Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать.
Дмитрий Иванович Писарев
Тип урока:урок первичного изучения и закрепления новых знаний.
Цели урока;
- Образовательные:
- познакомить учащихся со Священной книгой мусульман,раскрыть основное содержание Корана, расширить их словарный запас;
- сформировать представления о хадисах;
- Развивающие:
- развивать мышление, внимание, речь;
- развивать умение правильно обобщить данные и сделать вывод;
- Воспитательные:
- воспитывать доброту, толерантное отношение к окружающим и уважение к религиозным традициям;
- воспитывать нравственные качества: ответственность, отзывчивость, человеколюбие, доброту;
Формы и виды деятельности: просмотр
презентации по теме урока, беседа,
устный рассказ на тему, знакомство с
иллюстративным материалом, участие в учебном
диалоге.
Основные понятия и термины: Коран, джузы, суры, айяты, хафиз (хафизы), хадисы, сунна.
Используемое оборудование для урока:
- компьютер, проектор,
- классная доска;
- Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф., Ярлыкапов А.А. "Основы исламской культуры": книга для учителя; Методическое пособие/Научн. ред. Ю.А.Горячев. –М.:ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера, 2014. – 108с.
- таблица с новыми понятиями и их значениями;
План урока:
- Организационный момент.
- Священная книга – Коран.
- Состав Корана.
- Физкультурная минутка.
- Коран учит …
- Сунна.
- Хадисы.
- Контроль знаний. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята! На доске
написана тема урока: «Священная книга
мусульман». Запишем в тетрадях тему урока,
основные понятия.
– Ребята, кто из вас любит читать? Какие книги вам
нравятся? А известны ли вам священные книги
каких-либо религий?
Учащиеся: Ответы, краткое обсуждение.
Учитель: Показывает на доске Презентация, слайд 1 с изображением «священных книг религий мира».
Давайте посмотрим на эту картинку, и попытаемся определить, какая из книг относится к той или иной религии.
Учащиеся: Ответы, краткое обсуждение.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со священной книгой мусульман – Кораном, Сунной, мы узнаем о чем в них говорится, как был передан Коран пророку Мухаммаду.
2. Священная книга – Коран.
Учитель показывает слайд 2.
- Священная Книга ислама называется Коран. Слово «Коран» происходит от арабского глагола «кира-а», что означает читать.
- Коран разделён на 114 частей, которые называются сурами. Суры состоят из различных отрывков, рассказов. В них описываются рассуждения о сотворении мира, о взаимоотношениях человека с миром, описания жизни пророков, как следует жить людям в мусульманской общине, даются предписания о том, как вести себя в семье, как выполнять религиозные ритуалы.
– Как вы думаете, ребята, чем же особым отличается это книга для мусульман?
Учащиеся: Ответы, краткое обсуждение.
Учитель: Отличается она тем, что автор этой книги сам Бог. Мусульмане называют Бога – Аллах. Мусульмане верят, что эта книга не была ни кем сотворена, а существует вечно у Бога. Коран считается прямой речью Бога, все цитаты из Корана начинаются словами: «сказал Всевышний». Поэтому Коран называют священной книгой. У мусульман очень трепетное отношение к этой книге. К Корану можно прикасаться только чистыми руками и со спокойной душой.
3. Состав Корана
Рассказ учителя о составе Корана. (Показ слайда 3)
Для удобства запоминания Коран поделен на 30 разделов – джузов. Коран включает в себя114 глав, получивших название суры, эти главы (суры) состоят из стихов, которые получили названия айяты, что в переводе арабского означает «знамение». Главы располагаются не по темам и не по времени их появления (что было бы в полне логично), а по размеру – от самой большой главы до самой короткой. Первая сура называется «Фатиха», а её название можно перевести как «открывающая Книгу».
Показ слайда 4.
– Ребята, а знаете ли вы, как появился Коран?
Ответы учащихся.
Объяснение учителя (показ слайда 5)
Мусульмане считают, что Коран был передан Мухаммаду ангелом Джибриилом в течение 23 лет. Сначала аяты мусульмане запоминали устно, а потом стали записывать на коже, верблюжьих лопатках, камнях. Затем весь текст Корана записали на пергаменте в виде отдельной книги, которая стала канонической, что значит не подлежащей какому-либо исправлению. Текс записан был на арабском языке, то есть на том языке, на котором ,говорил пророк Мухаммад. В наше время, мусульмане живут в разных уголках Земли, и далеко не все знают и умеют читать на арабском языке. Поэтому в целях понимания Корана теми, кто не знает арабский язык, существует переводы этой книги на другие языки. Особым почтением пользуются люди, знающие Коран наизусть, их называют хафизы (или хранители).
– Сейчас мы послушаем, как хафизы читают Коран. (Для прослушивания можно взять суру 1, «Фатиха или Открывающая») (слайд №6)
Слушание и обсуждение услышанного с ребятами.
Физкультурная минутка
МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
Одна рука вверх, другая вниз, (рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот(повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели. (Дети садятся на свои места)
Учитель: Ребята, а теперь можете встать подойти к столу и подержать в руках настоящий Коран, помня о том, что это священная книга для мусульман.
– А теперь ребята, давайте, подумаем над вопросом: если автор Корана Бог, то для чего Ему нужно было создавать такую книгу?
Учащиеся: Ответы и краткое обсуждение
Учитель: (обобщает) Через тексты, написанные в Коране, Бог хочет научить людей жить, основываясь на правде.
Поэтому, можно сказать, что Коран является настольной книгой каждого мусульманина, так как дает ответы, на все вопросы, возникающие в жизни человека.
Например:
– мусульманин должен быть искренен
– мусульманин должен сохранять чистоту, непорочность, то есть даже в мыслях не совершать плохих поступков.
– мусульманин долженбыть щедрым.
– мусульманин с почтением относится к родителям
– жизнь мусульманина неразрывно связана с трудом.
Показ слайда 7
Кроме сур Корана, память людей сохранила слова и поступки пророка Мухаммада. После его смерти несколько поколений ученых тщательно собирали и записывали все предания, касавшиеся жизни пророка, его ближайших соратников (то есть, товарищей), которых называли халифы. Эти предания называются хадисы. Самые достоверные из них вошли в свод рассказов из жизни пророка, нравственных правил, обычаев и традиций мусульман, который получил название Сунна. В переводе с арабского языка сунна означает «пут, дорога, образец». Для истинных мусульман жизнь пророка Мухаммада является образцом.
Далее приводится в пример хадисы о родителях (показ в виде слайда 8):
Слушай молча их (родителей), когда они
разговаривают с тобой — постигнешь мудрость. Встань, когда они встают, Выполняй то, что они велят тебе, если это не грешно перед Аллахом Не ходи без нужды впереди них, Не повышай голос, выше их голосов. Отвечай, когда они зовут тебя, Старайся всеми путями достичь их довольства , Отпусти перед ними крыло смирения, обходись с ними просто и мягко Не делай для них что-либо из одолжения Не смотри на них искоса, они все равно выше перед Аллахом, чем ты. Не смотри им в лицо нахмурившись, ведь злость не украсила никого. Не отправляйся путешествовать без их благословления, и твое путешествие принесет тебе пользу. Не оставляй их в одиночестве и сам не останешься один. Заботься об их благополучии — будешь благословен. Помни, что молитва родителей принимается Аллахом, молись за них и обретешь счастье в обоих мирах! |
Обсуждение прочитанного с учащимися.
Учитель: А теперь ребята возьмите
листы бумаги, нарисуйте листочек дерева, которое
вам больше всего нравится, и впишите в нем, то
лучшее качество, на ваш взгляд, которое
формирует, воспитывает в каждом
мусульманинеСвященная книга – Коран. К доске
выходят поочередно ребята и прикрепляют свои
листочки к дереву, получается красивое, дерево,
утопающее в листочках.
– Итак, ребята, о чем сегодня мы с вами говорили?
Учащиеся высказываются, учитель обобщает.
– Коран, так же как и священные книги других мировых религий, учит нас тому, как нужно себя вести, помогает определить верный путь, учит отличать добро от зла, помогает любить и уважать людей.
Домашнее задание: составить кроссворд из основных понятий и терминов, о которых мы говорили на уроке. Побеседовать с родителями, о том, что узнали на уроке.
Педагогический анализ урока:
Выбрав тему для урока «Священного книга мусульман – Коран», мне показалось, что будет достаточно легко ее осветить. Но когда я стала составлять план урока, думать, с какой стороны лучше преподнести эту тему для учащихся, столкнулась с некоторыми трудностями.
Цели урока:
– познакомить учащихся со Священной книгой
мусульман,раскрыть основное содержание Корана,
расширить их словарный запас;
– сформировать представления о хадисах;
– воспитывать доброту, толерантное отношение к
окружающим и уважение к религиозным традициям;
– воспитывать нравственные качества:
ответственность, отзывчивость, человеколюбие,
доброту;
В выборе темы руководствовалась формированием среди учеников атмосферы взаимопонимания и уважения ко всем религиям и культурам, развитием и закреплением навыков понимания иной культуры и позитивного отношения к ней. На примере священной книги мусульманского народа хотелось продемонстрировать то, что этика священных писаний всех религий имеет сходную, почти одну основу духовных и нравственных идеалов, когда речь идет о понимании добра и зла, отношении между людьми, отношении к старшим, родителям и т.д. В завершении хотелось бы представить несколько пособий для детей по исламской культуре. ( слайд №9)