Цель: формирование представления о растительном и животном мире Антарктиды, о взаимосвязи жизни растений и животных.
Задачи:
Образовательная:
- сформировать представление о животном и растительном мире Антарктиды. (об основных растениях, животных и особенностях их приспособления к жизни в условиях Арктики);
Коррекционная:
- создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, умения устанавливать простейшие взаимосвязи между своеобразием растительного и животного мира материка;
Воспитательная:
- создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу Антарктиды.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация, музыка – приложение 1, учебник, простой и цветные карандаши, ластик.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам понадобится учебник, тетрадь, ручка, простой и цветные карандаши, при необходимости ластик. Проверьте, всё ли у вас присутствует на парте. Слайд 4.
II. Проверка ранее изученного материала.
- Вспомните, к изучению какого материка, мы с вами приступили несколько уроков назад. (Антарктида) - Слайд 5.
- Сколько материков на нашей планете? Назовите их.
Слайд 6. Перед вами карта мира, покажите на этой карте материк Антарктида.
А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал, который мы изучали на прошлых уроках. Перед вами на экране будет появляться вопрос и варианты ответов. Ваша задача выбрать правильный ответ. Приступаем.- Слайд 7-21.
- Каким цветом на карте обозначается Антарктида?
- Рельеф Антарктиды (горный, равнинный)
- Что отсутствует на материке Антарктида?
- Антарктиду называют ………
- Сколько длится полярная ночь
Молодцы, ребята!
III. Мотивация к уроку.
А сейчас, ребята, закройте глаза, я включу музыку, а вы представите, что вы в Антарктиде. Расслабьтесь и оглядитесь вокруг.
Слайд 22. Звучит музыка (Приложение 1)
- А теперь откройте глаза и расскажите, что вы увидели, там, в Антарктиде?
Дети описывают свои представления.
- А сейчас внимание на экран.
Слайд 23 – 33. Звучит та же музыка, на экране меняются фотографии Антарктиды. Учитель сопровождает показ чтением стихотворения:
Есть материк на белом свете,
Покрыт огромной толщей льда.
Один такой он на планете,
Но был такой он не всегда.
Давным - давно, когда по миру
Ещё не бегал человек,
Располагался в другом месте
Ныне холодный материк.
Возможно, бегали там зайцы
И кактусы кругом росли,
Цвели цветы и пели птицы,
Потом замёрзли и ушли.
Нет не цветы ушли, а зайцы,
Ушли туда где потеплей.
Цветы завяли и засохли,
С тех пор прошло уж много дней.
Смещалась к Югу Антарктида
И покрывалась ледником.
Сдвигалась медленно, но верно,
Окутывалась холодком.
А ныне, там ветрам раздолье,
Пингвины бегают вокруг.
В край необъятного простора
Советую вам съездить, друг.
- Это стихотворение про Антарктиду написал Павел Подковыров.
IV. Изучение нового материала.
Слайд 34. Открываем тетради, записываем число и тему сегодняшнего урока: Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы.
- В ясный солнечный день Антарктида выглядит величественно и даже не сурово, но это – холодная красота и обманчивый покой. Снег, лед, холод делают свое дело.
Антарктида – самый суровый материк земного шара. На первый взгляд она кажется безжизненна, но это не так. Слайд 35. На окраинах материка, у побережья только летом можно увидеть мхи, лишайники, различные водоросли. Слайд 36. Водоросли разных цветов создают красочные пятна, издали похожие на лужайки. Из-за сурового климата растений мало.
Населяют этот материк и бактерии невидимые нашему глазу.
Запись в тетради
Растительный мир: мхи, лишайники, бактерии.
- В Антарктиде нет летающих насекомых, птиц, зверей, которые добывают корм на суше. Все животные, обитающие на материке, находят пищу в море. Животные покрыты густым пухом, перьями. Их защищает и толстый слой подкожного жира, он помогает им сохранить тепло тела.
На побережье материка живут птицы. Этих птиц можно разделить на летающих, и не летающих. Слайд 37.
Запись в тетради
- Посмотрите на экран. Это те птицы, которые проводят лето на побережье Антарктиды.
Подробно мы с вами поговорим о пингвинах. Потому, что это основной житель Антарктиды. У пингвинов есть крылья, они широкие, но короткие и поэтому для полета они не приспособлены.
Всего в мире 17 видов пингвинов. Самый крупный из них - это императорский (Слайд 40) Императорские пингвины, самые крупные представители этого отряда пернатых, гнездятся на Антарктическом побережье. Вес самца достигает 45 килограммов, а самки — от 25 до 35 килограммов.
В период гнездования императорские пингвина покидают море, где проходит большая часть их жизни, выходят на берег и образуют здесь обширные колонии, насчитывающие иногда до 15—20 тысяч птиц. После того как самка откладывает прямо на снег одно яйцо, самец сразу же помещает его на свои лапы и затем — в подобие сумки — складку кожи на животе. Отложив яйцо, самки покидают колонию и уходят далеко к морю. Обогревом яйца занимается самец. Около 60 дней высиживает он птенца, оставаясь без пищи в течение всего этого времени. Живет самец за счет запасов жира, накопленных ранее. Вылупившийся из яйца птенец сидит несколько дней в сумке. Кормит его взрослая птица собственной полупереваренной пищей. Когда птенцы подрастают, они собираются в большие стаи и стоят на льду, тесно прижавшись друг к другу. Привычка держаться вместе спасает их от сильного холода и ветра. Одиночные же птенцы обычно погибают. Для того, чтобы прокормить их, родители нередко совершают длинные походы пешком от колонии до открытой воды, где находят необходимую пищу: моллюсков, ракообразных, а иногда и рыб.
Запись в тетради
Колонии пингвинов – это большие птичьи стаи.
Самый крупный пингвин – императорский.
- (Слайд 41) Но не все пингвины такие крупные, как императорские, на экране вы видите маленьких пингвинов. Это Адели. Их рост всего 50 сантиметров. На побережье Антарктиды они приплывают только летом. В зимнее время эти пингвины живут на вблизи находящихся островах. В вашем учебники есть картинка стр. 96, рис. 94.
- (Слайд 42) А сейчас я предлагаю вам взять карандаши и схематично нарисовать пингвина. Образец вы видите на экране. Я рисую вместе с вами.
Физкультминутка
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
Молодцы, садимся и продолжаем урок.
- (Сл. 43) и мы приступаем к изучению животного мира Антарктиды.
- (Сл. 44) Кроме птиц у побережья Антарктиды живут тюлени. Один из них – Уэдделла. Это крупный тюлень, который питается рыбой и кальмарами. Он очень хороший ныряльщик и может погружаться на глубину 600 метров и оставаться под водой около часа. Этот тюлень умеет выгрызать отверстие во льду.
- (Сл. 45) Тюлень – крабоед питается мелкими рачками.
- (Сл. 46) Пятнистый тюлень, или морской леопард. Так называют самого страшного хищника побережья Антарктиды. Морской леопард - относится к виду настоящих тюленей обитающих в субантарктических регионах Южного океана. Он является одним из самых грозных и опасных морских хищников. Леопардом его назвали за шкуры покрытой пятнами, а также из-за весьма хищного поведения - он так же свиреп и опасен для других морских животных. Этот хищный пятнистый тюлень устраивает неутомимую охоту на пингвинов и других теплокровных представителей фауны. При этом не отказываясь и от трупов ластоногих и китов, с удовольствием поедает кальмаров, рыбу. У морского леопарда обтекаемое тело, позволяющее развивать в воде большую скорость. Его голова необычно приплюснута и выглядит почти как у пресмыкающихся, пасть имеет два ряда мощных зубов с клыками. У животного практически отсутствует подкожный жир.
Мужская особь морского леопарда около трёх метров длинной и 300 килограммов весом - а вес самки морского леопарда может достигать полтонны. Догоняя добычу леопард способен развить скорость до 40 км/ч. Из-за обтекаемой формы тела этот тюлень напоминает торпеду, что способствует передвижению с большой скоростью. Передние плавники достигают метра и работая синхронно, несут тело вперёд. Длинная гибкая шея удерживает приплюснутую голову, напоминающую змеиную. Огромнейшая пасть имеет мощные челюсти и огромного размера зубы. Вот такой он портрет тюленя - убийцы.
Запись в тетрадях
Пятнистый тюлень (морской леопард) – самый страшный хищник Антарктиды.
- (Сл. 47) В Антарктике обитают киты. Это кашалот, касатка и синий кит. Синий кит – самой большой кит в мире. За исключением глотки, все остальное у голубого кита очень большое. При длине в 32 м это самое крупное из всех существ, когда-либо живших на нашей планете. Он в три раза больше самого крупного из динозавров, а весит как 2700 человек вместе взятые. Один язык голубого кита весит больше, чем слон, сердце у него размером с семейный автомобиль, а желудок может вместить более тонны разнообразной еды. Кроме того, издаваемый голубым китом звук – самый громкий из всех, что способно произвести живое существо: собратья могут услышать его низкочастотный “гул” на расстоянии более чем 16 тыс. км.
Запись в тетради
Синий кит – самый большой в мире.
- (Сл. 48) Красота Антарктиды безгранична и прекрасна, а всё прекрасное должно охраняться. Природа Антарктиды охраняется международным договором. На её территории нельзя строить промышленные объекты, военные базы. В договоре выделяются особые участки Антарктиды, где животный и растительный мир подлежит охране в первую очередь.
V. Подведение итогов урока. (Сл. 49)
- Что мы изучали сегодня уроке?
Чтобы узнать, как вы усвоили материал урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд
(Сл. 50)
Вопросы вы видите на экране.
1. Основной житель Антарктиды.
2. Самый крупный пингвин.
3. Пятнистый тюлень – хищник.
4. Чем питаются птицы, живущие на побережье Антарктиды.
5. Стая, в которую собираются пингвины.
6. Самый крупный кит, обитающий у берегов Антарктиды.
7. Что защищает животных Антарктиды от морозов.
- За хорошую работу на уроке, ребята получают оценки.
VI. Задание на дом (Сл. 51)
- Читать стр. 95-97.
- Устно, подготовить рассказ о пингвинах.