Цель: формировать умение решать задачи на встречное движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами.
Задачи:
Предметные:
- способствовать формированию умения находить различные способы решения задач на встречное движение и выделять наиболее рациональные способы их решения, устанавливать связи между величинами.
- закреплять навыки устного счета, действий с многозначными числами.
Личностные:
- способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе;
- умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные:
Регулятивные:
- создавать условия для формирования умения ставить учебные цели и задачи и добиваться их реализации;
- планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий.
Познавательные:
- содействовать развитию умения исследовать и анализировать полученную информацию по теме, с целью выделения отличительных признаков и критериев, необходимых для сравнения и анализа.
Коммуникативные:
- создавать условия для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог;
- строить продуктивное сотрудничество, учиться на принципах толерантности;
- обсуждать вопросы, учитывать позиции других людей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, индивидуальные карточки с заданием.
Ход урока
I. Организация на работу.
В школу мы пришли учиться,
Нам никак нельзя лениться.
II. Самоопределение к деятельности.
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
Математическая разминка.
Слайд 2
1) Цепочка примеров.
36 ∙ 100 : 9 – 50 : 10=
2) Вырази в указанных единицах измерения.
(У учащихся карточки с заданием) Приложение 2 Слайд3
- 6 ц 5 кг = …кг
- 7 т 45 кг = …кг
- 6 м 5 см = …см
- 7 км 45 м = …м
- 6 ч 5 мин. = …мин.
- 7 мин. 45 с. = …с.
Ученики поочередно читают выражение, вставляя пропущенные числа
3) Составьте задачи по таблице Слайд 4
Скорость | Время | Расстояние |
20 км/ч | 5 ч. | ? |
? | 4 мин. | 84 м |
8 м/с | ? | 88 м |
III. Актуализация знаний.
1. Ответь на вопросы.
- Как найти расстояние, если известны скорость и время?
- Как найти скорость, если известны расстояние и время?
- Как найти время, если известны расстояние и скорость?
2. Убери лишнее. Слайд 5
- Какие величины не используются в задачах на движение? (Тонны, центнеры, м2, кг)
- По каким признакам можно разделить данные величины на группы? (Скорость, время, расстояние)
- Запишите у себя в тетрадях в 3 столбика, дополните таблицу. (Проверка)
Слайд 6
- Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?
- Запишите формулы в тетрадях (один у доски )
Проверка. Проговаривание формул.
3. Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы)
А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления? (Скорость сближения, скорость удаления.) Слайд 7
Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать? (Задачи на встречное движение) Слайд 7
IV. Работа по теме урока.
1. Составьте задачу по рисунку.
Слайд 8
— Что показывает флажок на чертеже?
— Как показано время движения?
— Что обозначают надписи над стрелками?
— Какой объект должен преодолеть большее расстояние?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задач на встречное движение, научиться составлять и читать чертежи к таким задачам.)
— Что известно в задаче? (Скорость и время)
— Что сказано о времени движения лыжников? (3 ч.)
— Почему в задаче указано одно время движения? (Каждый был в пути 3 часа)
— Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
— Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый лыжник? (Да, мы знаем скорость и время).
— Второй? (Тоже известно время и скорость лыжника).
— А теперь мы можем узнать все расстояние? ( Можем, сложить расстояния, которые прошли 2 лыжника вместе).
Решение.(один ученик у доски)
— А есть ли другой способ решения задачи?
— Как по-другому можно найти расстояние, более коротким, рациональным способом? (Можно узнать скорость сближения)
— Что это такое? (На сколько км они сближаются за 1 час)
— На сколько км каждый час сближаются лыжники? (На 21 км)
— Что будем узнавать дальше? (Расстояние между поселками)
Запишите этот вариант решения задачи. Один ученик у доски.
— Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины.
2. Решение задачи, используя картинку Слайд 9
— Что в ней известно? (Скорость каждого поезда и расстояние.)
— Что нужно найти? (Время.)
— Можно ли сразу найти время движения?
— Что нужно найти в первом действии? (Общую скорость, или скорость сближения.)
— Как узнать, через какое время поезда встретятся?
Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)
Ответ: поезда встретились через 3 ч.
V. Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом. (Шаги на месте)
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают. (Взмахи руками)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружили. (легкий бег на носках, взмахи руками)
3. Предлагаю решить задачу из учебника
С.16 №61 (3)
— Что в ней известно? (Расстояние, время и скорость одного лыжника.)
— Что вы можете сказать о времени движения? (Оно общее для обоих лыжников.)
— Что мы можем найти, зная это? (Общую скорость, или скорость сближения.)
— Как, зная общую скорость, или скорость сближения, узнать скорость второго лыжника? (Из общей скорости вычесть скорость первого лыжника.)
— Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)
Ответ: скорость второго лыжника 14 км/ч.
VI. Закрепление изученного материала.
Слайд 10
1. Самостоятельное решение задач (каждый ученик получает карточку с этими тремя задачами и решает одну по выбору) Приложение 3
Перед вами 3 разных задачи. Они разные по сложности. Выберите любую из них. Представьте в виде чертежа или таблицы. Решите самостоятельно.
- Два мальчика бежали одновременно навстречу друг другу с двух концов стадиона со скоростью 5 м/с. Через сколько секунд они встретятся, если длина стадиона 100 м.
- От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 4 часа. Один катер шёл со скоростью 29 км/ч, а другой 35 км/ч. Каково расстояние между причалами.
- Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 5 часов. Скорость одного 70 км/ч, а другого на 5 км/ч больше. Найдите расстояние между городами.
Проверка задач.
2. Самостоятельная работа.
Решить примеры С.16 учебника №64
VII. Рефлексия деятельности.
Слайд 11
1. Составьте пословицу из слов: едешь, дальше, будешь, тише. (Тише едешь, дальше будешь)
— Как вы понимаете её? ( Если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий)
— Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы? (Нет)
2. Помогите мне, распределите скорость движения. Слайд 12
VIII. Домашнее задание.
№62 с.16
IX. Итоговая рефлексия.
— Какие виды работ выполняли на уроке?
— Какое задание было для вас интересным?
— Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
— Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?
— Спасибо за урок!
Источники:
- М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник для 4 кл. нач шк. Ч.2., 2014.
- Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике. 4 класс: - М.: ВАКО, 2014.
- pedsovet.su/load/240-1-0-5425
- www.lenagold.ru/fon/clipart.html
- www.gifpark.ru/index.html