Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Познакомить с произведением В. Драгунского «Арбузный переулок».
  • Проанализировать рассказ. Расширить литературоведческий словарь.
  • Воспитать нравственного читателя (нравственные уроки рассказа).

Задачи:

  • Раскрыть воспитательную идею автора, заключённую в рассказе.
  • Показать особенности композиции произведения-«рассказ в рассказе» и то, как автор создаёт образ войны.
  • Отметить настроение автора, с которым показывает он войну глазами ребёнка.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг В.Драгунского, иллюстрации, открытка из комплекта «Слово о хлебе».

Ход урока 

1. Проверка домашнего задания.

(Чтение наизусть стихотворения А. Ахматовой «Памяти друга»).

2. Тема урока.

(Написана на доске).

– Беседа о том, как проходил первый этап работы с текстом – до чтения.

– Откроем учебник на стр.187. Рассмотрим иллюстрацию. Как вы думаете, о чём этот рассказ?

– Какие предположения возникли?

– Как вы понимаете смысл названия рассказа?

3. Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Арбузный переулок». 

а) Чтение по ролям 1-й части.

Озаглавим её: Спор Дениски с мамой из-за лапши.

Составим сюжетный (картинный) план 1-й части:

Эпизод 1. Денис пришёл домой после выигранного футбольного матча усталый и голодный. Мечта о рассольнике.

Эпизод 2. Мама принесла тарелку с молочной лапшой. Пенки.

Эпизод 3. Капризы Дениски по поводу лапши. Возмущение мамы. (Диспут – публичный спор на какую-нибудь тему.)

Эпизод 4. Папа шуткой разряжает накалившуюся атмосферу. (Марципан – кондитерское изделие из миндального, орехового теста.)

Эпизод 5. Папа высказывает своё отношение к происходящему: терпеть не могу!

б) Вопросы после чтения:

– Какой рассказ напоминает это произведение? (Начало рассказа «Тайное становится явным».)

– В каком настроении Дениска вернулся домой? Почему?

– Что он сказал маме?

– Что мечтал съесть на обед Дениска?

– Почему он отказывался есть молочную лапшу?

– Услышала ли Дениску мама?

– Каким мы видим Дениску? А маму? Понимают ли они друг друга?

– Почему мама увеличивает возраст Дениски? С кем она сравнивает сына? Почему?

– Как папа разрешил спор между Дениской и мамой? Как он отнёсся к тому, что сын не ест молочный суп?

– Поддержал ли папа маму?

– Представьте себя на мамином месте: вы старались, трудились, готовили любимому сыночку, а ваше чадо – не желает это есть. Какие чувства бы вы испытывали на мамином месте?

– На чьей стороне ваши симпатии?

в) Чтение 2-й части учителем.

Озаглавим её: Рассказ папы о военном детстве и подаренном арбузе.

Составим сюжетный (картинный) план 2-й части:

Эпизод 1. Чужое лицо папы и «разговор с другом».

Эпизод 2. Описание войны глазами папы-ребёнка 11-12 лет. Мечта о хлебе.

Эпизод 3. Грузовик с заблудшими арбузами. Разгрузка.

Эпизод 4. Подаренный арбуз – счастье!

Эпизод 5. Торжественное поедание арбуза с Валькой.

г) Вопросы после чтения:

– Существует ли между Дениской и папой взаимопонимание? Прочитайте предложения, доказывающие это.

– Почему у папы стало отчуждённое лицо?

– Зачем папа вспоминал военную осень?

– Как тогда было в городе?

– Сколько лет тогда было папе Дениски?

– Сколько лет вам сейчас?

– Что происходило с ним тогда?

– Почему даже во сне он видел хлеб?

– В каком городе жил папа Дениски?

– Что он увидел в переулке, недалеко от своего дома?

– Почему мальчик запомнил дядьку: худого, небритого? Отчего он такой?

– Как разгружали грузовик с арбузами?

– Понимали ли взрослые чувства мальчика?

– Как вы думаете, могли ли взрослые подарить мальчику целый арбуз в военное время? Они же отвечают за этот груз?

– Случайно ли арбуз упал рядом с мальчиком?

– Прочитайте описание арбуза.

– Почему мальчик отвернулся и пошёл домой ?

– Как он называет худого рабочего?

– Почему рабочий побежал за мальчиком и отдал ему арбуз?

– Когда папа рассказывал о том арбузе, мы чувствовали его запах и вкус. Почему маленький мальчик через всю жизнь пронёс память об этом арбузе?

– С кем он поделился арбузом?

– Найдите в тексте, как мальчики ели громадный арбуз?

– С чем сравниваются полные животы? А звон от такого живота?

– О чём пожалели друзья?

д) Чтение 3-й части про себя. Озаглавим её: Друзья вновь ходят в арбузный переулок и ждут новый грузовик.

– Повторное выборочное чтение.

Составим сюжетный (картинный) план 3-й части:

– Эпизод 1.Поздняя осень. Страшный голод и холод. Сны о хлебе и арбузах.

– Эпизод 2. Друзья вновь ходят в арбузный переулок в ожидании нового чуда.

е) Вопросы после чтения:

– Какой была осень в осень в Москве 1941 года? (Мы прочитали о самом первом, самом страшном, 1941-м годе, потому что враги тогда подошли очень близко к столице и шли тяжелейшие бои на её рубежах. Но В.Драгунский ни слова не пишет о боях, бомбёжках, налётах вражеской авиации. Он создаёт образ военного времени по-иному.

– Как показывает автор войну? (В. Драгунский рассказывает об 11-летнем мальчике, которого мучает голод. Он даже во сне видит хлеб. И, когда ему дарят расколовшийся арбуз, он воспринимает это как счастье. Не случайно, став взрослым,он рассказывает об этом случае своему сыну. Автор показывает войну глазами ребёнка.)

– Что особенно запомнилось мальчику?

– Почему не бомбёжки, не налёты вражеской авиации?

– Что стало теперь сниться маленькому папе Дениски?

– Почему ребята вновь пошли в арбузный переулок?

– Во что они оделись ? Почему?

– Шумно ли было на улице?

– На что надеялись мальчики? Как они утешали друг друга?

– Оправдались ли их ожидания?

– Какое чувство возникает у вас по отношению к этим ребятам?

– Хотели бы вы очутиться на их месте?

– Как вы думаете, как В.Драгунский показал бы войну в восприятии Денискиной бабушки?

– Почему переулок мальчики назвали арбузным?

– Как вы думаете, чем закончится рассказ?

ё) Чтение 4-й части вслух. Озаглавим её: Денис дочиста съедает всю лапшу.

Составим сюжетный (картинный) план 4-й части:

Эпизод 1.Взгляд папы, устремлённый в прошлое.

Эпизод 2 .Дениска «увидел» папу с Валькой в арбузном переулке.

Эпизод 3. Денис мгновенно съедает всю лапшу.

ж) Вопросы после чтения.

– Что видел папа такого, что ни Денис, ни его мама не видели? (Война оставила свой след в душе папы. Рассказывая о своих переживаниях, он как бы снова пережил то трудное, тяжёлое время.)

– Как мама отнеслась к рассказу папы?

– Почему папа вышел из комнаты?

– Что представил Дениска после рассказа отца? (Прочитайте). Что он понял?

– Какие чувства переполняли его?

– Как вы догадались, что рассказ папы подействовал на него?

– Что сделал Дениска? Прочитайте.

– Почему он так поступил?

– Вернёмся к иллюстрации на стр.187: Какой эпизод выбрал художник для иллюстрирования? Точно ли он отразил детали? Что нужно дорисовать, исправить?

4. Физкультминутка.

5. Составление системы образов произведения в виде схемы.

 

6. Составление рассказа – характеристики героев этого рассказа.

Папа:

Добрый, заботливый, поддерживает маму.

– Не читает моралей, не ругает сына, а исподволь подводит Дениску к осмыслению своего поведения так, что Денису стало стыдно за свои капризы.

– Умеет шуткой разрядить накалившуюся атмосферу.

– Скромный, мужественный, уважает себя и других. (Голодный, но арбуз не просил.)

– Чуткий (Приходит на помощь жене и сыну).

– Пример для сына. (Взаимопонимание с сыном.)

Мама:

Добрая, заботливая, беспокоится о здоровье сына.

– Не всегда понимает поступки сына, хотя они- большие друзья.

– Сочувствует папе, жалеет его.

Дениска:

Упрямый, капризный, думает о себе, совершенно не жалея маму.

– Наделён чувством юмора.

– Умный, серьёзный.

Худой рабочий:

Любит и жалеет детей.

– Внимательный, смелый.

Валька:

Верный друг.

– Анализируя взаимоотношения героев, понимаем, что В.Драгунский показывает в этом рассказе (по композиции) то, что даже очень близкие и любящие люди, не всегда могут понять друг друга, но у них есть такая возможность. Только для этого надо приложить определённые усилия и всё получится, всё будет хорошо!

7. Обобщающая беседа. 

Что хотел сказать В.Драгунский читателю в этом рассказе?

– Какую идею он вложил в него? (Война оставляет свой след в душе каждого человека: взрослого и ребёнка, пережившего войну, и родившегося после . Это общая беда, накрывшая всю страну, сплотившая людей против общего врага.

– Почему рассказ назван «Арбузный переулок»?

– Как вы думаете, в следующий раз, когда мама вновь приготовит лапшу, что сделает Дениска?

– Поступаете ли так вы?

– Чему научил папа Дениску?

– Откройте стр.192 учебника. Ответим на вопросы.

8. Рассказ учителя о Ленинградской блокаде. 

Не только москвичам пришлось столкнуться с жесточайшим голодом .Весь ужас блокады узнали жители Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.(Блокада-окружение армии, города, крепости противника, с целью заставить его сдаться и прекратить военные действия.)

8 сентября 1941года гитлеровцам удалось замкнуть кольцо вокруг города. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в истории. 900 дней и ночей подряд длилась битва с фашистами и с другим не менее жестоким врагом-голодом. Жительница города Елена Кочина записала в своём дневнике: «Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея».

От слабости люди умирали прямо на улицах. Весной 1942 года во время таяния снега на улицах и площадях нашли около 13.000 трупов.

…О, мы познали в декабре – не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех – хотя бы крошку бросить наземь:
Таким людским страданьем он, такой большой любовью братской
Для нас отныне освящён, наш хлеб насущный, ленинградский.
Ольга Бергольц

В1941-1944 годы стране, фронту нужен был хлеб, много хлеба. И забывали люди про сон и усталость. Полевые армейские хлебопекарни пользовались своими запасами муки. Специалисты-мукомолы сконструировали походные мельницы производительностью 5 и 15 тонн в сутки. И каждое утро в пороховом дыму, у самого пекла войны хлеб ночной выпечки готовили к отправке на передовую. Хлеб фронту был так же необходим, как и боеприпасы. Он давал новые силы бойцам.

125 граммов хлеба блокадного Ленинграда, хлебные карточки того времени, полевая армейская хлебопекарня- это фотодокументы военных лет, документы подвига народа! (Показ фотографий.)

9. Итог урока. Рефлексия.

Кому адресован рассказ?

– О чём задумывается современный маленький читатель при его чтении?

– Что нового мы сегодня узнали?

– Кто помог нам сделать эти открытия.

– Отметьте свои достижения на лесенке успеха.

10. Домашнее задание.

Перечитать рассказ, подготовить выразительное чтение фрагмента.

– Нарисовать сюжетную цепочку и иллюстрацию к любому эпизоду.

– Рассказать свои впечатления о героях.