Курс “Информатика и ИКТ” является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса “Информатика и ИКТ” в основной школе (в 8-9 классах). Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя: учебник “Информатика и ИКТ. Базовый уровень” для 10-11 классов и “Компьютерный практикум”.
Одним из принципов преподавания курса является – обеспечение готовности учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по информатике. Следствием изучения курса информатики должна быть готовность выпускников школы к сдаче ЕГЭ по информатике. В учебнике и компьютерном практикуме присутствуют типовые примеры и задания, используемые в ЕГЭ по информатике, но мало. Да к тому же недостаточно времени – как за 1 урок в неделю успеть все. Нашла выход с помощью дополнительных заданий для учащихся (с дифференцированным подходом). В 10-11 классах методика обучения информатике ориентирована на индивидуальный подход, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. Поэтому дополнительные задания можно использовать как для самостоятельной работы учащихся на уроке, так и во внеурочное время.
Дополнительные задания – задания ЕГЭ по информатике в соответствии с темами из глав учебника. Большую помощь в этом оказывают материалы с заданиями для подготовки к ЕГЭ 2015 по информатике, которые представлены на сайте Константина Полякова http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm , за что ему большое спасибо.
Глава 1. Информация, Глава 2. Информационные процессы в системах – Задания типа:
13: вычисление количества информации
1: кодирование и декодирование данных
10: кодирование, комбинаторика
9-2: скорость передачи информации
6-1: выполнение и анализ простых алгоритмов
6-2: анализ и построение алгоритмов для исполнителей
14: выполнение алгоритмов для исполнителя
7-1: адресация в электронных таблицах
7-2: анализ диаграмм в электронных таблицах
Глава 3. Информационные модели, Глава 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов – Задания типа:
15: поиск путей в графе
5: анализ информационных моделей
6-1: выполнение и анализ простых алгоритмов
14: выполнение алгоритмов для исполнителя
6-2: анализ и построение алгоритмов для исполнителей
4: кодирование чисел в разных системах счисления
16: позиционные системы счисления
9-1: кодирование звуковой информации
1: кодирование и декодирование данных
Глава 5. Технология использования и разработки информационных систем – Задания типа:
2: составление таблицы истинности логической функции
18: проверка истинности логического выражения
17: сложные запросы для поисковых систем
23: логические уравнения
3-2: сортировка и поиск в базах данных
9-2: скорость передачи информации
12: адресация в Интернете
Глава 6. Технология информационного моделирования – Задания типа:
7-1: адресация в электронных таблицах
7-2: анализ диаграмм в электронных таблицах
Преподавание профильного курса информатики
Согласно Базисному учебному плану (федеральный компонент) от 2004 года общеобразовательный курс “Информатика и ИКТ” на профильном уровне преподается в 10-11 классах общим объемом 280 часов. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса “Информатика и ИКТ” в основной школе (в 8-9 классах). Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя учебники для 10 и 11 классов, компьютерный практикум.
Одним из методических принципов, реализованных в УМК является обеспечение готовности учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по информатике. Следствием изучения курса информатики и ИКТ на профильном уровне должна стать готовность выпускников школы к сдаче ЕГЭ по информатике. Поэтому содержание всего УМК согласовано с содержанием КИМ для ЕГЭ по информатике: в учебниках и в компьютерном практикуме присутствуют типовые примеры и задания, используемые в ЕГЭ по информатике.
На web-странице “Сетевой семинар “Преподавание профильного курса информатики” http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/pk.php авторы представили материалы практикума в электронном виде, а также методические материалы для учителей (планы и методические разработки уроков). На форуме И. Г. Семакина http://metodist.lbz.ru/communication/forum/forum18/ постоянно идет обсуждение методики преподавания курса – большая помощь для учителя.
Список литературы.
1. Семакин И. Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10–11 классы : методическое пособие. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
http://lbz.ru/books/229/5256/
2. Семакин И. Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : практикум для 10–11 классов. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
http://lbz.ru/books/229/5206/
3. Семакин И. Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10–11 классов. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
http://lbz.ru/books/229/5209/
4. Семакин И. Г. и др. Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 10 класса. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
http://lbz.ru/books/231/5036/
5. Семакин И. Г. и др. Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 11 класса. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
http://lbz.ru/books/231/5854/