высокое качество – совпадение усилий педагогов с собственными усилиями ребёнка (ребёнок должен хотеть быть обучаемым, воспитуемым) – явление “педагогического резонанса”. И только тогда исходным в учреждении становится понятие не образования вообще, а образование личности как процесс и результат личной заботы, личных заслуг и неудач, т.е. деятельности по сотворению собственной личности.
Более 300 лет назад Я.А.Каменский предложил субъект-объектную педагогику (классно-урочную систему обучения). Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку, как субъекту учебной деятельности. Идеология ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) подразумевает, в том числе, субъект-субъектные отношения в процессе обучения.
В 2004 году нашей школе присвоен статус “Федеральная экспериментальная площадка” для реализации проекта “Формирование здоровья и развитие личности детей и подростков в процессе физического воспитания познавательно-развивающей направленности в образовательных учреждениях юга Кузбасса”. В 2006 году - статус “Областная экспериментальная площадка” по отработке и реализации здоровьесберегающего направления в ПНП “Образование” по теме “Формирование здоровья и развитие личности обучающихся и воспитанников в системе непрерывного физического образования”. Активно и успешно школа осуществляла инновационную деятельность по разработке и внедрению здоровьесберегающих технологий под руководством к.п.н. Н.В.Коваленко.
Возглавляя работу методического совета школы, я отчётливо понимала значимость поставленной перед педагогическим коллективом и мной лично цели. Непростая работа – работа в эксперименте. Были наблюдатели, были жёсткие оппоненты и даже откровенные циники. Но единомышленников становилось всё больше! Я поняла простую, но основополагающую истину, нельзя быть урокодателем! Сама атмосфера эксперимента обязывала искать свой почерк работы с учениками!
В 2006 году наша школа (первая в городе!) стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и получила грант 1 млн. рублей. И я безмерно счастлива, осознавая свой вклад в такое великое дело!
Я убеждена, каждый учитель имеет свою собственную методическую систему. По-своему, опираясь на знания и опыт, решает непростые задачи современного образования. Дело лишь в том, что не каждый педагог осознаёт это. Поэтому очень часто учителя-таланты говорят такую фразу “... я работаю по традиционной методике...”. Естественно, они имеют в виду традиционную парадигму образования.
Являясь членом городской проблемной группы по обобщению и распространению педагогического опыта, я имела счастливую возможность неоднократно убеждаться в необычайных педагогических способностях моих коллег. Вместе с тем я ещё раз убедилась в необходимости помогать, учителю делиться опытом своей работы, поддерживать его при демонстрации педагогических достижений и находок.
Хочу поделиться опытом работы методического совета нашей школы по обобщению и распространению педагогического опыта.
Приступая к выполнению любого дела (мероприятия, программы, обобщению своего опыта или опыта коллег и т.д.), проведите
Анкету для себя.
1. Что это дело дает мне?
2. Что я смогу дать делу? Или: что я могу сделать для наиболее оптимального выполнения данной работы с наименьшими затратами сил (физических и психологических) своих и тех, с которыми и для которых я буду работать.
Искренние ответы на вопросы этой анкеты определят план ваших дальнейших действий.
По результатам такого анкетирования методический совет школы разработал:
Схему самообразования учителя (приложение 1).
Схему подготовки и проведения научно-практической конференции учителей (приложение 2).
План мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта учителей (приложение 3). Хочу отметить существенные пояснения к этому плану (приложение 4).
Таблицу, содержащую информацию об учителях, чей опыт изучается, обобщается и распространяется в конкретном учебном году (приложение 5).
Тематический педсовет “Педагогический опыт – крупицы творчества” (приложение 6).
После проведения такого педсовета мы успешно решали задачи:
- разработали систему мероприятий по мотивации учителей на самообразование;
- разработали и провели консультации для учителей по анализу и самооанализу урока с позиций реализации здоровьесберегающих технологий;
- заметно продвинулся процесс распространения педагогического опыта учителей по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
- разработали подпрограммы Программы развития школы: “Научно-методическое обеспечение здоровьесберегающего урока”, “Сохранение и укрепление здоровья учителя”.
Мы логически включаем в повестки других педагогических советов вопросы по обобщению и распространению педагогического опыта учителей.
В результате творческой работы методического совета школы сформировалась оптимальная для нашего педагогического коллектива система работы по обобщению и распространению педагогического опыта
I. Выявление педагогического опыта (ПО)
КЕМ | ГДЕ | КОГДА |
Методические объединения и сообщества Aдминистрация школы |
уроки семинары внеклассные мероприятия |
за 2-3 года до аттестации педработника |
II. Утверждение кандидатур учителей для изучения их ПО по представлению на методсовете школы.
III. Изучение ПО педагога
- Работа администрации школы с учителями по мотивации их на эту работу. Когда эта работа будет успешной, то 80% дела сделано. Здесь обязательна анкета для себя, о которой я упоминала выше.
- Где изучается ПО: уроки, семинары, внеклассные мероприятия. Здесь опять же очень активно работает администрация школы и руководители МО.
- Контрольно-аналитическая деятельность администрации школы (срезы, тесты, проверочные контрольные и самостоятельные работы, результативность участия обучающихся в различных конкурсах, НПК).
- Работа методсовета школы по результатам изучения ПО.
У учителя должна быть возможность (обязательная!) периодически представлять свой опыт. Сегодня такая возможность ЕСТЬ! Главный девиз: не ленись! Никто лучше тебя самого не сможет презентовать твой опыт!
Где можно поделиться опытом своей работы:
- открытые уроки;
- индивидуальные консультации для коллег и родителей;
- семинары;
- мастер-классы;
- выставки педагогических достижений;
- конкурсы педагогического мастерства;
- размещение своих статей, разработок уроков и внеклассных мероприятий в газетах и журналах.
Вместо заключения
Очень существенные примечания:
Обратимся к новому Положению об аттестации педагогических работников. Приложение №1 к приказу департамента образования и науки Кемеровской области “Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории... по должности “учитель”. Пункт II “Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания”, подпункт 1 “Наличие целостного обобщенного педагогического опыта”. И многие учителя, имея богатейший педагогический опыт, могли бы его представить.
Считаю целесообразным обратиться к методическим службам (муниципального, регионального и федерального уровней) по вопросу о разработке Положения о критериях и документах, подтверждающих обобщение педагогического опыта (свидетельство, сертификат или что-то другое).
- Должен быть документ, который бы четко определял, в каком случае педагогический опыт учителя считается распространенным (печатное издание? участие в конкурсах, выставках, НПК? урок? или что?).
- Необходимо, наконец, разработать единые требования к оформлению работы для обобщения ПО (удобно, например, по теме самообразования учителя)
К обсуждению таких важных вопросов можно и нужно привлекать учителей.
Методическим службам различного уровня необходимо создавать творческие группы по вопросам обобщения и распространения ПО. Работа, на первый взгляд, рутинная. А на самом деле очень интересная и НУЖНАЯ! Стереотип мышления учителя в отношении презентации собственных достижений и побед почти не изменился за последние 3-5 лет. Поэтому учителю нужно помогать. С желанием и заинтересованностью!