Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся: учащиеся должны:
- знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль прилагательного;
- уметь аргументировано доказывать принадлежность слова к имени прилагательному;
- отличать прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
- правильно использовать именаприлагательные в речи.
Оборудование:
- учебный комплекс «Русский язык. Теория 5-9 кл.» В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова;
- «Русский язык. Практика. 6 класс»/ Под ред. Г.К. Лидман-Орловой;
- репродукции картин художников-импрессионистов,
- мультимедийный проектор, экран,
- опорные карточки,
- толковый и иностранный словари,
- поэтические сборники О. Мандельштама, Н. Заболоцкого.
Приёмы работы: устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ ,,трудных” слов, составление грамматического алгоритма, кластера, vтворческая работа, выборочный диктант.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Установка на активную познавательную деятельность.
Учитель: Я предлагаю вам прослушать текст и ответить на вопрос: какова основная мысльданного текста?
Приложение 1
Ученик: Основная мысль текста: неспособность человека передать свои впечатления от увиденного из-за недостатка определенных знаний..
III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока. Изучение нового материала.
Учитель: Какие слова помогают ярко и образно описывать окружающий нас мир?
Ученик: Имена прилагательные.
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Ученик: Об именах прилагательных.
Учитель:Вы уже имеете представление о прилагательном как части речи из курса начальной школы, 5 класса. Таким образом, какова цель нашего урока?
Ученики:На уроке мы должны обобщитьи расширить знания об имени прилагательном как части речи.
Учитель: Каким образом мы можем решить эту задачу?
Ученик: Составить грамматический алгоритм, кластер или прочитать параграф в учебнике.
Учитель: Я предлагаю разделиться на несколько групп. Первая группа самостоятельно составляет кластер, вторая группа работает с учителем по составлению грамматического алгоритма, а третья – читает параграф при помощи приема «Инсерт» (самостоятельно читая учебный текст, делайте в нем пометки: «V» - эту информацию знаю, «+» - это новая для меня информация, «?» - эта информация мне непонятна, у меня есть вопросы). Проанализируйте формулировки заданий, оцените степень их сложности и выберите то задание, которое вас заинтересовало.
Задание для 1 группы
Составьте кластер по ответам, которые вы дадите после выполнения задания «Веришь ли ты».
Приложение 2
Задание для 2 группы
Работа по составлению грамматического алгоритма
Учитель: Что включает в себя понятие грамматический алгоритм?
Ученик: Общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признакичасти речи, в частности имени прилагательного.
Учитель: Я приглашаю вас в мастерскую художников XIX века.
Слайд №1 (На фоне презентации картин художников – импрессионистов ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Импрессионизм»)
Приложение 3
Учитель: Чтопредстало вашему взору, какие впечатления произвели на вас эти картины?
Ученик: Пейзажи. Все картины понравились, они какие-то необычные.
Учитель: Совершенно верно, в отличие от романтиков и реалистов, тяготеющих к изображению исторического прошлого, художников этого нового направления притягивала современность: жизнь маленьких кафе, шумных улиц, парков, живописные берега Сены, мосты, вокзалы, неприметная красота сельских деревушек и пейзажей. Они стремились отобразить мимолетное видение, передать возникшее чувство от увиденного.
Почему стихотворение получило такое название? Что такое импрессионизм?
(ответы учащихся)
Словарная работа с опорой на этимологический анализ слова
Учитель: Найдите в словаре иностранных слов лексическое значение слова импрессионизм.
Приложение 4
«Узнавание прилагательного в лицо»
Учитель: Выпишите имена прилагательные изстихотворения «Импрессионизм».
Глубокий, звучные, запекшееся, лиловым, расширенное, лиловей, жирных, солнечном.
Учитель: По какому принципу вы выбирали из текста слова?
Ученик: По вопросу.
Учитель: На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Ученик: Какой? Чей?
Учитель: Только ли по вопросу определяется принадлежность слова к той или иной части речи? Сравните слова звучные и запекшееся, от каких слов они образовались?
Ученик: Звучные – от слова звук, запекшееся – от запеклись.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Ученики: Слова: запекшееся, расширенное - не относятся к имени прилагательному, так как обозначают признак предмета по действию.
Учитель: Совершенно верно, это причастия, о них вы узнаете в 7 классе. Таким образом, при нахождении прилагательных в речи необходимо учитывать их словообразовательную модель и значение.
«Вспомним морфологические признаки прилагательного»
Учитель: Составьте автобиографию одного прилагательного из стихотворения О. Мандельштама «Импрессионизм» с опорой на его морфологические признаки.
Словарная работа с опорой на этимологический анализ слова
Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова автобиография.
Приложение 5
Ученик: Я, прилагательное «солнечном», происхожу из семьи существительного. Мой отец – солнце. В предложении я обозначаю признак предмета.Моя мать подарила мне вопрос «каком?», научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме мужского рода, единственного числа, предложного падежа.
Учитель: Какой можно сделать вывод по определению морфологических признаков прилагательного?
Ученик: Морфологические признаки прилагательного зависят от существительного, к которому оно относится.
(проверка выполнения заданий 1, 3 групп)
Приложение 6
Учитель: Проверка выполненных заданий показала, что все группы столкнулись с одной проблемой: определение синтаксической функции прилагательного в предложении. Поэтому я предлагаю вам объединиться для решения этой проблемы.
Практическая исследовательская работа
Учитель: Предлагаю вам посмотреть на отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Вечер на Оке» и подумать, какова синтаксическая роль прилагательных? (Слайд № 2)
Приложение 7
Ученик: Подлинная – определение, видна – не знаем.
Учитель: Видна -краткое прилагательное, поэтому является сказуемым. Таким образом, в результате анализа исследуемого материала мы с вами подошли к ответу на вопрос о синтаксической функции прилагательного.
Ученик: В предложении прилагательное является определением или сказуемым.
Учитель: Закончите свою работу по группам.
Приложение 8
IV. Закрепление полученных знаний
Учитель: Сейчас мы совершим экскурсию в Музей искусств. Побываем в выставочном зале голландского художника Ван Гога.
(Сообщение ученика о творчестве Ван Гога и кратко о картине «Звездная ночь»)
Слайд №3
Приложение 9
Творческое задание (дифференцированное)
1 группа (сильные учащиеся): Опишите картину Ван Гога «Звездная ночь», используя в речи имена прилагательные.
2 группа (основной состав класса): Опишите картину Ван Гога «Звездная ночь», используя опорные карточки (по выбору учащихся).
Приложение 10
3 группа (слабые учащиеся): С прилагательными «удивительная», «волшебная», «таинственная» составьте и запишите предложения для описания картины Ван Гога «Звездная ночь».
Учитель: С какой целью вы использовалиприлагательные в речи?
Ученики: Они украсили речь, сделали её выразительной, так как акцент делался на признаки предметов.
Выборочный диктант
Учитель: Выпишите из текста или предложенийсловосочетания: существительное и прилагательное, определите морфологические признаки прилагательных. В тексте или предложениях определите синтаксическую функциюприлагательных.
V. Подведение итогов урока. Этап рефлексии.
Учитель: Вспомните и самостоятельно запишите уже известную вам информацию о прилагательных.
Я знал(а) | Новая информация | Свойства прилагательных | Вопросы |
VI. Домашнее задание (по выбору).
- Составить для одноклассников тест по теме: «Имя прилагательное как часть речи»: «Верно ли утверждение?»
- Упражнение 266 («Практика»)
- Вообразите, что вы попали утром в зимний лес. Опишите, какие пейзажные зарисовки открылись вашему взору, используя имена прилагательные.