Актуализация
Современная система уроков ориентирована не столько на передачу “готовых знаний”, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными общеучебными универсальными действиями (ОУУД), которые базируются на различных видах психической деятельности: активной мыслительной деятельности; высокой концентрации внимания; скорости реагирования на поток информации и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Это поможет обучающимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и в дальнейшем профессиональная успешность зависит от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности искать нестандартные способы решения проблем.
Предложенные виды работ, как мне кажется, поможет в решении вышеназванных задач.
Основная педагогическая идея:
- активизация мыслительной деятельности,
- развитие быстроты реакции,
- организация внимания.
Виды диктантов (блицопросов)
- цифровой диктант,
- буквенный диктант,
- математический диктант.
Цифровой диктант.
Описание:
- если ДА - 1
- если НЕТ – 0;
ответы записываются в столбик.
Я утверждаю, что...
- В словосочетании “осенний день” способ связи – согласование. (1)
- В предложении “Учение есть свет” нужно ставить тире. (0)
- В предложении “Эти слова включены в толковый словарь” сказуемое - составное именное. (1)
- “Остановись и вслушайся в трель соловья” - предложение односоставное определенно-личное. (1)
- Предложение “Сыплет черемуха снегом” - двусоставное. (1)
- Предложение “Возвращаясь с работы, я встретил старинного друга” осложнено обособленным обстоятельством. (1)
- Предложение “Темнеет теперь рано” - односоставное безличное. (1)
- Слово “коррозия” - физико-химический термин, обозначающий разрушение металла. (1)
- В предложении “Сыпь ты, черёмуха, снегом” - слово ЧЕРЁМУХА - подлежащее. (0)
- Слово “параллелограмм” пишется с удвоенной Л и удвоенной М. (1)
Комментарий
Целесообразно в данный вид работы включать 10 вопросов, т. к. легко считать процент выполнения и выставления оценок: 50-74% - “3”; 75-94%- “4”; 95-100% - “5”.
У кого ответы 0 (ноль) во 2 и 9 вопросах – оценка “5”; учитель может быстро просмотреть ответы у данных учеников, т. к. из столбика они “выхватываются” легко, далее – комментарии к допущенным ошибкам.
Буквенный диктант
(ответы записываются в строчку)
Эта буква...
- Первая в названии науки о частях речи – М.
- Первая, третья, предпоследняя в слове “ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ”. – И.
- Удвоенная согласная в слове “ТЕРРАСА”. – Р.
- Первая гласная в слове “РОСКОШНЫЙ”. – О.
- Первая буква в слове “ВСПОМНИТЬ”. – В.
- Первая гласная в слове “ЦЫГАН”. – Ы.
- Одинаковые гласные в фамилии автора таблицы химических элементов. – Е.
- Безударная гласная в корне слова “НЕИССЯКАЕМЫЙ”. – Я.
- Последняя согласная в слове “ЗАВЯЗЬ”. – З.
- Первая гласная корня в слове “ПРЕДЫСТОРИЯ”. – Ы.
- Сомнительная, трудноразличимая согласная в словах “ВОКЗАЛ” , “РЮКЗАК”. – К.
- Гласная после Ц в слове “НАСТУРЦИЯ”. – И.
Комментарий
У кого получилась фраза “Мировые языки”, значит, задание выполнено верно; далее – комментарии к допущенным ошибкам и переход к новой теме.
Математический диктант.
- К номеру склонения слова “ДРЕЛЬ” прибавьте количество звуков в слове “ЕЛЬ”. (3+3)
- От полученной суммы отнимите количество однородных членов в предложении “ПРИБЕЖАЛ ОН НА ПЕРРОН, СЕЛ В ОТЦЕПЛЕННЫЙ ВАГОН”. (6-2)
- К полученной разности прибавьте количество букв в фамилии автора сказки “СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА”. (4+8)
- Умножьте полученное на количество запятых в предложении “В НЕРАСПРОСТРАНЕНННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ НЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.” (12X2)
- Полученное произведение разделите на количество букв в корне слова “ОПЛАТИТЬ”.( 24:4)
- Прибавьте к полученному результату количество звуков в обращении из предложения “ДРУЗЬЯ, ПРИХОДИТЕ К НАМ НА ПРАЗДНИК”. (6+6=12)
Комментарий
У кого получился ответ “12”, значит, задание выполнено верно; дети получают оценки; далее – комментарии к допущенным ошибкам.
Вывод
Вышеописанные способы опроса имеют следующую методическую ценность:
- используются на любом этапе обучения,
- активизируют мыслительную деятельность учащихся,
- развивают быстроту реакции,
- концентрируют внимание,
- обеспечивают метапредметные связи,
- позволяют поставить большое количество оценок,
- обеспечивают сиюминутную обратную связь,
- экономят время,
- обеспечивают систематическую подготовку к итоговой аттестации.
Литература
- Винокурова Н.А. Подумаем вместе. М., АСТ “Слово”, 2011.
- Винокурова Н.А. 500 игр и головоломок для школьников. М., АСТ “Слово”, 2011.
- Галеева Н.В. Виды и формы заданий для развития интеллектуального потенциала ребёнка.
- Шалаева Г.П. Большая книга логических игр. М., АСТ “Слово”, 2011.
- Шибалова Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М., “Экзамен”, 2013.