Цели урока:
- закрепить знания обучающихся о сложносочинённом предложении, о постановке знаков препинания в нём; вырабатывать умение находить сложносочинённые предложения, определять выбор знаков препинания;
- развивать внимание, память;
- воспитывать любовь к Родине, к её историческому прошлому.
Оборудование: запись музыки Э. Морриконе, тестовые компьютерные задания «Репитотор», раздаточный материал.
Эпиграф:
Никто не забыт,
И ничто не забыто.
О. Бергольц
Ход урока
I. Звучит запись музыки Э. Морриконе.
Чтец
Война… Жесточе нету слова.
Война… Печальней нету слова.
Война… Святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного слова
Ещё не может быть и нет.
II. Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок русского языка «Память огненных лет» мы посвящаем 70 – летию Великой Победы. Эпиграфом урока станут слова Ольги Бергольц: «Никто не забыт, и ничто не забыто». Скажите, как эпиграф связан с изучаемой темой «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»?
– Ответ ученика. /Эпиграф представляет собой сложносочинённое предложение, состоящее из двух простых предложений в составе сложного, связанных между собой соединительным союзом и/.
– Объявление задач урока.
III. Индивидуальные задания у доски.
- Подготовить развёрнутый ответ по теме: «Сложносочинённое предложение», представить схемы расстановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях». (1-й ученик).
- Синтаксический разбор предложения (2-й ученик).
Мы запомним суровую осень,
скрежет танков и отблеск штыков,
и в веках будут жить двадцать восемь
самых храбрых твоих сынов.
(М. Лисянский)
IV. Выполнение практического задания.
– Используя стихотворные строки поэтов о Великой Отечественной войне, найти и записать сложносочинённые предложения, объяснить знаки препинания в них, выделить грамматические основы.
Учащимся могут быть предложены такие, например, отрывки из стихотворений:
Мне ворон смерти
не пророчил,
Но ночь была,
и я упал в бою.
Виктор Гончаров
Война велика, бесконечны поля,
дороги, как старые песни длинны,
И ходит беда, и тоскует земля,
И воет волчицею ветер войны.
Кайсын Кулиев
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград
Сергей Орлов
Прощай, любимый город,
Уходим завтра в море,
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.
Александр Чуркин
Упал на пашне у высотки
Суровый мальчик из Москвы,
И тихо сдвинулась пилотка
С пробитой пулей головы.
Ярослав Смеляков
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Алексей Сурков
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Константин Симонов
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы плечом к плечу
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей родиною дым,
И, значит, нам нужна
одна победа,
Одна на всех –
мы за ценой не постоим.
Булат Окуджава
Над нашими домами
Разносится набат,
И затемненье улицы одело
Ты научи любви, Арбат,
А дальше – дальше
наше дело.
Булат Окуджава
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Владимир Высоцкий
На развороченные доты
Лили прожектора лучи,
И эти тёмные высоты
Вдруг стали светлыми в ночи.
Владислав Занадворов
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только двое
Из восемнадцати ребят.
Михаил Матусовский
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Анна Ахматова
V. Проверка заданий у доски.
VI. Орфографическая минутка.
Мраморный об…лиск, залп арт…л(лл)е рии, метал(лл)и ческий сн…ряд
Толкование лексического значения слов
- Обелиск – памятник, сооружение в виде суживающегося кверху столба.
- Артиллерия – огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, миномёты и т.п.)
VII. Групповая работа.
Задание: найти сложносочинённые предложения, расставить запятые там, где это необходимо.
1 группа Карточка №1
- Знаменитое танковое сражение окончилось поражением немцев и с этого дня инициатива перешла к советским войскам.
- Неприятель был выбит из Погореловки а к 13 часам наши части овладели окраинами Подкопаевки.
- Комбат был ранен но продолжал стрелять из пулемёта.
- Рота двинулась в атаку и после ожесточённого боя заняла населённый пункт.
2 группа Карточка №2
- Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и 1418 дней и ночей она длилась.
- Война принесла неисчислимые бедствия страдания и потери.
- 28 тысяч корочанцев ушли сражаться на фронты Великой Отечественной войны но 13 тысяч их не вернулись в родные края.
- Солдаты сражались на Волге и Днепре, под Москвой и Ленинградом защищали Севастополь Одессу Кавказ.
3 группа Карточка №3
- 1 июля 1941 года немцы оккупировали Корочу а 7 февраля 1943 года Красная Армия освободила город и Корочанский район.
- Фашисты преследовали партийных и советских работников и по ночам были слышны выстрелы из – под Белой горы.
- Много мирных жителей уничтожено в сёлах Новостроевка Шеино Ушаковка.
- 15корочанцев были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
4 группа Карточка №4
- Пережили корочанцы страшное время голода и сельское хозяйство начало подниматься в гору.
- Война покатилась дальше на запад и войска покинули Корочанский район.
- Жители города и близлежащих деревень приходили в госпиталь и приносили продукты.
- Люди верили в лучшее будущее и работали часто даром от зари до зари.
5 группа Карточка №5
- Все воинские части готовились к штурму Белгорода и 5 августа 1943 года Белгород и Орёл были освобождены советскими войсками.
- 57 братских могил оставила война в Корочанском районе где захоронены более 5000 человек.
- Война принесла не только человеческие жертвы но и нанесла огромный материальный ущерб.
- Райком комсомола организовал курсы медсестёр и сандружинниц и Клава Кобелева стала работать в госпитале.
VIII. Решение тестовых заданий учебного диска «Репетитор» на компьютере.
(Обращается внимание на выполнение задания №4 в расстановке знаков препинания в сложносочинённом предложении). Парная работа.
IX. Комплексный анализ текста. Стихотворение Владимира Подольского «Панфиловцы».
1.
Чтение текста стихотворения наизусть.
Ждала их трудная работа.
В промёрзший склон
врубались зло,
И спины,
Мокрые от пота,
На яростном морозе жгло.
Шёл дух хмельной,
осатанелый
От потревоженной земли,
А в поле снег был
белый – белый,
И танки по нему пошли.
Броня, не выдержав,
горела,
И оседал в траншеях дым.
Вставал солдат
Над миром целым
И оставался молодым.
А после бережно бураны
Снегами бинтовали рвы,
И тихо остывали раны
У стен
недрогнувшей Москвы.
2. Рассказ ученицы о подвиге 28 панфиловцев.
16 ноября 1941 года двадцать восемь бойцов во главе с политруком Василием Клочковым отбили атаку 50 танков противника у разъезда Дубосеково. Из своего промёрзшего окопа 28 героев шагнули в бессмертие.
28 бойцов входили в дивизию, которой командовал генерал – майор Иван Панфилов. Более чем на четыре часа они задержали танки противника, не дали вырваться им на Волоколамское шоссе и оттуда направиться на Москву.
Подвиг у разъезда Дубосеково стал символом стойкости и мужества советских солдат. Всенародным эхом отозвались слова политрука Василия Клочкова: « Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
Указом Президиума Верховного Совета СССР 28 панфиловцам присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
3. Обсуждение вопросов:
- Какова тема текста?
- В чём заключается основная мысль?
- Чем интересен текст с точки зрения лексики?
- Что можно сказать о первом предложении. Какой приём здесь использован?
- Каков синтаксис текста? Какие предложения представлены? Есть ли сложносочинённые предложения?
X. Звучит музыка Э. Морриконе.
Чтец
Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колена перед памятью павших,
И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт,
и ничто не забыто.
XI. Итог урока.
Учитель: Будем достойны памяти тех, кто погиб, защищая Родину!
XII. Домашнее задание по группам.
1 группа – сочинение – миниатюра о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны;
2 группа – синтаксический разбор сложносочинённых предложений из карточки;
3 группа – составить словарный диктант из непроверяемых написаний военной тематики;
4-5 группы – Упр. 48
XIII. Рефлексия.
Учитель: А сейчас я попрошу вас высказать своё мнение об уроке, выбрав в качестве начала одно из предложений:
– Урок мне понравился, потому что…
– Урок мне не совсем понравился, потому что…
– Я ожидал от урока большего, потому что…