Цель:
объяснить, что такое программное обеспечение и зачем оно существует;
научить различать системное, прикладное ПО.
Задачи:
Образовательные – познакомить учащихся
с понятиями «программное обеспечение»,
«операционная система», «системное ПО»,
«прикладное ПО», закрепить полученные знания.
Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Тип урока: урок формирования знаний.
Методы:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
- по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;
- по характеру движения мысли от незнания к знанию: дедуктивный, традуктивный;
- по степени взаимодействия учителя и ученика: беседа, самостоятельная работа;
- по принципу расчленения или соединения знания: аналитический, системный, сравнительный, обобщающий.
Каналы общения_____ учитель – ученик, ученик – учитель, класс – учитель, ученик – ученик, ученик – ПК.
Психологический аспект – восприятие – осмысление – запоминание, воспроизведение, обобщение – систематизация – практическое применение.
Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Организация рабочих мест.
II. Постановка целей и задач урока
Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
- Что такое программное обеспечение?
- Типы и состав программного обеспечения.
III. Актуализация знаний
1. Повторение материала по теме «Устройства компьютера».
Задание 1: Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств, названия которых приведены ниже (соедините стрелками).
Задание 2: «Что это за устройство и для чего предназначено?»
1) Трекбол —
указательное устройство ввода информации об
относительном перемещении для компьютера.
Аналогично мыши по принципу действия и по
функциям. Трекбол функционально представляет
собой перевернутую механическую (шариковую)
мышь.
2) Графопостроитель, плоттер —
устройство для автоматического вычерчивания с
большой точностью рисунков, схем, сложных
чертежей, карт и другой графической информации.
Графопостроители рисуют изображения с помощью
пера (пишущего блока).
3) Тачпад, сенсорная панель —
указательное устройство ввода, применяемое чаще
всего в ноутбуках. Как и другие указательные
устройства, тачпад обычно используется для
управления «указателем» путем перемещения
пальца по поверхности устройства.
4) Графический планшет — это
устройство для ввода рисунков от руки
непосредственно в компьютер. Состоит из пера и
плоского планшета, чувствительного к нажатию или
близости пера. Также может прилагаться
специальная мышь.
IV. Формирование новых знаний
Вы уже знаете, из каких частей состоит
компьютер. Но не сможет работать , если на нем не
установлены программы.
Для этого используются презентация по теме
урока, практические задания на компьютере,
цифровые образовательные ресурсы (Презентация
1).
Слайд 1
Вначале рассматривается теоретический материал
по теме:
А) дается понятие – программа, программное
обеспечение. Слайд 2
Б) классификация компьютерных программ. Слайд 3
В) понятие, классификация, примеры системного
программного обеспечения. Слайды 4, 5, 6
Г)основные понятия программирование, язык
программирования, система программирования,
назначение и режим работы систем
программирования. Слайды 7, 8
Д) понятие прикладных программ, классификация
приложений, примеры. Слайды 9, 10, 11
V. Совершенствование новых знаний, работа в паре
Задание 1
Найдите лишнее.
А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический
редактор, переводчик, проверка диска на
фрагментацию.
Ответ: проверка диска на фрагментацию
Б) операционная система, архиваторы, табличный
процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор
В) отладчик, транслятор, языки-программирования,
программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка
Задание 2
Сравните, чего больше:
А) Графических редакторов или прикладных
программ?
Ответ: прикладных программ
Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ
Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения.
Физкультминутка (Презентация 2)
Задание 4 (работа в группе)
Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу)
1 группа
Ситуация |
Системное ПО |
Прикладное ПО |
Системы программирования |
Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта | |||
Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы | |||
Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом |
2 группа
Ситуация |
Системное ПО |
Прикладное ПО |
Системы программирования |
Выпускной, 11 класс, готовит фотоальбом и собирает воспоминания о школьной жизни | |||
Web – дизайнер создает сайт известной фирмы | |||
Школьник играет в компьютерную игру |
3 группа
Ситуация |
Системное ПО |
Прикладное ПО |
Системы программирования |
Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна | |||
Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету | |||
Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки |
Задание 5 (Индивидуальная работа за компьютером)
Открыть готовый текстовый документ, заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере.
Программное обеспечение |
Пример |
Операционная система | |
Архиватор | |
Антивирусная программа | |
Коммуникационная программа | |
Система программирования | |
Текстовые редакторы | |
Графические редакторы | |
Редактор презентаций | |
Электронные таблицы | |
Электронное учебное издание | |
Игра | |
Редакторы работы со звуком | |
Редакторы работы с видеоинформацией |
VI. Подведение итогов урока
1) повторить пройденный материал, используя конспект урока (Слайд 12)
2) рассмотреть основные вопросы к уроку (Слайд 13)
3) оценивание работы учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание
§9.10
Постройте схему, описывающую состав
программного обеспечения компьютера, прислать
по электронной почте. В схеме вставить логотипы
программ.