Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.
Адольф Дистервег
Целью современного российского образования
стало полноценное формирование и развитие
способностей ученика самостоятельно очерчивать
учебную проблему, формулировать алгоритм её
решения, контролировать процесс и оценивать
полученный результат.
Новый стандарт отличается реализацией системно-деятельностного
подхода в обучении, где позиция ученика –
активная, где он выступает в роли инициатора и
творца, а не пассивного исполнителя.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
- осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
- самооценка на основе критерия успешности
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения
Познавательные:
- извлечение необходимой информации из заданий
- постановка и формулирование проблемы
- определение основной и второстепенной информации
- выдвижение гипотез и их обоснование
Регулятивные:
- самоорганизация и организация своего рабочего места
- осуществление самоконтроля
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии,умение прогнозировать
ХОД УРОКА
I. Орг.момент (Презентация – слайд 1)
Проверка готовности к уроку (слайд 2)
– Проверьте, как организовано ваше
«рабочее место», учебник, пенал.
– Проведем пальчиковую гимнастику. (дети
соприкасаются пальчиком с соседом по парте и
говорят):
Желаю (большой палец)
Большого (средний)
Успеха (указательный)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Удачи! (вся ладошка)
Мотивация к учебной деятельности.
– Я тоже хочу пожелать вам удачи.
– С чего мы начнем нашу работу?
1. Зашифрованное слово
– Я предлагаю вам очень интересное задание!
– Что нужно сделать?
Приложение 1 (работа в парах)
– Какое слово получилось? (Успех)
– Каждого из вас ждут сегодня на уроке удача и
успех!
– Назовите самое большое трёхзначное число. (124)
(слайд 3)
– Расскажите всё, что вы знаете об этом числе. (Оно
натуральное, не круглое, стоит на 124 месте в ряду
натуральных чисел, ему предшествует число 123, за
ним стоит число 125. Сумму цифр этого числа 7. Оно
трехзначное. В нём 1 сотня, 2 десятка, 4 единицы)
2. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых
– Запишите его в виде суммы разрядных
слагаемых: 124 = 100 + 20 + 4 (слайд 4)
– Поменяйтесь тетрадями с своим соседом по парте
и проверьте работы друг друга.
– А теперь скажите, что мы знаем (умеем) о
трёхзначных числах?
II. Мотивация
Знаю (умею) (слайд 4)
- читать
- записывать
- сравнивать
- представлять в виде суммы разрядных слагаемых
- выполнять устные приёмы сложения и вычитания
- выполнять устные приёмы умножения и деления
– Какие умения мы использовали при выполнении
этого задания с числом 124? (Раскладывать
трехзначные числа на сумму разрядных слагаемых)
– Где нам могут пригодиться эти умения? (При
решении примеров, для удобства вычислений)
– Посмотрите на доску.
800*3 200*4
412*2 123*3
112*4 300*3
– На какие две группы можно разбить данные
выражения? (Выражения на умножения круглых и не
круглых трехзначных чисел)
– Пример какого столбика мы сможем решить легко
и быстро? Почему? (Первого, мы умеем умножать
круглые числа)
– Запишете в тетрадь ответы примеров первого
столбика.
– Кто записал, сядьте ровно. Проверьте по
образцу. (Слайд 5)
– Посмотрите на примеры второго столбика. Можем
мы сразу решить эти примеры? Почему? (Нет, не
умеем)
Хочу узнать (слайд 6)
– А хотели бы узнать, как решать такие примеры? (Как
выполнять умножение трёхзначных чисел в столбик)
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
«Умножение трёхзначных чисел в столбик» (слайд 7)
– Какие цели можем поставить? (Научиться
умножать трёхзначные числа в столбик)
– Да, верно. С умножением трёхзначных чисел в
столбик вы ещё не знакомы!
– Вот это наша главная цель на уроке!
– Сделайте свои предположения, как мы будем
умножать трёхзначное число на однозначное?
III. Поиск решения
– Что нам может помочь, чтобы не ошибиться в
решении примеров? (Нужен АЛГОРИТМ!)
– Сейчас вам необходимо поработать и правильно
расставить порядок действий в алгоритме.
– Мы с вами разделимся на две группы.
– Первая группа должна восстановить
последовательность алгоритма, как вы бы
действовали при умножении.
– Со второй группой мы устно разберём алгоритм
действий.
– Ребята из второй группы будут оценивать
правильность составления вашего алгоритма. (Дети
выстраиваются в нужном порядке)
– Прочитайте свои алгоритмы, а теперь сравним с
тем, какой у меня на слайде. (слайд 8)
АЛГОРИТМ
1. ПИШУ...
2. УМНОЖАЮ ЕДИНИЦЫ...
3. ЕДИНИЦЫ ПИШЕМ ПОД ЕДИНИЦАМИ...
4. УМНОЖАЮ ДЕСЯТКИ...
5. ДЕСЯТКИ ПИШЕМ ПОД ДЕСЯТКАМИ...
6. УМНОЖАЮ СОТНИ...
7. СОТНИ ПИШЕМ ПОД СОТНЯМИ...
8. ЧИТАЮ ОТВЕТ...
IV. Первичное закрепление
– А теперь воспользуемся алгоритмом и решим примеры второго столбика (у доски с объяснением)
412 * 2 = 824
123 * 3 = 369
112 * 4 = 448
– Понравилось решать примеры?
– А теперь немного отдохнём.
IV. Физминутка (слайд 9)
– Я буду давать задания, а вы числом движений дадите ответ:
СТОЛЬКО РАЗ НОГОЮ ТОПНЕМ — 12 : 3
СТОЛЬКО РАЗ РУКАМИ ХЛОПНЕМ — 25 : 5
МЫ ПРИСЯДЕМ СТОЛЬКО РАЗ — 36 : 9
МЫ НАКЛОНИМСЯ СЕЙЧАС — 18 : 3
МЫ ПОДПРЫГНЕМ РОВНО СТОЛЬКО — 36 : 6
– ОТДОХНУЛИ? СНОВА В ПУТЬ!!!
V. Решение задачи
– Можете ли вы использовать умения,
приобретённые на уроке при решении задач?
– Тогда решаем!
(слайд 10)
«Возраст берёзы, под которой путешественники
построили свой шалаш, – 121 год, а возраст дуба,
который растёт рядом, в 3 раза больше. Сколько лет
дубу? На сколько лет дуб старше берёзы?»
1) 121 * 3 = 363 (г.) – возраст дуба.
2) 363 — 121 = 242 (г.) – разница.
Ответ: 363 года возраст дуба, на 242 года дуб старше берёзы.
V. Самостоятельная работа (слайд 11)
– А самостоятельно справитесь с решением примеров?
223 * 3
212 * 4
241 * 2
313 * 3
413 * 2
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли решил примеры ваш сосед.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке и итог урока
– Какая цель стояла перед нами в начале урока?
– Справились?
Узнал (алгоритм умножения трёхзначных чисел в столбик) (слайд 12)
– А где пригодятся вам эти знания? (В быту, в
магазине...)
– Давайте посмотрим, как мы работали, как вы
оценили сою работу и работу класса.
– Сейчас на «лестницу настроения» (слайд 13) прикрепите
свою звёздочку на ту ступеньку, которая
соответствует вашим чувствам, настроению,
состоянию вашей души, что были у вас на
протяжении всего урока.