Методические приемы обучения письму на английском языке. 7-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 7


На современном этапе развития общества, когда происходит расширение границ, осуществляется культурное, экономическое и политическое взаимодействие с представителями других народов и национальностей, знание иностранного языка необходимо. В связи с увеличением контактов посредством всемирной сети Интернет обширный словарный запас и хорошее знание грамматики является недостаточным, если человек не может выразить свои мысли в письменной форме и понять своего корреспондента, поэтому при обучении английскому языку в школе особое внимание следует уделять как устной речи и говорению, так и письму.

Обучение письму в средне школе происходит последовательно путем от простого к сложному. Именно поэтому на начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового.

Обучение письму начинается на начальном этапе. Здесь закладываются основы графических и орфографических навыков. Письмо используется для лучшего усвоения учащимися английского языка, языкового и речевого материала. Обучение письму включает: ознакомление и тренировку в написании букв; освоение орфографии слов, которые учащиеся усвоили устно и читают; написание предложений, содержащих усвоенные языковые явления, в целях лучшего овладения ими. Обучение письму и чтению в начале курса идет в тесной связи. Так, усвоение алфавита включает знание названий букв и их написание.

На среднем этапе обучение письму осуществляется на специфических и общеметодических принципах с использованием таких средств обучения, как классная доска, мультимедийная доска, карточки и др., а также рабочая тетрадь и задания.

На среднем этапе графике уделяется небольшое внимание, поскольку ученики уже умеют писать английские буквы и отличать их от русских. Поэтому большее внимание уделяется орфографии.

При обучении орфографии широко используется списывание. При списывании слов у учащихся следует вырабатывать привычку не «срисовывать» слово буква за буквой (это можно наблюдать, когда учащийся поднимает глаза после каждой буквы, чтобы посмотреть, какую надо писать дальше), а внимательно посмотреть на слово, постараться запомнить и писать по памяти. Этот прием развивает зрительную память (без чего практически нельзя научиться грамотно писать), учит правильному написанию и ускоряет темп списывания, способствует лучшему запоминанию слов как лексических единиц, так как слово прочитывается про себя и вслух, проговаривается, удерживается в кратковременной памяти и записывается.

При списывании сочетаний слов учащийся также должен писать не пословно, а удерживать в памяти сочетание слов. Например, по-английски записывается не on | the | table, a on the table или не with | а | pencil, a with a pencil.

При списывании предложений следует приучать учащегося сначала прочитать предложение, внимательно посмотреть на него, а затем писать по памяти. Если предложение длинное, то писать по памяти можно смысловыми кусками, например, When I came home | my mother had gone to the hospital.

Привычка оперировать словами, словосочетаниями, предложениями при выполнении упражнений на списывание способствует развитию орфографических навыков и помогает лучшему усвоению лексики и грамматики изучаемого языка.

При обучении написанию слов следует помогать учащимся устанавливать ассоциативные связи по сходству (например, look — book, down — brown, right — night, picture — future) и тем самым способствовать не только лучшему запоминанию орфографии слов, повторению их, но и усвоению правил чтения по различию в написании одинаково или похоже звучащих слов (например, too — two, right — write, live — leave). Поскольку в правильности написания этих слов большую роль играет контекст, то и тренировка на дифференцирование должна заключаться в выборе нужного слова с учетом контекста, например: Не (lives, leaves) home at six. Ann (lives, leaves) in Gorky Street. Рекомендуется использовать русский язык при написании интернациональных слов, например: pioneer — пионер, tennis — теннис, profession — профессия. Развивать у учащегося зрительную память следует с помощью зрительных диктантов. Сначала учащиеся видят написанное на доске или экране (используется кодоскоп), читают про себя и вслух, внимательно всматриваются в написанное, запоминают его. Затем написанное стирают с доски или убирают с экрана, и ребята пишут по памяти. Для проверки на доске (экране) снова появляется написанный текст и учащиеся имеют возможность проверить сами, правильно ли они написали. Таким образом, у них развивается способность к самоконтролю. Работа проходит при большой активности каждого учащегося, учитель же только ее организует и направляет [1].

Сказанное выше связано с обучением орфографии, когда внимание учащихся сосредоточено на написании слов, словосочетаний, предложений, когда в задачу урока входит овладение орфографией, каким-либо приемом в написании слов на английском языке. Решение этой задачи облегчает школьникам трудности в усвоении орфографии и создает условия для формирования графических и орфографических навыков. Этим будут созданы, в свою очередь, возможности для решения других задач, например: Списать и вставить нужные по смыслу слова; Выбрать требуемую форму глагола; Письменно ответить на поставленные вопросы; Написать вопросы к тексту (картинке); Составить план рассказа. При этом учащийся больше думает не о том, как написать, а думает о том, что нужно написать. Естественно, и при выполнении таких упражнений развиваются и совершенствуются орфографические навыки учащегося, однако основное его внимание направлено на выбор нужного слова, грамматической формы, смысловое содержание ответа или вопроса и т. д.— «в поле сознания» учащегося находится поставленная перед ним задача. Приведенные задания различны по характеру выполнения: одни из них приближаются к списыванию (например, Вставьте..., Выберите..., Закончите...);другие требуют самостоятельного оформления и письменной фиксации (например, Ответьте на вопросы..., Напишите вопросы..., Составьте план к тексту...).Все они, однако, требуют привлечения письма в качестве средства изучения языка, либо для лучшего усвоения лексики и грамматики, либо для развития устной речи и чтения [2].

В современных УМК в каждом уроке представлены упражнения для письменного выполнения. Они направлены на овладение графикой и орфографией. Задания связаны не только с письмом, но и с усвоением правил чтения. Прочитайте слова, перепишите их в два столбика в соответствии счтением буквы "s". Имеются упражнения, связанные с грамматикой, например: Перепишите предложения, заменив подчеркнутые слова местоимениямиhe, she или it. Опровергните утверждения по образцу... (на усвоение построения отрицательных предложений). Напишите слова во множественном числе и прочитайте их. Напишите вопросы к каждому предложению. Составьте и напишите три вопроса.

Имеются и такие письменные задания, которые направлены на построение рассказа из данных предложений, если расставить их в логической последовательности. Напишите 6—8 предложений о том, что вы видите во время прогулки по городу (селу), в котором вы живете.

Целенаправленное формирование орфографических навыков и их использование при выполнении письменных упражнений для лучшего усвоения правил чтения, лексики, грамматики и устной речи создает благоприятные условия для расширения знаний, формирования навыков и речевых умений в ходе самостоятельной работы в классе и дома. Кроме того, письменные задания, организуемые учителем в классе, когда он учит детей приемам рационального их выполнения, не только готовят детей к самостоятельной работе во внеурочное время, но и оказывают воспитательное воздействие на них. Ребята считают, что, когда они пишут по-английски, они работают. Так, по крайней мере, дети рассматривают выполнение письменных заданий. Действительно, если задано письменное упражнение, да к тому же требующее определенного умственного напряжения, и дети могут применить полученные знания и навыки на уроке при его выполнении, то такое упражнение воспринимается серьезно и ребенок стремится в первую очередь выполнить его. По-видимому, это происходит потому, что виден результат работы — упражнение, а если оно написано еще аккуратно и красиво, то выполненное задание вызывает не только чувство удовлетворения, но и желание показать дома («есть что показать»). Такого «вещественного результата» при подготовке устного задания ребенок не ощущает [3].

Желательно, чтобы письменные задания были и творческого характера, типа: Напиши, что ты вчера делал (3—5 предложений); Напиши о животном, которое тебе больше всех нравится; Напиши, что ты можешь, о времени года, которое тебе нравится больше всего.

Естественно, давая такого рода задания, учителю следует подсказать, где, на каких страницах учебника ученик может найти нужные слова, сочетания слов, предложения и текст, а также как использовать подстановку, расширение, трансформацию, комбинирование, чтобы написать то, что ему бы хотелось.

Письмо, наконец, следует использовать в качестве средства контроля. Оно позволяет выявлять знания значений слов, грамматических форм, сформированность лексических и грамматических навыков в доступной для каждого ученика форме и при малой затрате времени. При этом мы исходим из того, что проверяется наличие в памяти учащегося усваиваемых букв, буквосочетаний, слов, сочетаний слов, грамматических форм и целых предложений. Узнать же можно то, что запечатлено в памяти ребенка и «всплывает» при зрительном или слуховом восприятии.

Таким образом, мы рассмотрели технологию обучения письму на среднем этапе.

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, посвященную обучению письму на английском языке, мы предлагаем серию заданий для совершенствования навыков письма в 7 классе.

На данном этапе обучения учащиеся уже хорошо овладели графическими навыками, поэтому нет необходимости объяснять им написание английских букв. Некоторые ученики признаются, что иногда путают написание букв. В связи с этим мы предлагаем несколько заданий игрового характера. Например:

1. Узнать буквы, написанные в воздухе указкой/на спине/по контурам. Игра «Отгадай-ка».

Кстати, если пишущий нарушает последовательность написания буквы, то это не останется без внимания остальных учащихся, поскольку тогда будет повод указать на его ошибки, а значит, и быстрее их исправить. Отсюда вывод: водить указкой учителю совсем не обязательно, более того, нежелательно. Можно и отдохнуть, охотников до такого интересного дела и без него бывает достаточно.

2. Закончить написание буквы, начатой учителем.

Это задание можно превратить в игру при условии, что написанный учителем элемент может быть частью нескольких букв, еще раз обратит внимание учащихся на схожие буквы, создаст определенные ассоциации.

3. Контрольное списывание букв и слов с доски.

При списывании слов надо обращать внимание на то, чтобы слово списывалось не по буквам, а целиком. Списыванию с доски или из учебника тоже надо учить, от этого в дальнейшем будет зависеть быстрота выполнения многих заданий.

4. Самодиктанты.

Ученики списывают слова с доски или из учебника, а затем проверяют себя сами, а возможно, и ставят себе оценку. Можно продолжить данное задание и попросить соседа по парте еще раз проверить написанное. Удивительно, но чужие ошибки замечаются лучше, чем свои собственные.

Учащиеся 7 класса очень часто пишут словарные диктанты. Мы предлагаем им несколько упражнений, способствующих развитию орфографических навыков:

1. Рифмовка слов.

light — bright — fight — write — night — white

no — toe — sow — flow — bow

2. Группировка слов на основе фонемных соответствий.

Здесь можно предложить учащимся индивидуально, в парах или группах подобрать как можно больше слов, в которых есть определенный звук или фонема. Побеждает тот, чей список больше. При выполнении этого задания учащиеся могут пользоваться своими словариками, словарями и другими справочными материалами. Если учитель хочет облегчить и ускорить выполнение задания, то можно предложить список слов, из которого учащиеся и будут выбирать. Естественно, в таком списке будут слова, где один и тот же звук или фонема будут передаваться разными буквосочетаниями.

3. Группировка слов на основе графемных соответствий. Выбор слов, в которых разные звуки передаются одной и той же графемой.

Практически это задание по смыслу очень близко к предыдущему, но здесь учащиеся идут от звука к букве.

4. Вставить пропущенные буквы в словах.

Например: аb...еnсе (отсутствие), ade…ate (адекватный), …cep (принимать, допускать), ...cept (кроме).

5. Закончить начатые слова.

Например: des... (desert, dessert, design, designer, desk, desire, etc.)

6. Найти ошибки в данных словах/предложениях.

Например: convinient, comittee, curiculum, akward.

Раньше считалось, что подобные задания недопустимы; поскольку учить можно лишь на правильных примерах. Существовало мнение, что если учащиеся видят неправильные примеры, то это может способствовать закреплению неверных навыков. Однако у учащихся необходимо формировать навыки самокоррекции, так как очень часто они не замечают своих ошибок при письме. Подобные задания и упражнения могут помочь в решении данной проблемы, развивая наблюдательность. Кстати, такие задания встречаются даже в международных экзаменах, только ошибки в текстах могут быть лексического или грамматического характера, а не только на правописание.

7. Списать слова.

8. Зрительный диктант/самодиктант.

9. Словарный диктант/контрольный диктант.

Почему-то считается, что диктанты на правописание не могут быть заданиями открытого типа, что это неинтересная форма работы и в ней вряд ли можно придумать что-либо новое.

Приведем пример одного из словарных диктантов по теме «Одежда».

  1. Учитель: Напишите, что вы надеваете, когда выходите на улицу зимой. (Ученики пишут разные слова, кто-то перечисляет все, начиная oт носков и теплых ботинок, кто-то успевает написать лишь 2—3 слова.)
  2. Учитель: Напишите названия тех предметов одежды, которые могут носить только мальчики или только девочки.
  3. Учитель: Какие вещи вы бы упаковали в чемодан, если бы отправлялись на курорт?
  4. Учитель: Что вы оставляете в школьной раздевалке, когда приходите в школу?

Выполняя это задание, учащиеся проверяют свою память и лексический запас по пройденной теме.

Для более продвинутых учеников подойдет такое творческое задание: им дано предложение, на основе которого нужно составить рассказ, в котором было бы столько предложений, сколько слов в первоначальном предложении. Каждое предложение должно содержать одно слово из данного. Например, Jim went to London very often.

Once upon a time there lived Jim.
Every day he went to his work.
It took him 5 minutes to get there.
He lived in London.
He liked the city very much.
He often invited his friends to his place.

Из приведенных выше примеров видно, что упражнения занимают немного времени, а их регулярное выполнение является оптимальным средством обучения английскому языку.

Библиография:

  1. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков. – Минск, 2005. – 317с.
  2. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. – М.: Высшая школа, 1990. – 512 с.
  3. Современные теории и методики обучения иностранным языкам. – М.: Экзамен, 2004. – 320с.