Цель:
- Найти и показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся, обсудить гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся, формирование экологического сознания.
- Сформировать у учащихся общеучебные умения и навыки, используя материал урока.
Задачи: формировать экологическое
сознание: экология человека и экология среды.
Учащимся надо освоить основные знания и
умения сохранения биологического
разнообразия и охраны птиц, защиты окружающей
среды.
Личностные:
научить учащихся устанавливать связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом;
сформировать познавательные интересы и
мотивы, направленные на изучение живой природы;
интеллектуальные умения (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать
выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам
Регулятивные: определение цели работы,
плана ее реализации; осуществление контроля
и коррекции усвоения материала; овладение
составляющими исследовательской деятельности,
включая умения: (видеть проблему,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свою идею)
Познавательные: составлять таблицы,
сравнивать биологические объекты; устанавливать
связи между строением и образом жизни
(приспособление птиц к полету), находить
биологическую информацию в различных источниках
(тексте учебника, научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках),
анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в
другую;
Коммуникативные:
умение адекватно использовать речевые средства
для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию; учить
слушать и вступать в диалог, работать в паре.
Оборудование: Скелет птицы и пресмыкающегося, таблицы «Происхождение птиц». « Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь». Цифровой микроскоп, раздаточный материал (лапки курицы, перья птицы, роговая чешуя черепахи, скорлупа яйца). Влажный препарат ящерицы, змеи. Ноутбуки. Презентация.
1 часть: Проверка домашнего задания. 10 мин.
Проверка знаний по вопросам:
Каковы особенности годового жизненного цикла
птиц? Каких птиц называют перелетными? В чем
биологическое значение перелетов птиц? Как
изучают перелеты птиц?
Чем отличается образ жизни оседлых птиц от
кочующих?
Какие оседлые, перелетные и кочующие птицы живут
в Московской области?
Предлагается построить схему, содержащую
основные этапы жизненного цикла птиц:
Возможные записи учеников в кружках: размножение, ритуальное поведение, гнездостроение, насиживание. Забота о потомстве. Подготовка к зиме, зимовка, миграции. Значение птиц. Происхождение птиц. Кто выполнил задание правильно, поставьте рядом плюс.
Подвожу учащихся к выводу: птицы имеют более сложную организацию, которая проявляется не только в их строении, но и в годовом жизненном цикле. Прошу записать биологические и понятия: оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы и объяснить, как они понимают термины: «инвазироваться», «интродукция», «синантропы», антропогенные факторы среды, экология. А как вы понимаете термин экологическое сознание?
2 часть: Изучение нового материала 25 мин.
Фронтальная работа с классом (5 мин.)
- Чем строение птиц отличается от строения пресмыкающихся – сравниваем по таблице.
- В чем сходство птиц с пресмыкающимися: во внешнем строении, в строении скелета, систем внутренних органов, размножении и развитии? (используются модели скелетов, скорлупа яйца)
- О чем могут свидетельствовать черты сходства птиц и пресмыкающихся?
Сформулируйте тему нашего нового урока, продумайте цель урока. Как связаны между собой экология среды и экология человека, прошлое, настоящее и будущее нашей планеты? Нам сегодня предстоит познакомиться с разными гипотезами о происхождении птиц.
За дополнение и ответы ставлю плюсы и оценки.
Делаю обобщение: действительно много признаков указывает на родство птиц с пресмыкающимися. У тех и других сухая кожа, лишенная желез, множество кожных роговых образований: роговые щитки и когти на ногах, роговые чехлы на челюстях. Перья развиваются из тех же самых эпителиальных зачатков, что и роговые щитки пресмыкающихся. Большое сходство существует и у эмбрионов птиц и пресмыкающихся (строение яйца). Особенно много общих черт у птиц с небольшими древними рептилиями – текодонтами, жившими около 200 млн. лет назад.
Работа с учебником (5 мин.)
Для выяснения особенностей строения
первоптицы предлагается прочитать раздел
учебника стр. 99 – дополнительные сведения,
рассмотреть рисунок 189 и заполнить таблицу (Найти
не менее 3-х признаков) (Приложение 1).
(проверяем и оцениваем работу – 2 ученика) 2 плюса
за таблицу полностью заполненную.
Практическая работа (10 мин.)
Проверим информацию в таблице, проведя лабораторные исследования. На столах у вас есть инструктивные карточки и материал для исследований, выполните работу в паре. (Приложение 3)
Работа с печатным материалом (5 мин.)
У вас на столах лежат материалы о происхождении птиц. Познакомьтесь с представленной гипотезой. Подчеркните, с чем вы согласны, а что вам непонятно или вызывает сомнение. Представьте свои аргументы за происхождение птиц от пресмыкающихся или против, выскажите свою точку зрения. На доске таблица:
Происхождение птиц от пресмыкающихся | ||
Аргументы: за | Аргументы: против | сомнение |
3 часть Обобщение материала. 10 мин.
Первоптица – это древняя примитивная птица, во
многом похожая на пресмыкающееся. Она способна
бегать по земле на двух сильных ногах, взбираться
на ветви деревьев с помощью удлиненных когтистых
пальцев, расположенных на крыльях. Следует
отметить, что эта птица плохо летала, но могла
планировать, преодолевая короткие расстояния,
благодаря крыльям и длинному широкому хвосту.
Мы с вами попробовали выяснить, кто же является
возможным предком птиц. Вы познакомились с
разными гипотезами, но может быть и ваши будущие
исследования в этой области принесут какие – то
новые теории о происхождении птиц. На
сегодняшний момент ваша задача сохранить для
своих потомков то разнообразие птиц, которое
есть сейчас на Земле, а для этого вы больше должны
знать о своем окружении, какие птицы есть рядом с
вами, а для этого надо формировать экологическое
сознание. Как вы думаете, может ли
антропогенный фактор стать решающим в
уменьшении биологического разнообразия птиц на
планете.
Давайте вспомним птиц, живущих в Москве и
московской области. Как человек и вы ребята
можете помочь сохранить пернатых своего края.
Предложите меры защиты птиц. Непримиримая
борьба с разорением птичьих гнезд, сбором яиц,
уничтожением птиц из рогаток, спугивание птиц с
гнезда. Меры по привлечению пернатых: заготовка
для них корма, изготовление и установка кормушек.
Развешивание гнездовий и скворечников.
В системе охраны природы в нашей стране большую
роль играют государственные заповедники, среди
которых есть орнитологические. В них проводится
большая работа по изучению биологии и охране
птиц. Более 200 птиц занесено в Красную книгу
Московской области. ( Постановление
правительства Московской области от 13 февраля
1997г. №11/4 «Об учреждении красной книги московской
области»)
Я вам предлагаю познакомиться с некоторыми представителями птиц, продумайте план проектной работы по сохранению данного вида.
Рекомендации:
Поиск возможных новых мест гнездования филина и организация здесь особо охраняемых природных территорий. Регуляция численности кабана и бродячих собак в местах гнездования вида. Пропаганда необходимости охраны вида среди охотников и местного населения.
Оценки за работу на уроке и дополнения (2-3 ученика)
Задание на дом: П.50, вопр.№5,6 пис. Создать проект по сохранению редких птиц: одного вида птиц из Красной книги Московской области (по выбору)
Самоанализ урока.
Тип урока: традиционный в системно-деятельностной парадигме с постановкой проблемных вопросов. На уроке формируются базовые, корпоративные и личностные ценности через содержание урока, такие как экологическое сознание, экология человека и экология среды, гражданственность, доброта. Бережное отношение к природе, защита прав и ответственность.
На уроке формируются УУД по ФГОС (перечисленные в начале конспекта):
– сравнение (анализ и синтез), термины:
синантропы, оседлые, кочующие и перелетные птицы.
– способность анализировать
– способность моделировать(составлять таблицы)
– работать с практическим
материалом(исследовательская
деятельность),работа с компьютером и цифровым
микроскопом.
– формирование грамотной речи: формулировка
гипотез и выдвижение аргументов за и против,
работа с различными типами текста
– способность корректировать материал
– работа в парах
12-15 оценок за урок.
Приложение 1.
Заполнение таблицы.
Черты сходства первоптицы с птицами и
пресмыкающимися.
Черты сходства первоптицы |
|
С птицами |
С пресмыкающимися |
Тело покрыто перьями Крылья с маховыми перьями, строение перьев, как у современных птиц Расположение пальцев на ногах (три вперед, один назад) Срастание ключиц в вилочку |
Челюсти вооружены зубами Грудная кость с килем отсутствовала Длинный хвост, состоящий из отдельных позвонков; Скелет не пневматичный |
Приложение 2
Проведение лабораторных исследований
Подтверждение данных таблицы в лабораторных исследованиях с использование цифрового микроскопа:
Инструктивная карточка № 1
1. Рассмотрите строение пера птицы при
увеличении 10*и 60* , верхнем освещении.
2. Найдите основные части.
3. Сделайте фотографии
4. В редакторе Paint выполните подписи:
- Строение пера птицы 60*
- Очин, опахала, стержень, бородки.
5. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Происхождение птиц".
Инструктивная карточка № 2
1. Рассмотрите строение кожицы на цевке
птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении
и роговые чешуи панциря черепахи .
2. Определите, чем покрыты ноги и пальцы птицы,
и какой покров тела имеют пресмыкающиеся.
3. Сделайте фотографии
4. В редакторе Paint выполните подписи:
- Роговые образования птицы 10* 60*и
- Роговые образования пресмыкающихся 10*.60*
5. Сохраните рисунки в своей папке под названием "Происхождение птиц".
Инструктивная карточка № 3
1. Рассмотрите строение скорлупы яйца птицы
при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении.
2. Определите, какое значение имеет такое
строение яйца для развития организма на суше.
3. Сделайте фотографии
4. В редакторе Paint выполните подписи:
- Скорлупа яйца 10* 60*
5. Сохраните рисунки в своей папке под названием "Происхождение птиц".
После окончания самостоятельной работы проверяем, как она выполнена. Добавляем данные в таблице сравнения. Предлагаю учащимся сделать презентацию на следующем уроке. Составьте презентацию: 4-5 слайдов: Археоптерикс.
Инструктивная карточка № 4
1. 1-й слайд – название презентации. Кто
составил.
2. 2-й слайд – Сходство с птицами.
3. 3-й слайд – Сходство с ?
4. 4-й слайд – Сходство с ?
5. Сохраните презентацию в своей папке под
названием "Происхождение птиц".
Показ 1-2 презентаций с оценкой (2 ученика)