Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет. Кружок «Букваренок» (обучение чтению и письму)

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Пояснительная записка

Актуальность

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются:

  1. Возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
  2. Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
  3. В последнее десятилетие увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Идея обучения детей грамоте в дошкольном возрасте возникла давно. Академией педагогических наук СССР проводилась большая исследовательская работа по обучению детей 5-7 лет, психологами и педагогами — экспериментальная работа по обучению грамоте. На основе исследований ученых Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.П. Усовой, методистов дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой и Ю.И. Фаусек, был сделан вывод: в дошкольном возрасте дети овладевают грамотой легче и быстрей. Известный советский методист А.И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в дошкольном возрасте.

Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в 5-7летнем возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

Кроме того, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

Рабочая программа составлена на основе программы «Обучение дошкольников чтению» Шумаевой Д.Г.

Программа «Обучение дошкольников чтению» Шумаевой Д.Г. предлагает разнообразный дидактический материал по обучению дошкольников грамоте.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.,
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом МОиН РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.,
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Рабочая программа (далее – Программа) является целевым ориентиром дополнительной платной образовательной услуги «Букварёнок» (обучение чтению и письму), определяет содержание и объём образовательной деятельности.

Цель Программы: Создание предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у детей фонематического и фонетического слуха, умения проводить звуковой анализ слов.
  2. Содействовать усвоению детьми графического образа буквы, овладению послоговым механизмом чтения.
  3. Способствовать развитию мелкой моторики, совершенствованию у детей элементарных графических умений.
  4. Создать условия для накопления, обогащения и активизации словарного запаса.

Программа предназначена для детей 6-7 лет.

Образовательная услуга представляется в форме кружка «Букварёнок» (обучение чтению и письму).

Планируемое количество детей – 12-15 детей.

Формы работы: групповая, индивидуальная работа.

Продолжительность занятий – 30 минут

Форма работы Количество часов в неделю Количество часов в месяц Количество часов в год
1 Групповая работа 2 8 62
2 Индивидуальная работа 1 4 36
  Итого 3 12 98

Возрастные и индивидуальные особенности детей 6–7 лет 

Для детей 6-7 лет характерно формирование и развитие следующих качеств:

  • формирование и развитие способности адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки,
  • формирование представлений об изменениях признаков, их количества, появляется способность оперировать «в уме», мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий,
  • формирование первичного целостного образа, отражающего основные его закономерности,
  • формирование готовности к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная.

Принципы построения программного содержания:

  • От простого – к сложному.
  • Доступность содержания программного материала.
  • Систематичность и последовательность программного материала.
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
  • Дифференцированность обучения.
  • Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.

Содержание Программы разработано с учётом преемственности дошкольного и начального общего образования:

  • знакомство с буквой и звуком;
  • характеристика звука;
  • изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определённой группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные);
  • чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;
  • выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией);
  • обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;
  • работа над лексическим значением слов;
  • слушание стихотворений, сказок;
  • выполнение заданий на классификацию;
  • игры со словами (разгадывание загадок, шуток, чтение слов в разных направлениях);
  • составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте;
  • пальчиковые игры;
  • анализ и синтез графических букв;
  • подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты);
  • работа с книгой.

Возможные достижения детей:

  • членить предложения на слова;
  • соотносить буквы и звуки;
  • называть звуки и слоги в словах;
  • находить слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове;
  • проводить звуковой анализ слова;
  • владеть основами плавного слогового чтения;
  • обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;
  • правильно держать ручку, карандаш;
  • классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

II. Календарно-тематическое планирование.

Приложение 

III. Система мониторинга.

Мониторинг освоения детьми программного материала осуществляется на основе создания диагностических ситуаций:

  1. Игровое упражнение «Найди слово» – выбери из буквенного текста определенные слова.
  2. Игровое упражнение «Поймай словечко» – напечатай на карточке заданное, короткое слово.

Список литературы:

  1. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
  2. Волика В.В. Веселая грамматика. – М. : Знание, 1995.
  3. Выготский Л.С. Развитие устной речи. – М., 1996.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М.: Гном-Пресс, 1998.
  5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1979.
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
  7. Шаехова Р.К. Читая – учимся творить. – Казань, 1997.
  8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. – Акцидент, 1998.