Основными показателями сформированности психологического здоровья у детей дошкольного возраста являются процесс адаптации, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.
В процессе становления личности ребенок постоянно встречается с трудными ситуациями. Дети не всегда успешно преодолевают эти ситуации, поэтому встает вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными для них воздействиями социальной среды, справиться с негативными эмоциональными переживаниями. В силу возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям.
Основой устойчивости личности в неблагоприятных социальных условиях является внутренний психологический комфорт: ощущение благополучия, внутренняя уравновешенность. Психологический дискомфорт ребенка выражается в повышенной эмоциональной уязвимости, проявляющейся в повышенном уровне тревожности, агрессивности, низком уровне вербального и невербального общения.
Опыт использования сенсорной комнаты, как дополнительного инструмента, для решения данных проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста, является актуальным и востребованным.
Программа динамической реабилитации детей с отклонениями в развитии предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а занятия по развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, усложнялись постепенно и доставляли ребенку удовольствие. Для этого должны быть подобраны модули (расслабляющего и активизирующего характера), которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоциональные реакции у каждого ребенка.
В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, пуфики, подушки оказывают расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки.
В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), органов чувств и коррекции личностных особенностей, а также релаксации.
Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.
Таким образом, сенсорная комната – это особым образом организованная среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Работа в темной сенсорной комнате рекомендуется для коррекции познавательной и игровой деятельности детей, профилактики и коррекции отклонений в поведении, а также для развития их произвольного внимания, самооценки, вербального и невербального общения.