Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. А ответ на них даёт экспериментирование.
Экспериментирование – это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Для того чтобы экспериментирование было доступным и интересным детям, необходимо создать предметно-развивающую среду, подобрать литературу по данной проблеме, создать уголки экспериментирования.
Цель экспериментирования – удовлетворить
естественное детское любопытство и
любознательность, потребность в игре и новых
впечатлениях, желание сделать что-либо своими
руками и стремление познавать окружающий мир,
свойства предметов, их «поведение» в воде и
воздухе, в статистике и динамике, способность
взаимодействия друг с другом.
Экспериментальная деятельность, является,
наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка
– дошкольника. Экспериментирование пронизывает
все сферы детской деятельности: прием пищи, игру,
занятия, прогулку, сон.
Дети, как правило, активно участвуют в экспериментальной, поисково- познавательной, исследовательской видах деятельности (перетекающих в игровые и наоборот), в процессе которых формируются необходимые способы действия, отношения детей между собой и со взрослыми, расширяет их кругозор. Появляются дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, у у ребёнка развиваются креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации. Важно, что это происходит в коллективе сверстников, в совместных, увлекательных занятиях и играх.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию, используются сказочные герои. В уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Так, в нашем уголке экспериментирования «живёт» Мудрая Сова, от имени которой предлагаются задания-записки. Мудрая Сова помогла нам с детьми составить правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются (Приложение 1).
Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.
Роль развития опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей.
Дошкольники учатся во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
В результате экспериментирования у детей сформировываются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
В некоторых учреждениях созданы лаборатории для детского экспериментирования. Но следует признать, что далеко не во всех детских садах имеется свободное помещение. Выходом из такой ситуации для меня стало оснащение уголка экспериментирования в группе. Для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность, оснастить уголок экспериментирования в группе помогли родители. В каждом доме есть бутылочки, ложечки, формочки, крупа и т.п. Чистый песок есть в каждом детском саду. Коллекции камней, различных материалов, фотографий и познавательный материал собирали родители и воспитатели.
Следующим этапом после организации специального уголка стала подборка и систематизация примеров опытов для включения их в деятельность дошкольников, в процесс познавательного развития дошкольников. Здесь надо изучить и учесть возрастные особенности дошкольников. Если для младших дошкольников характерно познание в непосредственном манипулировании с песком, с водой, то для старшего дошкольного возраста уже стоит подобрать опыты, где ребенок получит возможность проследить причинно-следственные связи. Чтобы избежать хаотичности в планировании тем детского экспериментирования следует разработать примерные перспективные планы совместной деятельности воспитателя с детьми.
Существует несколько вариантов планирования.
Первый вариант – движение в течение года от простых практических опытов и коллекционирования – классификации к исследованиям – путешествиям в пространстве и времени.
Второй вариант – мозаичный выбор тем по принципу ассоциативных связей.
Например, от опытов с движением воздуха к классификации видов транспорта, к путешествию во времени (история транспорта), к путешествию по карте (по водным пространствам Земли – океанам), далее к классификации живых обитателей водных пространств, снова к опытам – с движением воды (водными потоками) и состоянием вещества (вода – лед – пар).
Элементы экспериментирования можно включать в тематически запланированную НОД, можно использовать как развлечение, как деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование элементарных математических представлений и т.п., в процессе индивидуальной работы с детьми, имеющими затруднения в развитии, в свободное время от организованной деятельности (например, пескотерапия). Данная работа обязательна для современного воспитателя и экспериментирование, несомненно, станет настоящим подспорьем для результативного психолого-педагогического сопровождения таких дошкольников.
А для тех, кто только внедряет у себя в саду экспериментирование, предлагаю картотеку опытов и экспериментов (Приложение 2) с воздухом, водой, песком. Конечно это не все возможные опыты, а только самые простые, не требующие специальной подготовки и оборудования. Эту картотеку можно и нужно расширять. Например, мы с ребятами уже перешли к опытам с бумагой, магнитами, статическим электричеством, даже мастерили вулкан. И самое главное ни один ребёнок, ни разу не сказал, что ему это не интересно или он не хочет этим заниматься.