«Дифференциация звуков и букв [С-Ш] на письме». 3-й класс

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Цель: совершенствовать навыки дифференциации звуков и букв С-Ш в устной и письменной речи.

Задачи:

  • Уточнение и активизация словаря.
  • Формирование представлений о семантическом согласовании прилагательных с существительными.
  • Совершенствование навыка морфологического анализа.
  • Закрепление знаний о признаках предложения, обозначения границ предложения на письме.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование навыка выразительного чтения.
  • Совершенствование фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза.
  • Рразвитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики, логического мышления, внимания, памяти.
  • Воспитание аккуратности, чуткости, отзывчивости, доброжелательного отношения к окружаещему. Формирование навыка совместной деятельности.

Оборудование: индивидуальные зеркала, бумажные снежинки, школьная доска, карточки для самостоятельной работы, мультимедийное оборудование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Упражнение на развитие речевого дыхания. «Снежинки» материал: маленькие бумажные снежинки). Логопед показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Закрепление знаний о временных отношениях

Какое время года наступило?
Почему вы так думаете? (Слайд 2)
А как называется ветер со снегом?
И так поднялась вьюга! (Слайд 3)

Развитие фонематического восприятия

Зашумели сосны (Ш-Ш-Ш)
Стала стихать вьюга (С-С-С)
Как шумели сосны? (ответы детей)
Как стихала вьюга? (ответы детей)
Какой звук вы слышали, когда шумели сосны? (Ш)
Какой звук вы слышали, когда стихала вьюга? (С)

II. Основная часть

Сформулируйте самостоятельно тему занятия.
Сегодня мы продолжим работать со звуками С-Ш и буквами, обозначающими эти звуки, закрепим наши знания и умения.
Сравнение звуков по артикуляционным и фонетическим характеристикам. (Использование индивидуальных зеркал)
Чтение звуков. Логопед на доске графически изображает звуки (при помощи стрелок), учащиеся по очереди произносят: громко, тихо, умеренно, хором.

Развитие звукового анализа и синтеза

Определение местоположения звука в слове.

Работа по числовым карточкам. (Приложение 1)

Логопед называет слова, дети закрашивают нужную цифру в числовом ряду (цвета звуков выбираются по договорённости). Примерные слова: (сугробы, мышка, солнышко, лиса, пушистый).

Работа в тетради

Запись числа и темы.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Чтение слоговых таблиц. (Слайд 4)
Запись слогов в тетрадь под диктовку по цепочке.

Рассмотрите картинки. (Слайд 5)
Назовите слова. ( Определение лексического значения слов).
Послушайте задание: разделите слово на слоги, назовите слог с дежурными звуками занятия, запишите его в тетрадь.

Дифференциация на уровне слова

Развитие зрительного внимания. (Слайд 6)

Рассмотрите ряд букв. В ряду спряталось слово с дежурными буквами занятия. Назовите это слово.
Запишите в тетрадь, подчеркните буквы занятия.
Аналогичное задание выполняется по индивидуальным карточкам. (Приложение 2)
Прочитайте слова, которые вы нашли. Запись слов под диктовку.
Подчеркните буквы занятия

Морфологический анализ и синтез (Связь занятия с уроком русского языка).

Посмотрите, какие большие сугробы снега намело. (Слайд 7)
А в сугробах какие-то «условные значки».
Назовите их. Для чего они нам нужны?
Разбор слова по составу. (По усмотрению логопеда). Определение лексического значения слова.

Физминутка (Слайд 8)

Выполнение ритмичных движений под музыку.

Работа на уровне словосочетания.

Согласование прилагательных с существительными.
На доске записаны слова в два столбика.
Подберите к словам из левого столбика, подходящие по смыслу слова из правого столбика.
Но для начала вставьте пропущенные буквы занятия.

…ме...ной … и...ки
…о…новы е …арф
…ер…тяной …неговик

Запись словосочетаний в тетрадь. Выделение букв занятия (Смешной снеговик, сосновые шишки, шерстяной шарф).

Работа на уровне предложения. (Слайд 9)

Закрепление понятия «предложение». Обозначение границ предложения на письме. Развитие орфографической зоркости.

Посмотрите, что здесь написано?
Это слово или предложение?
Почему трудно читать?
Что такое предложение?
Как пишутся слова в предложении?
Как на письме обозначается предложение?
Запись предложения под диктовку.
Подчеркните буквы занятия.
Сколько слов в этом предложении?
Это не простое предложение это народная поговорка.
Чему она нас учит?
Почему нужно так делать?

Релаксация (Приложение 3)

Работа на уровне текста.

Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, развитие навыка выразительного чтения.

Послушайте стихотворение и назовите слова с дежурными звуками занятия.

Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.

Дети называют слова с дежурными звуками занятия.

А сейчас мы будем это стихотворение читать выразительно.
Что значит, читать выразительно?
Ответы детей.
Чтение стихотворения выразительно логопедом, детьми.

Заучивание стихотворения наизусть, методом постепенного стирания слов с доски.
Запись в тетрадь по памяти.
Подчеркнуть дежурные буквы занятия.
Самопроверка, взаимопроверка.

Итог занятия

Что сегодня мы делали на занятии? (Различали буквы и звуки С-Ш в устной и письменной речи).
А как нам это пригодится в жизни?
Ответы детей.

Оценка деятельности детей (Слайд 10)

Оцените сами свою работу на занятии.
Кто хорошо работал, много отвечал?
А кто в следующий раз постарается работать активнее?