Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Что дороже всего на свете?»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

- уточнить представление детей о том, что дороже всего на свете, о хлебе;

- закрепить знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба;

- упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба. (тракторист, сеяльщик, комбайнер, шофер, рабочие элеватора, мельник, пекарь), сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона);

- воспитывать уважение к хлебу и труду земледельцев, выращивающих хлеб – самое главное богатство страны;

- развивать связную речь детей.

Материал и оборудование: хлебные изделия, колоски пшеницы, иллюстрации о труде хлеборобов, цветная бумага, ножницы, клей, для аппликации “Колосок”, гуашь, бумага для рисования колоска, фонограмма музыки П.И.Чайковского “Времена года”, игра “Расставь правильно”.

Предварительная работа: чтение сказки “Колосок”, С. Шуртаков “Зерно упало в землю”, Г.Х.Андерсен “О девочке, которая наступила на хлеб”, дидактическая игра “Откуда на стол хлеб пришел”, “От зернышка до булочки”, беседа о работе хлеборобов.

Элементы здоровьесбережения:

- дыхательная гимнастика,

- физкультминутка “Зернышко”,

- релаксация,

- пальчиковая игра “Мы лепили пироги”.

Ход занятия

- Ребята, сегодня у нас занятие познавательное развитие, развитие речи и рисование(интегрированное). Вначале я бы хотела узнать, знаете ли вы, что дороже всего на свете? (Родина, дружба, мама, хлеб, золото)

- Оказывается золото не самое дорогое. Есть что-то дороже его. Сейчас я расскажу вам одну историю.

Жил в давние времена один царь. Звали его Мидас. Был он жадный и все хотел стать самым богатым. И тогда попросил богов сделать так, чтобы он мог все превращать в золото. Прикоснется к любому предмету – тот становится золотым. Боги дали ему такую способность. Но скоро Мидас и сам был не рад. Потому что в золото превратилась и еда. Даже хлеб. И тогда стал он снова просить богов: не надо ему никакого золота, лишь бы был хлеб.

- Так что дороже золота?

- Правильно ребята.

- Как называется край - в котором мы живем? (Алтайский)

- Вы знаете, что наш край богат полями - на которых выращивают хлеб, и сегодня мы с вами поговорим о том как растет хлеб.

- Стоит в поле дом,
Полон дом зерном.

- Что это? Правильно, колосок.

- Посмотрите внимательно на колоски. (Пшеницы и ржи)

- Какой хлеб получается из них?

- Что нужно сделать, чтобы выросли колоски?

- Сначала взрыхлить землю. (Вспахать)

Игра “Расставь правильно”

Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности

- Правильно сначала нужно поставить картинку, где пашут землю.

- Какую картинку поставим следующую?

- Что нужно сделать потом? (Засеять)

- Вспахали землю, теперь нужно ее засеять.

- Почему именно эта картинка должна быть следующей? и т.д.

- Кто хочет рассказать, как же выращивают хлеб? (Затем воспитатель сам повторяет рассказ)

- Скажите, пожалуйста, сами машины могут работать без помощи человека? Конечно - нет. Машина ничего сама не сделает, пока ею не будет управлять человек.

- Кто же вспахивает землю и убирает урожай. (Люди – хлеборобы – механизаторы)

- Люди каких профессий управляют техникой. (Машина, трактор, комбайн)

- Каким одним словом мы можем их назвать? (Хлеборобы)

Нелегкая работа у хлеборобов. Нелегкая, но радостная. Почему радостная.

- Мы знаем много загадок о хлебе. Сейчас я загадаю, а вы попробуйте отгадать.

- Какой конь землю пашет, а сено не ест?

- Вырос в поле дом, полон дом зерном.

- Он идет - волну сечет. Из трубы зерно течет.

- Он и черный, он и белый.
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним.

- Молодцы, хорошо вы сегодня отвечаете. Послушайте, какое стихотворение я вам сейчас расскажу.

Падал снег на порог, кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пек, ручейком пирог утек.

Пироги себе лепи не из снега, из муки.

- Кто нам может рассказать путь изготовления хлеба? (Зерно – мука – тесто – продукт)

- Кто пирог ребятам пек, ну, конечно не пилот!

Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом.

- Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца …)

Вот он, хлебушек душистый, с хрупкой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый, словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, сохраняло, берегло.

- Кто скажет, как мы должны относиться к хлебу. (Не крошить во время еды, нельзя надкусывать и оставлять, бросать на пол…)

Физкультминутка “Зернышко” (выразительные движения, релаксация)

Ход игры: Вы маленькое зернышко, которое спит в теплой рыхлой мягкой земле. Теплый дождичек поливает землю зернышку уютно, от теплой водички, которая подбегает под зернышко, оно начинает набухать и давать росток и корешок. Корешок растет все глубже и глубже, а росток постепенно поднимается все выше и выше и вот уже над землей высоко поднимается стебелек на котором завязывается колосок. Светит ясное солнышко, колоску тепло, светло. От яркого солнышка наливается колосок, зреют в нем зернышки. Колосок становится тяжелее и от этого ему все радостнее и радостнее становится, он улыбается ясному солнышку и думает о том, что чем больше будет в нем зерна, тем больше он пользы принесет людям. А сейчас вдохните теплый легкий аромат поля.

Немного отдохнули, сядьте на стульчики и скажите, кто из вас знает пословицы и поговорки о хлебе?

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Зернышко к зернышку – будет мешок.

- Хлеб - всему голова.

- Нет хлеба, так нет и обеда.

- Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска.

- Нет хлеба, так нет и обеда.

- Дети, мы тоже можем отблагодарить всех тех, кто растил для нас хлеб, сделать приятное для хлеборобов. Предлагаю изобразить колоски, а затем мы наши работы запечатаем в конверт, подпишем и пошлем по почте.

Пальчиковая игра “Мы лепили пироги”

Творчество детей. (Самостоятельный выбор детей вида деятельности: рисование или аппликация колоска)

Итог занятия.