Цель: Формирование у обучающихся интереса к изучению родного языка.
Задачи:
- Повторить и закрепить знания обучающихся по русскому языку.
- Способствовать развитию высших психических процессов: памяти, мышления, внимания, устной связной речи, познавательной деятельности обучающихся.
- Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к национальной культуре, истории и традициям своего народа.
Ход мероприятия
I. Сообщение темы, целей и задач урока русского языка.
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованья голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь. Просыпанный по крыше.
– Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.
Так сказал Василий Осипович Ключевский – русский историк, языковед.
Мы с вами говорим на русском языке. Это великий и могучий язык. Говорить на родном языке – это большая ценность. Многие писатели и поэты говорили на русском языке. Такие как, Александр Сергеевич Пушкин, Агния Львовна Барто, Корней Чуковский написали свои произведения на русском языке.
2014 год объявлен годом русского языка. Это сохранение и развитие русского языка – нашего культурного наследия и богатства. Сегодня и мы с вами приобщимся к этому событию. Будем говорить о языке, вспомним, как много красивых слов есть в нашем русском языке. Сейчас модно быть грамотным человеком. Общаться всегда приятнее с тем, кто может рассказать много интересного, важного. Для этого нужно знать русский язык.
-
Мы живём в стране российской,
Признаём язык индийский,
Итальянский, датский, шведский
И японский признаём,
И английский и французский.
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поём. -
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим
На родном нам языке
И в своей столице древней,
И в посёлке, и в деревне
И от дома вдалеке.
Сегодня у нас будет необычный урок – праздник. На нашем празднике будут состязаться две команды «точка» и «запятая». Давайте дадим им слово.
Первая команда
И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Вторая команда
Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Мы отправимся в путешествие в «Страну знаний».
О нашем празднике узнали жители этой страны и приготовили нам подарки. Но вот незадача. Подарки забрала Баба – Яга. И заколдовала карту, по которой мы пойдём в «Страну знаний». Жители волшебной страны постарались помочь нам. Они прислали нам помощника – проводника. Это Лесовичок.
Лесовичок.
Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы нам лес поскорее пройти
Должны по тропинкам
Мы правильно идти.
Учитель: но прежде чем отправиться в путь, посмотрите, у меня в руках необычная шкатулка, в ней находится человек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: «Как ты мне нравишься».
– Кого вы видели в шкатулке?
– Себя!
– Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса. А волшебная палочка откроет нам дорогу. Закройте глаза. (палочкой прозвенеть)
– Вот мы и в волшебной стране.
Лесовичок: Вот мы и открыли карту, которая приведёт нас к избушке Бабы – Яги. Но много испытаний ждёт вас в пути, вы не боитесь? Тогда в путь.
ПЕСНЯ
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем вновь, друзья.
А солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
Мы станем чуть умнее,
Все беды пополам.
Припев:
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Все слова исправим вдруг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетания –
интересные заданья?
Лесовичок:
Первая остановка «Река»
Выходит Золотая рыбка, выносит конверт с заданием.
Рыбка:
Я рыбка не простая
Посмотри на мой наряд
Яркой радугой блистая
Завораживаю взгляд.
Между водорослей нежных,
Возле камешков на дне
Я нашла конверт с заданьем.
Помогите быстро мне.
Чтобы перейти реку вам нужно построить мост. За каждый правильный ответ вы получите бревно.
Учитель: Ребята, если мы выполним все задания, то построим мост через реку.
Ученик:
Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке,
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво
По порядку, посмотри!
Ну а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
– О чём речь в стихотворении?
– Про алфавит.
1.– И вот первое задание: расскажите алфавит (каждый ребёнок команды по очереди называет букву алфавита)
– Молодцы, справились с заданием.
2. Запишите слова в алфавитном порядке.
Игра для болельщиков
Загадки про буквы:
-
Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж) -
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3. (З) -
Вот два столба наискосок
А между ними – поясок
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква…(А) -
Ты с этой буквою знаком
Стоят два колышка рядком.
А между ними – поясок
Натянутый наискосок. (И) -
В этой букве нет угла
До того она кругла.
До того она кругла
Укатиться бы могла. (О) -
Села мышка в уголок
Съела бублика кусок. (С)
3. «Четвёртый лишний»
– Какая буква лишняя? И почему?
А У П Ю
С З Т К
Ш Ж Х Е
Г З П Д
4. А сейчас задание на внимание и быстроту. Кто быстрее подчеркнёт все гласные, обведёт в кружок все звонкие согласные и зачеркнёт все глухие согласные.
Игра с болельщиками.
– Посмотрите ребята, все буквы рассыпались. Нужно в одну корзину собрать все гласные буквы, а в другую согласные.
Учитель: Молодцы ребята, вы правильно выполнили все задания. Построили мост через реку.
Рыбка:
– Теперь пришёл и мой черёд задать вам вопросы.
- Вы знаете, как правильно вести себя на реке?
- Можно выходить на лёд весной? Что может случиться?
Вы ответили правильно на мои вопросы. Можете отправляться дальше. Счастливого вам пути.
Лесовичок:
Вторая остановка называется «Лес». В этом лесу есть хозяин – это Мухомор Мухоморович. Давайте узнаем, какие задания он нам приготовил.
Здравствуй, Мухомор Мухоморович! Почему ты такой печальный?
Писарев В.
Под ольхой в тени ветвей
Я созвал своих друзей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Вам не сложно угадать?
Помогите их собрать!
Задание: Собрать слова: Ли-сич-ки, о-пя-та, мас-ля-та, му-хо-мор, по-ган-ка, вол-нуш-ки
Игра со зрителями: «Самый быстрый словознайка».
Дети встают в круг. Учитель кидает мяч. Называет букву. Нужно назвать слово на заданную букву. Кто не назвал слово, тот вышел из игры.
2. Игра: «Буква заблудилась»
Ученик: Малышев Ж.
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела начали творитьсяа) Латышов С.
– Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме:
– Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
б)Врач напомнил дяде Мити
– Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
Нагель Влад
в) Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
На виду у детворы
Крысу красят моляры.
г) Говорят один рыбак.
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
А сейчас мы проверим вашу смекалку. Вам предстоит разгадать волшебные ребусы.
Для болельщиков:
Забодал меня котёл
На него я очень зол.
Миша дров не нарубил
Печку кепками топил.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Бочек в садик повела.
Жучка будку не доела
Ох, устала, надоело.
Танцевальная пауза:
Учитель:
А не засиделись ли вы. А давайте – ка, потанцуем. Мы будем с вами выполнять определённые движения.
я назову слог – топаем, слово – хлопаем.
Давайте потренируемся: вол – во, звон– зво, школа – ко, ма – мама, кот – ко
Мухомор: Какие вы смелые и находчивые. Без ошибок выполнили все задания. Надеюсь, что также правильно ответите на мои вопросы. Но я буду вас путать. Слушайте внимательно.
-
В лесу нужно громко кричать, бегать и прыгать.
И тогда все птицы и звери будут вам очень рады.
Правильно ли это? -
Разжигай в лесу большие костры.
Соберёшься домой – не туши.
От большого костра всем тепло?
Правильно ли это?
Учитель: Мухомор-Мухоморович, мы правильно выполнили все твои задания. Покажи нам дорогу дальше.
Мухомор: Идите всё прямо и прямо. Никуда не сворачивайте. Попадёте в гости к весне.
Учитель: Спасибо тебе Мухомор-Мухоморович, мы отправляемся в путь.
Учитель: Третья остановка «Дворец Весны»
Учитель: (под звон бубна)
Колокольцы – бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон!
Отгадай, откуда звон!
– Это к нам идёт весна!
– Что несёт с собой это время года?
– Идёт весна – красна и одаривает нас первыми цветами, а вот и самый храбрый из них. Послушайте стихотворение и скажите, как называется этот цветок?
Стихотворение В. Иванова «Подснежник» (читает ученик).
Цветок весны, идущий к нам по снегу
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку.
Вы узнали этот весенний цветок? Как он называется? (Подснежник).
Учитель: Чтобы войти в замок весны, вам нужно выполнить задания
(Цветок вручает конверт с заданием).
1. Ребята, нам нужно разгадать кроссворд, но так как мы с вами находимся в волшебной стране, то и кроссворд наш необычный, если всё правильно разгадаем, прочитаем волшебное слово и войдём в замок. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать и заполнять кроссворд.
-
Я берёзу качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу. Ветер. -
Без рук, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. Лёд. -
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт. Сосулька. -
Белое покрывало
Всю землю укрывало. Снег. -
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. Зима.
– Какое слово получилось в выделенных клетках? (весна). Значит, мы всё правильно угадали.
2. А во втором задании вы, ребята, должны правильно вставить букву в слово и рассказать правило правописания данной буквы (работа по карточкам).
-
В…тер (словарное слово, безударная гласная Е).
Сне… (звонкая согласная Г, проверочное слово снега).
Сосул…ка (ЛЬ произносится мягко, значит, рядом стоит буква Ь). -
З…ма(безударная гласная И, проверочное слово зимы).
Лё…(звонкая согласная Д, проверочное слово льды).
Сосул…ка (ЛЬ произносится мягко, значит, рядом стоит буква Ь).
Игра со зрителями «Найди пару».
Детям раздаются разрезные карточки с цветами, необходимо найти вторую половинку и прикрепить на доску под названием цветка (подснежник, медуница, мать-и-мачеха, ветреница, сон-трава).
– Что вы знаете об этих цветах? (это первые весенние цветы).
– Что приносят цветы людям? (радость, красоту).
(Ответы детей по карточкам).
Обыгрывание ситуаций: Ребята, посмотрите внимательно, а затем скажите, что здесь не так?
-
Пришли на полянку,
Топчите цветы.
Они никому не нужны. (выходит ученик и топчет цветы). -
Домой соберётесь,
Нарвите букет.
Пусть все цветы достанутся вам одному. (ученик вырывает все цветы на поляне).
Ученик.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы…
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
– Правильно, ребята, этими цветами можно только любоваться, восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все эти цветы занесены в Красную книгу.
– Ребята, а что такое Красная книга?
– Красную книгу учредил Международный Союз Охраны Природы в 1966году. Хранится она в швейцарском городе Морже. А в марте 1974 года была учреждена Красная книга нашей страны-России.
Цветы, как люди на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
– Давайте ещё раз прочитаем все вместе названия этих цветов и запомним, как правильно их писать.
– Спасибо тебе, подснежник, за интересные задания. А нам нужно идти дальше, прямо к самой Бабе – Яге, чтобы забрать наши подарки.
Подснежник: Доброго вам пути. Пусть всё у вас получится.
Четвёртая остановка «Избушка Бабы – Яги».
Лесовичок:
Спит наша бабуся.
Спит наша Ягуся.
Как в избушку нам попасть
Как нам в печку не попасть.
Кот: Чтобы разбудить Бабу-Ягу похлопайте в ладоши столько раз, сколько гласных звуков в словах.
Барабан, камыши, курица, учительница, букварь, класс.
(дети хлопают в ладоши)
Баба-Яга:
Кто тут хлопает в ладоши?
Спать бабусе не дает.
– А это вы ребятишки: девчонки и мальчишк?
За подарками пришли.
Придется вам потрудиться, выполнить мои задания.
Учитель: Кто быстрее и правильно скажет.
1 команда: кукушка кукушонку купила капюшон.
2 команда: от топота копыт пыль по полю летит.
Задание зрителям: на дворе трава на траве дрова.
Игра «Буквы спорят» (задания на карточках)
Учитель: Правила: выбрать нужную букву, подобрать проверочное слово.
1 команда:
- Ду (п, б) – …..
- Голо (с, з ) – …..
- Гла (с, з) – ….
- Сапо (г,к) – …..
- Су (п, б) – …..
- Сне (к,г) – …..
2 команда:
- Моро (з,с ) – ….
- Заво (д,т) – …..
- Дру (г,к) – …..
- Шар (ф, в) – ….
- Сугро (п,б) – ….
- Расска (з,с) – …..
Игра со зрителями: «Паровозики»
Правила: один паровозик собирает слова «Школа», другой – «Игрушки»
Баба – Яга: я думала, что вы ко мне не дойдете, а вы дошли, меня нашли, все задания выполнили.
Учитель: Вы не только любите и знаете русский язык, но и бережно относитесь к природе. Когда вы вырастите и станете взрослыми, вы научите своих детей говорить на родном языке и пусть ваши дети любуются и реками, и лесами, и цветами, которые мы с вами будем любить и охранять.
Вы показали свои знания, приложили старания и с четью выполнили испытания. Хочется вам пожелать хороших оценок, верных друзей, хорошего настроения и удачи.
Баба –Яга: Возвращаю вам подарки от жителей волшебной Страны Знаний.
(раздает конверты с письмами каждому классу)
Учитель: Ребята, мы с вами проделали большой путь по «Стране Знаний» и выполнили все задания. Давайте сейчас посчитаем медали, которые вы получили, выполняя задания. Победила «Дружба» А нам пора возвращаться домой. Помоги Лесовичок нам вернуться назад в школу.
Выходит Лесовичок и говорить волшебные слова:
Мы будем всегда любить и уважать свой родной язык
Закрываем глаза, говорим волшебные слова. Вот мы и дома.
-
Если хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
Выучи русский язык. -
Он твой наставник – великий, могучий
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь, познания кручи
Выучи русский язык. -
Русское слово живёт на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык.
Учитель: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад. Это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могучим орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
Список литературы:
- Астапова, В. М. – Классные часы [Текст ]: / В. М. Астапова,– М.: Педагогическая академия.– 2009. -55с.
- Брыкина, И. М. – Пословицы, поговорки [ Текст ]: / И. М. Брыкина, – Ярославль : Академия развития.– 2008.-41– 44с.
- Власова, Т. А. Словарная работа [Текст ]: / Т. А. Власова, – Волгоград.- 2009. – 35 с.
- Воронова Т. Г. – Работа со словарными словами [Текст ]: /Т. Г. Воронова, – М.: Творческий центр.– 2010. – 37с.
- Горякова, Н. И. – Загадки, пословицы, поговорки [Текст]: /Н.И. Горякова,– М.: Творческий центр.– 2009.– 33 с.
- Дианова, В. И. – Викторины, конкурсы, кроссворды [Текст]: /В. И. Дианова, – М.: Экзамен.– 2009. – 47с.
- Киринова, В. И. – Внеклассные мероприятия [Текст ]: /В. И. Киринова, – М.: Вако.– 2009. – 57с.