Урок окружающего мира по теме «Река, ее части. Значение рек для людей». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Место урока в курсе: содержательная линия “Многообразие и красота объектов окружающего мира”, раздел: “Вода на Земле”. Учащиеся 2 класса расширяют представление о пресной воде на Земле, после изучения морей и океанов с солёной водой. Важность данной темы заключается в том, что учащиеся впервые знакомятся с рекой и её особенностями, а также значением реки для человека.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование представлений о реке, значении рек для людей.

Для достижения цели поставила задачи:

  • дать понятие река, ее части, особенности рек.
  • показать значение рек для людей
  • развивать умение добывать информацию из различных источников и представлять ее.
  • воспитывать экологическое сознание, желание сохранять чистоту и красоту рек.

В результате изучения данной темы, учащиеся должны

знать:

  • что такое река, части реки;
  • виды рек;
  • питание рек;
  • значение рек для жизнедеятельности людей;

 

уметь:

  • работать с картой;
  • показывать реку, ее части;
  • делать выводы, обобщать, анализировать, сравнивать.

Для достижения целей и задач применяю следующие методы и формы:

Методы работы:

  • наглядно-иллюстративный (показ иллюстраций, видеофрагментов)
  • словесный (рассказ, беседа, объяснение)
  • частично- поисковый (работа с картой, с разрезной схемой реки, со справочным материалом)
  • метод контроля (тест с выбором ответа)
  • проблемный (постановка проблемы: “Почему реки текут ?”)

Формы работы: групповая, парная, фронтальная.

На уроке использую оборудование:

  • компьютер
  • мультимедиа проектор
  • экран
  • справочный материал
  • разрезная схема реки
  • бумага
  • клей
  • физическая карта России, карта полушарий

Урок включает следующие этапы:

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания - 3 мин.
  3. Актуализация знаний - 3 мин.
  4. Изучение нового материала - 15 мин.
  5. Физкультминутка - 1 мин.
  6. Закрепление изученного материала - 3 мин.
  7. Обобщение знаний - 10 мин.
  8. Итог урока - 3 мин.
  9. Домашнее задание (инструктаж) - 1 мин.

Ход урока

Этап, задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный -Что нам пригодится для успешной работы на уроке? - быстро включаются в деловой ритм урока.
II. Проверка домашнего задания:

установить уровень знаний у обучающихся по теме “Океаны и моря”.

Предлагаю выполнить тест (приложение) - выполняют тест;

- осуществляют взаимопроверку;

- оценивают свою работу по предложенным критериям.

 

III. Актуализация знаний:

подготовка к восприятию нового материала

- предлагаю задание на классификацию водоемов (метод наглядности),

- провожу словарную работу (объяснение значения слова:

“пресная”)

Ставлю перед учащимися учебную проблему: “Почему реки текут?”

(Нацеливание на постановку задач)

- рассматривают иллюстрации;

-находят лишний водоем, доказывают;

- отгадывают загадку о реке;

- на физической карте России учащиеся рассматривают, как обозначены реки, выделяют главный признак реки.

- формулируют тему и задачи урока под руководством учителя

IV. Изучение нового материала

Дать понятие “река”, “исток”, “устье”, “русло”, “приток”, равнинная и горная реки, питание рек.

Даю задание: составить схему реки из разрезных частей.

Создаю нестандартную ситуацию.

Задаю вопросы на понимание материала.

Показ рек на карте.

Показ видеофрагментов: “Водопад Виктория”, “Половодье”

- практическая работа в группе:

- составляют схему реки из частей;

- ведут учебный диалог;

- пользуются толковым словарем;

- объясняют значение слов;

- представляют выполненную работу и анализируют;

- сравнивают реки;

- отвечают на вопросы;

- делают выводы.

V. Закрепление изученного материала Для закрепления понятий организую путешествие по реке Обь (использование краеведческого материала) - работа по карте в паре;

- находят исток, устье реки, показывают русло, притоки реки Обь.

VI. Обобщение знаний:

показать значение реки для жителей города и отрицательное влияние на чистоту рек.

Даю задание каждой группе;

Сопровождаю выступление групп показом иллюстраций.

Подвожу итог работы.

- работают в группе;

- рассуждают о значении реки;

- обсуждают проблему загрязнения реки;

- составляют памятку для жителей города по сохранению чистоты реки (творческая работа);

- выступают с устным сообщением;

- делают выводы об отношении человека и природы и о роли человека в окружающем мире.

VII. Подведение итогов. Рефлексия. Дать анализ и оценку успешности достижения цели. - анализируют свою деятельность на уроке.
VIII. Домашнее задание Сообщение домашнего задания, инструктаж по его выполнению. - записывают домашнее задание (на выбор)

Приложение

ТЕСТ

Обведи буквы правильных ответов.

1.Огромные участки суши, которые окружены водными пространствами, - это

А)Горы

б) Материки

в) Равнины

Огромные водные пространства, которые окружают материки и острова, - это

А)Море

б) Антарктида

в) Океаны

Сколько на Земле океанов?

a) 6

б) 4

в) 3

4. Какой океан самый большой?

а) Тихий

б) Индийский

в) Атлантический

5. Часть океана, - это

а) острова

б) полуострова

в) море

Проверь и оцени свою работу. Оценка

1 2 3 4 5
         
+\-