Имя прилагательное как часть речи

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Требования к уровню подготовки учащихся: учащиеся должны:

  • знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль прилагательного;
  • уметь аргументировано доказывать принадлежность слова к имени прилагательному;
  • отличать прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
  • правильно использовать именаприлагательные в речи.

Оборудование:

  • учебный комплекс «Русский язык. Теория 5-9 кл.» В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова;
  • «Русский язык. Практика. 6 класс»/ Под ред. Г.К. Лидман-Орловой;
  • репродукции картин художников-импрессионистов,
  • мультимедийный проектор, экран,
  • опорные карточки,
  • толковый и иностранный словари,
  • поэтические сборники О. Мандельштама, Н. Заболоцкого.

Приёмы работы: устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ ,,трудных” слов, составление грамматического алгоритма, кластера, vтворческая работа, выборочный диктант.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Установка на активную познавательную деятельность.

Учитель: Я предлагаю вам прослушать текст и ответить на вопрос: какова основная мысльданного текста?

Приложение 1

Ученик: Основная мысль текста: неспособность человека передать свои впечатления от увиденного из-за недостатка определенных знаний..

III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока. Изучение нового материала.

Учитель: Какие слова помогают ярко и образно описывать окружающий нас мир?

Ученик: Имена прилагательные.

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Ученик: Об именах прилагательных.

Учитель:Вы уже имеете представление о прилагательном как части речи из курса начальной школы, 5 класса. Таким образом, какова цель нашего урока?

Ученики:На уроке мы должны обобщитьи расширить знания об имени прилагательном как части речи.

Учитель: Каким образом мы можем решить эту задачу?

Ученик: Составить грамматический алгоритм, кластер или прочитать параграф в учебнике.

Учитель: Я предлагаю разделиться на несколько групп. Первая группа самостоятельно составляет кластер, вторая группа работает с учителем по составлению грамматического алгоритма, а третья – читает параграф при помощи приема «Инсерт» (самостоятельно читая учебный текст, делайте в нем пометки: «V» - эту информацию знаю, «+» - это новая для меня информация, «?» - эта информация мне непонятна, у меня есть вопросы). Проанализируйте формулировки заданий, оцените степень их сложности и выберите то задание, которое вас заинтересовало.

Задание для 1 группы

Составьте кластер по ответам, которые вы дадите после выполнения задания «Веришь ли ты».

Приложение 2

Задание для 2 группы

Работа по составлению грамматического алгоритма

Учитель: Что включает в себя понятие грамматический алгоритм?

Ученик: Общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признакичасти речи, в частности имени прилагательного.

Учитель: Я приглашаю вас в мастерскую художников XIX века.

Слайд №1 (На фоне презентации картин художников – импрессионистов ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Импрессионизм»)

Приложение 3

Учитель: Чтопредстало вашему взору, какие впечатления произвели на вас эти картины?

Ученик: Пейзажи. Все картины понравились, они какие-то необычные.

Учитель: Совершенно верно, в отличие от романтиков и реалистов, тяготеющих к изображению исторического прошлого, художников этого нового направления притягивала современность: жизнь маленьких кафе, шумных улиц, парков, живописные берега Сены, мосты, вокзалы, неприметная красота сельских деревушек и пейзажей. Они стремились отобразить мимолетное видение, передать возникшее чувство от увиденного.

Почему стихотворение получило такое название? Что такое импрессионизм?

(ответы учащихся)

Словарная работа с опорой на этимологический анализ слова

Учитель: Найдите в словаре иностранных слов лексическое значение слова импрессионизм.

Приложение 4

«Узнавание прилагательного в лицо»

Учитель: Выпишите имена прилагательные изстихотворения «Импрессионизм».

Глубокий, звучные, запекшееся, лиловым, расширенное, лиловей, жирных, солнечном.

Учитель: По какому принципу вы выбирали из текста слова?

Ученик: По вопросу.

Учитель: На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Ученик: Какой? Чей?

Учитель: Только ли по вопросу определяется принадлежность слова к той или иной части речи? Сравните слова звучные и запекшееся, от каких слов они образовались?

Ученик: Звучные – от слова звук, запекшееся – от запеклись.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ученики: Слова: запекшееся, расширенное - не относятся к имени прилагательному, так как обозначают признак предмета по действию.

Учитель: Совершенно верно, это причастия, о них вы узнаете в 7 классе. Таким образом, при нахождении прилагательных в речи необходимо учитывать их словообразовательную модель и значение.

«Вспомним морфологические признаки прилагательного»

Учитель: Составьте автобиографию одного прилагательного из стихотворения О. Мандельштама «Импрессионизм» с опорой на его морфологические признаки.

Словарная работа с опорой на этимологический анализ слова

Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова автобиография.

Приложение 5

Ученик: Я, прилагательное «солнечном», происхожу из семьи существительного. Мой отец – солнце. В предложении я обозначаю признак предмета.Моя мать подарила мне вопрос «каком?», научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме мужского рода, единственного числа, предложного падежа.

Учитель: Какой можно сделать вывод по определению морфологических признаков прилагательного?

Ученик: Морфологические признаки прилагательного зависят от существительного, к которому оно относится.

(проверка выполнения заданий 1, 3 групп)

Приложение 6

Учитель: Проверка выполненных заданий показала, что все группы столкнулись с одной проблемой: определение синтаксической функции прилагательного в предложении. Поэтому я предлагаю вам объединиться для решения этой проблемы.

Практическая исследовательская работа

Учитель: Предлагаю вам посмотреть на отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Вечер на Оке» и подумать, какова синтаксическая роль прилагательных? (Слайд № 2)

Приложение 7

Ученик: Подлинная – определение, видна – не знаем.

Учитель: Видна -краткое прилагательное, поэтому является сказуемым. Таким образом, в результате анализа исследуемого материала мы с вами подошли к ответу на вопрос о синтаксической функции прилагательного.

Ученик: В предложении прилагательное является определением или сказуемым.

Учитель: Закончите свою работу по группам.

Приложение 8

IV. Закрепление полученных знаний

Учитель: Сейчас мы совершим экскурсию в Музей искусств. Побываем в выставочном зале голландского художника Ван Гога.

(Сообщение ученика о творчестве Ван Гога и кратко о картине «Звездная ночь»)

Слайд №3

Приложение 9

Творческое задание (дифференцированное)

1 группа (сильные учащиеся): Опишите картину Ван Гога «Звездная ночь», используя в речи имена прилагательные.

2 группа (основной состав класса): Опишите картину Ван Гога «Звездная ночь», используя опорные карточки (по выбору учащихся).

Приложение 10

3 группа (слабые учащиеся): С прилагательными «удивительная», «волшебная», «таинственная» составьте и запишите предложения для описания картины Ван Гога «Звездная ночь».

Учитель: С какой целью вы использовалиприлагательные в речи?

Ученики: Они украсили речь, сделали её выразительной, так как акцент делался на признаки предметов. 

Выборочный диктант

Учитель: Выпишите из текста или предложенийсловосочетания: существительное и прилагательное, определите морфологические признаки прилагательных. В тексте или предложениях определите синтаксическую функциюприлагательных.

V. Подведение итогов урока. Этап рефлексии.

Учитель: Вспомните и самостоятельно запишите уже известную вам информацию о прилагательных. 

Я знал(а) Новая информация Свойства прилагательных Вопросы
       

 

VI. Домашнее задание (по выбору).

  1. Составить для одноклассников тест по теме: «Имя прилагательное как часть речи»: «Верно ли утверждение?»
  2. Упражнение 266 («Практика»)
  3. Вообразите, что вы попали утром в зимний лес. Опишите, какие пейзажные зарисовки открылись вашему взору, используя имена прилагательные.

Приложения 1-10