Урок русского языка в начальной школе «Путешествие в страну знаний»

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цель: Формирование у обучающихся интереса к изучению родного языка.

Задачи:

  1. Повторить и закрепить знания обучающихся по русскому языку.
  2. Способствовать развитию высших психических процессов: памяти, мышления, внимания, устной связной речи, познавательной деятельности обучающихся.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к национальной культуре, истории и традициям своего народа.

Ход мероприятия

I. Сообщение темы, целей и задач урока русского языка.

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованья голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь. Просыпанный по крыше.

– Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.

Так сказал Василий Осипович Ключевский – русский историк, языковед.

Мы с вами говорим на русском языке. Это великий и могучий язык. Говорить на родном языке – это большая ценность. Многие писатели и поэты говорили на русском языке. Такие как, Александр Сергеевич Пушкин, Агния Львовна Барто, Корней Чуковский написали свои произведения на русском языке.

2014 год объявлен годом русского языка. Это сохранение и развитие русского языка – нашего культурного наследия и богатства. Сегодня и мы с вами приобщимся к этому событию. Будем говорить о языке, вспомним, как много красивых слов есть в нашем русском языке. Сейчас модно быть грамотным человеком. Общаться всегда приятнее с тем, кто может рассказать много интересного, важного. Для этого нужно знать русский язык.

  1. Мы живём в стране российской,
    Признаём язык индийский,
    Итальянский, датский, шведский
    И японский признаём,
    И английский и французский.
    Но в родном краю по-русски
    Пишем, думаем, поём.

  2. Мы тогда лишь вольно дышим,
    Если речь родную слышим
    На родном нам языке
    И в своей столице древней,
    И в посёлке, и в деревне
    И от дома вдалеке.

 Сегодня у нас будет необычный урок – праздник. На нашем празднике будут состязаться две команды «точка» и «запятая». Давайте дадим им слово.

Первая команда

И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Вторая команда

Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

Мы отправимся в путешествие в «Страну знаний».

О нашем празднике узнали жители этой страны и приготовили нам подарки. Но вот незадача. Подарки забрала Баба – Яга. И заколдовала карту, по которой мы пойдём в «Страну знаний». Жители волшебной страны постарались помочь нам. Они прислали нам помощника – проводника. Это Лесовичок.

Лесовичок.

Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы нам лес поскорее пройти
Должны по тропинкам
Мы правильно идти.

Учитель: но прежде чем отправиться в путь, посмотрите, у меня в руках необычная шкатулка, в ней находится человек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: «Как ты мне нравишься».

– Кого вы видели в шкатулке?

– Себя!

– Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса. А волшебная палочка откроет нам дорогу. Закройте глаза. (палочкой прозвенеть)

– Вот мы и в волшебной стране.

Лесовичок: Вот мы и открыли карту, которая приведёт нас к избушке Бабы – Яги. Но много испытаний ждёт вас в пути, вы не боитесь? Тогда в путь.

ПЕСНЯ

Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем вновь, друзья.
А солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
Мы станем чуть умнее,
Все беды пополам.

Припев:
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Все слова исправим вдруг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетания –
интересные заданья?

Лесовичок:

Первая остановка «Река»

Выходит Золотая рыбка, выносит конверт с заданием.

Рыбка:

Я рыбка не простая
Посмотри на мой наряд
Яркой радугой блистая
Завораживаю взгляд.
Между водорослей нежных,
Возле камешков на дне
Я нашла конверт с заданьем.
Помогите быстро мне.

Чтобы перейти реку вам нужно построить мост. За каждый правильный ответ вы получите бревно.

Учитель: Ребята, если мы выполним все задания, то построим мост через реку.

Ученик:

Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке,
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво
По порядку, посмотри!
Ну а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?

– О чём речь в стихотворении?

– Про алфавит.

1.– И вот первое задание: расскажите алфавит (каждый ребёнок команды по очереди называет букву алфавита)

– Молодцы, справились с заданием.

2. Запишите слова в алфавитном порядке.

Игра для болельщиков

Загадки про буквы:

  1. Эта буква широка
    И похожа на жука. (Ж)

  2. На эту букву посмотри
    Она совсем как цифра 3. (З)

  3. Вот два столба наискосок
    А между ними – поясок
    Ты эту букву знаешь? А?
    Перед тобою буква…(А)

  4. Ты с этой буквою знаком
    Стоят два колышка рядком.
    А между ними – поясок
    Натянутый наискосок. (И)

  5. В этой букве нет угла
    До того она кругла.
    До того она кругла
    Укатиться бы могла. (О)

  6. Села мышка в уголок
    Съела бублика кусок. (С)

3. «Четвёртый лишний»

– Какая буква лишняя? И почему?

А У П Ю
С З Т К
Ш Ж Х Е
Г З П Д

4. А сейчас задание на внимание и быстроту. Кто быстрее подчеркнёт все гласные, обведёт в кружок все звонкие согласные и зачеркнёт все глухие согласные.

Игра с болельщиками.

– Посмотрите ребята, все буквы рассыпались. Нужно в одну корзину собрать все гласные буквы, а в другую согласные.

Учитель: Молодцы ребята, вы правильно выполнили все задания. Построили мост через реку.

Рыбка:

– Теперь пришёл и мой черёд задать вам вопросы.

  1. Вы знаете, как правильно вести себя на реке?
  2. Можно выходить на лёд весной? Что может случиться?

Вы ответили правильно на мои вопросы. Можете отправляться дальше. Счастливого вам пути.

Лесовичок:

Вторая остановка называется «Лес». В этом лесу есть хозяин – это Мухомор Мухоморович. Давайте узнаем, какие задания он нам приготовил.

Здравствуй, Мухомор Мухоморович! Почему ты такой печальный?

Писарев В.

Под ольхой в тени ветвей
Я созвал своих друзей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Вам не сложно угадать?
Помогите их собрать!

Задание: Собрать слова: Ли-сич-ки, о-пя-та, мас-ля-та, му-хо-мор, по-ган-ка, вол-нуш-ки

Игра со зрителями: «Самый быстрый словознайка».

Дети встают в круг. Учитель кидает мяч. Называет букву. Нужно назвать слово на заданную букву. Кто не назвал слово, тот вышел из игры.

2. Игра: «Буква заблудилась» 

Ученик: Малышев Ж.

Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться

а) Латышов С.
– Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме:
– Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

б)Врач напомнил дяде Мити
– Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.

Нагель Влад
в) Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
На виду у детворы
Крысу красят моляры.

г) Говорят один рыбак.
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом.

А сейчас мы проверим вашу смекалку. Вам предстоит разгадать волшебные ребусы.

Для болельщиков:

Забодал меня котёл
На него я очень зол.
Миша дров не нарубил
Печку кепками топил.

Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Бочек в садик повела.

Жучка будку не доела
Ох, устала, надоело. 

Танцевальная пауза:

Учитель:

А не засиделись ли вы. А давайте – ка, потанцуем. Мы будем с вами выполнять определённые движения.

я назову слог – топаем, слово – хлопаем. 

Давайте потренируемся: вол – во, звон– зво, школа – ко, ма – мама, кот – ко

Мухомор: Какие вы смелые и находчивые. Без ошибок выполнили все задания. Надеюсь, что также правильно ответите на мои вопросы. Но я буду вас путать. Слушайте внимательно.

  1. В лесу нужно громко кричать, бегать и прыгать.
    И тогда все птицы и звери будут вам очень рады.
    Правильно ли это?

  2. Разжигай в лесу большие костры.
    Соберёшься домой – не туши.
    От большого костра всем тепло?
    Правильно ли это? 

Учитель: Мухомор-Мухоморович, мы правильно выполнили все твои задания. Покажи нам дорогу дальше.

Мухомор: Идите всё прямо и прямо. Никуда не сворачивайте. Попадёте в гости к весне.

Учитель: Спасибо тебе Мухомор-Мухоморович, мы отправляемся в путь.

Учитель: Третья остановка «Дворец Весны»

Учитель: (под звон бубна)

Колокольцы – бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон!
Отгадай, откуда звон!

– Это к нам идёт весна!

– Что несёт с собой это время года?

– Идёт весна – красна и одаривает нас первыми цветами, а вот и самый храбрый из них. Послушайте стихотворение и скажите, как называется этот цветок?

Стихотворение В. Иванова «Подснежник» (читает ученик).

Цветок весны, идущий к нам по снегу
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку.

Вы узнали этот весенний цветок? Как он называется? (Подснежник).

Учитель: Чтобы войти в замок весны, вам нужно выполнить задания

(Цветок вручает конверт с заданием).

1. Ребята, нам нужно разгадать кроссворд, но так как мы с вами находимся в волшебной стране, то и кроссворд наш необычный, если всё правильно разгадаем, прочитаем волшебное слово и войдём в замок. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать и заполнять кроссворд.

  1. Я берёзу качну,
    Я тебя подтолкну,
    Налечу, засвищу,
    Даже шапку утащу. Ветер.

  2. Без рук, без топоров
    Через речку мост готов.
    Мост – как синее стекло:
    Скользко, весело, светло. Лёд.

  3. Растёт она вниз головою,
    Не летом растёт, а зимою.
    Но солнце её припечёт,
    Заплачет она и умрёт. Сосулька.

  4. Белое покрывало
    Всю землю укрывало. Снег.

  5. Белокоса, белолица,
    Как махнула рукавом,
    Всё покрылось серебром. Зима.

– Какое слово получилось в выделенных клетках? (весна). Значит, мы всё правильно угадали.

2. А во втором задании вы, ребята, должны правильно вставить букву в слово и рассказать правило правописания данной буквы (работа по карточкам).

  1. В…тер (словарное слово, безударная гласная Е).
    Сне… (звонкая согласная Г, проверочное слово снега).
    Сосул…ка (ЛЬ произносится мягко, значит, рядом стоит буква Ь).

  2. З…ма(безударная гласная И, проверочное слово зимы).
    Лё…(звонкая согласная Д, проверочное слово льды).
    Сосул…ка (ЛЬ произносится мягко, значит, рядом стоит буква Ь).

Игра со зрителями «Найди пару».

Детям раздаются разрезные карточки с цветами, необходимо найти вторую половинку и прикрепить на доску под названием цветка (подснежник, медуница, мать-и-мачеха, ветреница, сон-трава).

– Что вы знаете об этих цветах? (это первые весенние цветы).

– Что приносят цветы людям? (радость, красоту).

(Ответы детей по карточкам).

Обыгрывание ситуаций: Ребята, посмотрите внимательно, а затем скажите, что здесь не так?

  1. Пришли на полянку,
    Топчите цветы.
    Они никому не нужны. (выходит ученик и топчет цветы).

  2. Домой соберётесь,
    Нарвите букет.
    Пусть все цветы достанутся вам одному. (ученик вырывает все цветы на поляне).

Ученик.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы…
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

– Правильно, ребята, этими цветами можно только любоваться, восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все эти цветы занесены в Красную книгу.

– Ребята, а что такое Красная книга?

– Красную книгу учредил Международный Союз Охраны Природы в 1966году. Хранится она в швейцарском городе Морже. А в марте 1974 года была учреждена Красная книга нашей страны-России.

Цветы, как люди на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.

– Давайте ещё раз прочитаем все вместе названия этих цветов и запомним, как правильно их писать.

– Спасибо тебе, подснежник, за интересные задания. А нам нужно идти дальше, прямо к самой Бабе – Яге, чтобы забрать наши подарки.

Подснежник: Доброго вам пути. Пусть всё у вас получится.

Четвёртая остановка «Избушка Бабы – Яги».

Лесовичок:

Спит наша бабуся.
Спит наша Ягуся.
Как в избушку нам попасть
Как нам в печку не попасть.

Кот: Чтобы разбудить Бабу-Ягу похлопайте в ладоши столько раз, сколько гласных звуков в словах.

Барабан, камыши, курица, учительница, букварь, класс.

(дети хлопают в ладоши)

Баба-Яга:

Кто тут хлопает в ладоши?
Спать бабусе не дает.

– А это вы ребятишки: девчонки и мальчишк?

За подарками пришли.

Придется вам потрудиться, выполнить мои задания.

Учитель: Кто быстрее и правильно скажет.

1 команда: кукушка кукушонку купила капюшон.

2 команда: от топота копыт пыль по полю летит.

Задание зрителям: на дворе трава на траве дрова. 

Игра «Буквы спорят» (задания на карточках)

Учитель: Правила: выбрать нужную букву, подобрать проверочное слово.

1 команда:

  • Ду (п, б) – …..
  • Голо (с, з ) – …..
  • Гла (с, з) – ….
  • Сапо (г,к) – …..
  • Су (п, б) – …..
  • Сне (к,г) – …..

2 команда:

  • Моро (з,с ) – ….
  • Заво (д,т) – …..
  • Дру (г,к) – …..
  • Шар (ф, в) – ….
  • Сугро (п,б) – ….
  • Расска (з,с) – …..

Игра со зрителями: «Паровозики»

Правила: один паровозик собирает слова «Школа», другой – «Игрушки»

Баба – Яга: я думала, что вы ко мне не дойдете, а вы дошли, меня нашли, все задания выполнили.

Учитель: Вы не только любите и знаете русский язык, но и бережно относитесь к природе. Когда вы вырастите и станете взрослыми, вы научите своих детей говорить на родном языке и пусть ваши дети любуются и реками, и лесами, и цветами, которые мы с вами будем любить и охранять.

Вы показали свои знания, приложили старания и с четью выполнили испытания. Хочется вам пожелать хороших оценок, верных друзей, хорошего настроения и удачи.

Баба –Яга: Возвращаю вам подарки от жителей волшебной Страны Знаний.

(раздает конверты с письмами каждому классу)

Учитель: Ребята, мы с вами проделали большой путь по «Стране Знаний» и выполнили все задания. Давайте сейчас посчитаем медали, которые вы получили, выполняя задания. Победила «Дружба» А нам пора возвращаться домой. Помоги Лесовичок нам вернуться назад в школу.

Выходит Лесовичок и говорить волшебные слова:

Мы будем всегда любить и уважать свой родной язык

Закрываем глаза, говорим волшебные слова. Вот мы и дома.

  1. Если хочешь судьбу переспорить,
    Если ты ищешь отрады цветник,
    Если нуждаешься в твёрдой опоре,
    Выучи русский язык.

  2. Он твой наставник – великий, могучий
    Он переводчик, он проводник,
    Если штурмуешь, познания кручи
    Выучи русский язык.

  3. Русское слово живёт на страницах
    Мир окрыляющих пушкинских книг.
    Русское слово – свободы зарница,
    Выучи русский язык.

Учитель: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад. Это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могучим орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

Список литературы:

  1. Астапова, В. М. – Классные часы [Текст ]: / В. М. Астапова,– М.: Педагогическая академия.– 2009. -55с.
  2. Брыкина, И. М. – Пословицы, поговорки [ Текст ]: / И. М. Брыкина, – Ярославль : Академия развития.– 2008.-41– 44с.
  3. Власова, Т. А. Словарная работа [Текст ]: / Т. А. Власова, – Волгоград.- 2009. – 35 с.
  4. Воронова Т. Г. – Работа со словарными словами [Текст ]: /Т. Г. Воронова, – М.: Творческий центр.– 2010. – 37с.
  5. Горякова, Н. И. – Загадки, пословицы, поговорки [Текст]: /Н.И. Горякова,– М.: Творческий центр.– 2009.– 33 с.
  6. Дианова, В. И. – Викторины, конкурсы, кроссворды [Текст]: /В. И. Дианова, – М.: Экзамен.– 2009. – 47с.
  7. Киринова, В. И. – Внеклассные мероприятия [Текст ]: /В. И. Киринова, – М.: Вако.– 2009. – 57с.