Цель урока: сформировать понятие о молярном, миллимолярном и киломолярном объемах газов и единицах их измерения.
Задачи урока:
- Обучающие – закрепить ранее изученные формулы и найти связь между объемом и массой, количеством вещества и числом молекул, закрепить и систематизировать знания учащихся.
- Развивающие – развивать умения и навыки решать задачи, способности к логическому мышлению, расширять кругозор учащихся, их творческие способности, умения работать с дополнительной литературой, долговременную память, интерес к предмету.
- Воспитательные – воспитывать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности.
Тип урока: Комбинированный урок.
Оборудование и реактивы: Таблица «Молярный объем газов», портрет Авогадро, мензурка, вода, мерные стаканы с серой, оксидом кальция, глюкозы количеством вещества 1 моль.
План урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Проверка знаний в виде фронтального опроса (10 мин.)
- Заполнение таблицы (5 мин.)
- Объяснение нового материала (10 мин.)
- Закрепление (10 мин.)
- Подведение итогов (3 мин.)
- Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Фронтальная беседа по вопросам.
Как называется масса 1 моля вещества?
Как связать молярную массу и количество вещества?
Чему равно число Авогадро?
Как связано число Авогадро и количество вещества?
А как связать массу и число молекул вещества?
3. А теперь заполните таблицу, решив задачи – это групповая работа.
Формула, вещества | Масса, г | Молярная масса, г/моль | Количество вещества, моль | Число молекул | Число Авогадро, молекул/моль |
ZnO | ? | 81 г/моль | ? моль | 18•1023 молекул | 6•1023 |
MgS | 5,6г | 56 г/моль | ? моль | ? | 6•1023 |
BaCl2 | ? | ? г/моль | 0,5 моль | 3•1023 молекул | 6•1023 |
4. Изучение нового материала.
«...Мы хотим не только знать, как устроена природа (и как происходят природные явления), но и по возможности достичь цели, может быть, утопической и дерзкой на вид, – узнать, почему природа является именно такой, а не другой. В этом ученые находят наивысшее удовлетворение.»
Альберт Эйнштейн
Итак, наша цель найти наивысшее удовлетворение, как настоящие ученые.
А как называется объем 1 моля вещества?
От чего зависит молярный объем?
Чему будет равен молярный объем воды, если ее Mr = 18, а ρ = 1 г/мл?
(Конечно 18 мл).
Для определения объема вы пользовались формулой известной из физики ρ = m / V (г/мл, г/см3, кг/м3)
Отмерим этот объем мерной посудой. Отмерим молярные объемы спирта, серы, железа, сахара. Они разные, т.к. плотность разная, (таблица различных плотностей).
А как обстоит дело у газов? Оказывается, 1 моль любого газа при н.у. (0°С и 760 мм.рт.ст.) занимает один и тот же объем молярный 22,4 л/моль (показывается на таблице). А как будет называться объем 1 киломоля? Киломолярным. Он равен 22,4 м3/кмоль. Миллимолярный объем 22,4 мл/моль.
Откуда взялось это число?
Оно вытекает из закона Авогадро. Следствие из закона Авогадро: 1 моль любого газа при н.у. занимает объем 22,4 л/моль.
Немного о жизни итальянского ученого мы сейчас услышим. (сообщение о жизни Авогадро)
А теперь посмотрим зависимость величин от разных показателей:
Формула вещества | Агрегатное состояние (при н.у.) | Масса, г | Плотность, г/мл | Объем порций в 1 моль, л | Количество вещества, моль | Зависимость между объемом и количеством вещества |
NaCl | Твердое | 58,5 | 2160 | 0,027 | 1 | 0,027 |
H2O | Жидкое | 18 | 1000 | 0,018 | 1 | 0,18 |
O2 | Газ | 32 | 1,43 | 22,4 | 1 | 22,4 |
H2 | Газ | 2 | 0,09 | 22,4 | 1 | 22,4 |
CO2 | Газ | 44 | 1,96 | 22,4 | 1 | 22,4 |
SO2 | газ | 64 | 2,86 | 22,4 | 1 | 22,4 |
Из сравнения полученных данных сделайте вывод (зависимость между объемом и количеством вещества для всех газообразных веществ (при н.у.) выражается одинаковой величиной, которая называется молярным объемом.)
Обозначается Vm и измеряется л/моль и т.д. Выведем формулу для нахождения молярного объема
Vm = V/v, отсюда можно найти количество вещества и объем газа. А теперь вспомним ранее изученные формулы, можно ли их объединить? Можно получить универсальные формулы для расчетов.
m/M = V/Vm;
V/Vm = N/Na
5. А теперь закрепим полученные знания с помощью устного счета, чтобы знания через умения стали применятся автоматически, то есть превратились в навыки.
За правильный ответ вы будите получать балл, по количеству баллов получите оценку.
- Назовите формулу водорода?
- Какова его относительная молекулярная масса?
- Какова его молярная масса?
- Сколько молекул водорода будет в каждом случае?
- Какой объем займут при н.у. 3 г H2?
- Сколько будут весить 12•1023 молекул водорода?
- Какой объем займут эти молекулы в каждом случае?
А теперь решим задачи по группам.
Задача №1
Образец: Какой объем занимает 0,2 моль N2 при н.у.?
Дано: н.у. Vm = 22, 4 л/моль ν (N2) = 0,2 моль |
Решение: ν (N2) = V(N2) / Vm , следовательно V (N2) = ν (N2) · Vm = 0,2 моль · 22,4 л / моль = 4,48 л Ответ: V (N2) = 4,48 л |
Найти: V – ? |
Задачи для самостоятельного решения
Решите задачи по приведённому образцу:
- Какой объем занимают 5 моль O2 при н.у.?
- Какой объем занимают 2,5 моль H2 при н.у.?
Задача №2
Образец: Какое количество вещества содержит водород объемом 33,6 л при н.у.?
Дано: н.у. Vm = 22, 4 л/моль V (H2) = 33,6 л |
Решение: ν (H2) = V(N2 ) / Vm = 33,6 л / 22,4 л/моль = 1,5 моль Ответ: ν (H2) = 1,5 моль |
Найти: ν - ? |
Задачи для самостоятельного решения
Решите задачи по приведённому образцу:
- Какое количество вещества содержит кислород объемом 0,224 л при н.у.?
- Какое количество вещества содержит углекислый газ объемом 4,48 л при н.у.?
Задача №3
Образец: Какой объем займут 56 г. газа СО при н.у.?
Дано: н.у. Vm = 22, 4 л/моль m (CO) = 56 г |
Решение: ν (CO) = V(CO) / Vm , следовательно V (CO) = ν (CO) · Vm Неизвестное количество вещества найдём по формуле: ν = m/M M(CO) = Ar(C) + Ar(O) = 12 + 16 = 28 г/моль ν (СО) = m/M = 56 г / 28 г/моль = 2 моль V (CO) = ν (CO) · Vm = 2 моль · 22,4 л/моль = 44,8 л Ответ: V (CO) = 44,8 л |
Найти: V – ? |
Задачи для самостоятельного решения
Решите задачи по приведённому образцу:
- Какой объем займут 8 г. газа O2 при н.у.?
- Какой объем займут 64 г. газа SO2 при н.у.?
Задача №4
Образец: В каком объеме содержится 3·1023 молекул водорода H2 при н.у.?
Дано: н.у. Vm = 22, 4 л/моль N = 3·1023 молекул Na = 6,02 ·1023 моль-1 |
Решение: ν (H2) = V(H2) / Vm, следовательно V (H2) = ν (H2) · Vm Неизвестное количество вещества найдём по формуле: ν = N / Na = 3·1023 / 6,02 ·1023 моль-1 = 0,48 моль V (H2) = ν (H2) · Vm = 0,48 моль · 22,4 л/моль = 10,752 л Ответ: V (H2) = 10,752 л |
Найти: V – ? |
Задачи для самостоятельного решения
Решите задачи по приведённому образцу:
- В каком объеме содержится 12,04 ·1023 молекул водорода СO2 при н.у.?
- В каком объеме содержится 3,01·1023 молекул водорода O2 при н.у.?
Понятие относительной плотности газов следует дать на основании их знаний о плотности тела: D = ρ1/ρ2, где ρ1 – плотность первого газа, ρ2 – плотность второго газа. Вы знаете формулу ρ = m/V. Заменив в этой формуле m на М, а V на Vm, получим ρ = М/Vm. Тогда относительную плотность можно выразить, используя правую часть последней формулы:
D = ρ1/ρ2= М1/М2.
Вывод: относительная плотность газов – число, показывающее, во сколько раз молярная масса одного газа больше молярной массы другого газа.
Например, определите относительную плотность кислорода по воздуху, по водороду.
6. Подведение итогов.
Решите задачи для закрепления:
Найдите массу (н.у.): а) 6 л. О3; б) 14 л. газа H2S?
Какой объём водорода при н.у. образуется при взаимодействии 0,23 г натрия с водой?
Какова молярная масса газа, если 1 л. его имеет массу 3,17 г.? (Подсказка! m = ρ·V)
7. Домашняя работа.
§16, 1-4 стр.85 (писм.)