Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [К] и [К']»

Разделы: Логопедия


Лексическая тема: «Одежда. Продукты». 

Цель: Учить детей различать звуки [К] и [К'].

Задачи:

Коррекционные:

  • Уточнение и активизирование словаря детей по лексической теме: «Продукты питания»; «Одежда».
  • Знакомство с обобщающим понятием «Продукты питания», «Одежда».
  • Обучение употреблению в речи относительных прилагательных.
  • Закрепление употребления в речи детей родительного падежа существительных.
  • Учить детей правильно произносить и различать звуки [К], [К'], обучать умению давать характеристику этим звукам.
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Упражнять в преобразовании слогов (ка – кя), слов.
  • Развитие речевого дыхания с разной высотой голоса.
  • Учить подбирать к слову «лес» прилагательные и причастия.
  • Коррекция внимания, памяти и мышления.
  • Обучать умению пользоваться компьютерными технологиями.

Образовательные:

  • Развитие общеречевых навыков;
  • Обогащение лексики родственными словами;
  • Развитие творческого воображения.

Воспитательные:

  • Развитие мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза;
  • Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • Воспитание отзывчивости;
  • Умение работать в коллективе. Обучать детей работать в командах, сообща, развивать коммуникативные навыки.
  • Воспитание умения следить за собственной речью.

Демонстрационный материал:

  1. Кубики Зайцева Н.А.
  2. Картинки по количеству детей со звуками [К] и [К'].
  3. Разрезные картинки с изображением котят и кенгурят.
  4. Изображение инопланетян.
  5. Изображение инопланетного корабля.
  6. Дерево. 

Ход занятия

I. Оргмомент.

Музыкальный зал украшен по осенней тематике. Дети с пением и движением входят в музыкальный зал.

Заходи в осенний лес! ходьба
Там полным-полно чудес! разводят руки в стороны;
Липы в золоте стоят, поднимают руки вверх;
А в траве грибочков ряд, приседают и выполняют упражнение «грибок»;
В лес с корзинкой мы пойдём: встают и выполняют упражнение «корзинка»;
Много ягод наберём. Движения рук: сверху вниз срывают ягоды.

II. Основная часть.

1. Логопед: Дети, мы попали? (в лес). В какой лес, если время года – осень? (осенний). Чего много в лесу? (ягод, деревьев, птиц, зверей и т.д.). Чем мы любуемся (показывает картинки: клюква, калина, кусты)? (Дети отвечают: клюквой, калиной, кустами). Если сделать из клюквы морс, то он какой будет? (клюквенный). Из калины ? (калиновый).

2. Характеристика звука [К]. Логопед: С какого звука начинаются эти слова? (со звука [К]). Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [К]? (дети дают характеристику звука: Согласный, твердый, глухой, взрывной, заднеязычный, отрывистый) Дети, превратите его в мягкий звук. Что получится? (Кь – Кь – Кь).

3. Логопед предлагает разделиться детям на команды: необходимо собрать разрезные картинки с изображением котят и кенгурят. Дети проговаривают названия команд.

4. Логопед предлагает командам поприветствовать друг друга: радостно, удивленно, вопросительно (при этом нужно менять голоса, как «медведи» и как «птицы»)

КА – КА – КА
КЯ – КЯ – КЯ
КУ – КУ – КУ
КЮ – КЮ – КЮ
КЫ – КЫ – КЫ
КИ – КИ – КИ

5. Логопед: Прочитаем и пропоём слоги (пение и чтение слогов по таблицам Зайцева Н.А.).

6. Логопед объявляет о следующей игре: «Команда «Котята», хлопните, если услышите звук [К], а «Кенгурята» топните, если услышите звук [К']: КА КО КЯ КУ КИ кот, кит, колесо, кинжал, кефир, костюм, крот, сушки, перчатки».

7. Логопед: «В наш сказочный осенний лес прибыли инопланетяне (выставляет фигурки инопланетян). Дети, познакомьтесь с ними. Спросите их, как их зовут. (Куакея и Киакея). Прибыли они издалека, с другой планеты, очень проголодались, их необходимо накормить и одеть. Но Куакея и Киакея возьмут одежду и пищу только со звуками [К] и [К']. Такие предметы есть в нашем необыкновенном лесу на волшебном дереве. Попробуем добраться до него.

8. Физминутка. Речь с движением. (Дети идут колонной по одному, переступая и перепрыгивая препятствия, приговаривая соответствующие слова прыг-прыг, топ-топ.)

По тропинке впятером
Друг за другом мы идем.
Через ямку прыг-прыг,
Через лужу топ-топ.
Впереди деревьев ряд,
Ветки низкие висят,
Мы присядем и пойдем
И под ветками пройдем.

9. Дети подходят к дереву, на нём висят картинки. Логопед просит проговорить картинки со звуками [К] и [К'] (комбинезон, колготки, кефир, варежки, костюм, сушки, перчатки, кофта, куртка, колбаса, сосиски, конфеты, кабачок, лук, кукуруза

Логопед: «Как кукушка говорит? (ку –ку). Назовите «кукушиные» слова. (Дети: куртка, кукуруза, кекс). Найдите и назовите «куриные слова». (дети: кофта).

10. Логопед: «Дети, оденьте Куакею и Киакею. Команда «Котят», возьмите картинки со звуком [К], «Кенгурята», а вы возьмите картинки со звуком [К'].

11. Дети дарят одежду инопланетянам, проверяют друг друга. Логопед просит детей накормить инопланетян. Дети берут картинки по теме «Продукты» со звуками [К] и [К'] и дарят инопланетянам.

12. Логопед: «Вы сделали замечательные подарки Куакее и Киакее. Они так обрадовались, теперь они хотят поиграть с вами»

Упражнения для развития силы голоса, речевого дыхания и артикуляции.

Мы под ветками пробрались –
В чаще леса оказались.
А в лесу среди стволов
Слышно много голосов:
Птица к дереву летит,
Громко крыльями шуршит – шшшш.
Ветер что-то говорит
Тихо веточкам ракит – сссс.
Вот комарик пролетел,
Нам на ушко зазвенел – зззз.
На лужайке над ромашкой
Жук кружит в цветной рубашке – жжжж.
Где-то слышен звон копыт –
Олень по камешкам бежит – (пощелкать языком)
Вот от нашего от смеха
Где-то там проснулось эхо.
Ну-ка, с эхом поиграйте:
Я скажу – вы повторяйте.

Д/и «Эхо»: музыкальный руководитель пропевает слова громко, а дети повторяют тихо, сохраняя ту же интонацию и темп речи. (Птички – синички, лягушка – поскакушка, мишка – шалунишка, зайка – побегайка).

13. Музыкальная пауза. Развитие фонематического слуха.

Логопед: «Дети, смотрите на картинки и превращайтесь в этих зверюшек» (птички, лягушка, мишки, зайки). (логопед меняет картинки, дети двигаются под музыку).

14. Логопед: «Теперь можно и улетать Куакее и Киакее».

15. Логопед: «Дети, попрощаемся с инопланетянами и вместе выполним гимнастику». Выполняют гимнастику по Стрельниковой А. Н. («ладошки», «кошка», «погончики»).

III. Итог занятия. Релаксация.

Логопед подзывает к себе детей, спрашивает, о каких звуках говорили на занятии, что они сегодня узнали. А теперь закройте глазки, я скажу, кто был самый лучший на занятии (дети закрывают глаза, логопед гладит всех детей по голове). Откройте глазки, кто был лучший? (дети поднимают руки – все).

Список использованных источников:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5–6, 1992, стр. 9–13.
  2. Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников»: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. -176 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).