Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт задает новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Так, в разделе I Государственного образовательного стандарта начального образования сказано, что стандарт направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования», то есть декларируется основной подход к оцениванию как процессу объективному, имеющему под собой четкие критериальные основания. Подобным образом описываются новые учебные результаты в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, которые соответствуют новому построению учебного процесса и новому подходу к оцениванию.
Школа несет обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам. Анализируя ситуацию с оцениванием знаний обучающихся, которая сложилась в школе на сегодняшний день, можно сказать, что инновации в этом направлении носят случайный характер. Несмотря на введение стандартов в начальной школе и активную подготовку к их применению в основной школе, педагоги по старинке используют пятибалльную оценку знаний своих учеников. Для меня всегда эта система была неудобной, ведь, по сути, она трехбалльная.
Несколько лет назад я заинтересовалась рейтинговой оценкой знаний обучающихся. Вначале был этап накопления материала по этой проблеме, затем появилась система рейтинга, адаптированная для общеобразовательной школы. У любой системы оценивания есть свои плюсы и минусы, но каждая из этих систем должна, на мой взгляд, стимулировать ученика к личностному росту, подталкивать к развитию. Рейтинговая система оценки знаний решает эту проблему, позволяя учесть достижения каждого ученика, сравнивая при этом не двух разных детей в классе, а сравнивая ребенка с самим собой на разных этапах обучения.
Рейтинговая система решает множество задач:
учитывает индивидуальные особенности каждого
ребенка, позволяет объективно оценить
достижения каждого, подталкивает ученика к
научной, исследовательской деятельности,
стимулирует развитие ребенка. Важной
особенностью рейтинговой системы является ее
дифференцированный подход к ученикам, а,
следовательно — создает условия для создания
максимально комфортной среды обучения и
воспитания, позволяя перевести учебную
деятельность из необходимости во внутреннюю
потребность.
Рейтинг — это числовой показатель успешности
ученика, система оценки накопительного типа,
которая отражает рост ученика, его
педагогическую и психологическую
характеристику. В основе рейтинговой системы
оценки знаний обучающихся лежит система
мотивационных стимулов, которая позволяет
каждому ученику самостоятельно определить, как
глубоко изучать тему, когда проходить тот или
иной вид контроля.
Хочу представить вашему вниманию вариант применения рейтинговой системы оценки знаний обучающихся по химии в 10 классе. На третьей ступени обучения вопрос дифференциации встает очень остро, как правило, ученики уже определились с предметами выбора, и каждый четко знает, на каком уровне ему нужен тот или иной предмет — базовом или углубленном. Использование рейтинга позволяет ребенку изучить химию на необходимом для него уровне, при этом освоение предмета на базовом уровне остается обязательным для всех учеников класса.
Весь учебный материал разбит на блоки, сроки изучения каждого блока ученик узнает из информационного стенда в кабинете химии. В течение всего времени, отведенного на изучение блока, обучающийся сам определяет время прохождения контроля. По каждому виду контроля ребенок получает определенное количество баллов, которое потом переводится в отметку. Таким образом, рейтинговая система является накопительной системой оценки знаний.
В каждом блоке выделены обязательные виды деятельности: обучающийся должен выполнить домашнюю контрольную работу, сдать терминологический минимум, комбинированный зачет, релейную контрольную работу. Особо выделены творческие работы учеников: перед изучением каждого блока называются примерные темы исследовательских работ, которые можно подготовить по данному блоку. Каждый вид деятельности оценивается определенным количеством баллов, которые суммируются в конце изучения блока (накопительная система) и переводятся в отметку по пятибалльной шкале.
Для применения рейтинговой системы лучше всего использовать блочно-модульную систему подачи материала, когда весь теоретический материал дается на протяжении двух-трех лекций, затем идет отработка изученного на семинарских, практических занятиях. Такой подход позволяет оптимально распределить учебное время, уделить больше внимания на отработку практических навыков, решение задач.
Вначале разрабатывается технологическая карта блока, в которой показаны сроки изучения учебного материала, виды деятельности, время проведения промежуточного контроля. В технологической карте указано количество баллов за ту или иную работу, а также предусмотрена система штрафных санкций за несвоевременно сданный контроль, нарушение дисциплины. Перед изучением каждого блока обучающиеся знакомятся со шкалой перевода баллов в отметку, сроками контроля. Рейтинговая система оценки предполагает иной вид учета знаний обучающихся. В классный журнал не выставляются отметки во время изучения блока, ставится итоговая отметка за весь блок. В 10 классе учебный материал разбит на семь блоков, таким образом, ученик получит семь отметок в течение учебного года, по которым ему будет выставлена итоговая отметка за год. Такой подход требует изменения в нормативной базе, определяющей проведение промежуточного и текущего контроля знаний обучающихся, поэтому в школе должны быть приняты соответствующие локальные акты, регулирующие эту деятельность.
В качестве примера хочу привести технологическую карту первого блока «Теория строения органических соединений», рассчитанного на семь часов (Приложение 1). Максимальное число баллов за всю тему — 84. Устный ответ оценивается в 3 балла, решение задачи — 5 баллов, домашняя контрольная работа — 10 баллов, зачет – 15 баллов, терминологический минимум — 5 баллов, релейная контрольная работа — 6 баллов, выполнение творческой, исследовательской работы — 15 баллов.
При изучении темы ведется учет знаний обучающихся в специальном журнале (Приложение 2). Одним из главных недостатков рейтинговой системы оценки знаний является необходимость «двойной бухгалтерии», то есть ведение второго журнала, где ребенку выставляются баллы, которые после переводятся в отметку. Однако этот недостаток можно превратить в достоинство — у каждого ученика есть возможность пересдать домашнюю контрольную работу, релейную контрольную работу, терминологический минимум до момента выставления итоговой отметки за блок в классный журнал.
Перевод баллов в отметку осуществляется в соответствии со шкалой, которая также заранее доведена до сведения обучающихся. В этом случае ребенок, либо его родители на каждом этапе изучения блока знают, сколько баллов набрал ученик и какой отметке это соответствует, что является дополнительным стимулом для учебы
При реализации рейтинговой системы на практике (с 2010 по 2012 год) я сделала вывод о том, что данная методика является эффективной. Как и любое нововведение, система была встречена неоднозначно как учениками, так и родителями. Проводились классные, родительские собрания, консультации для участников образовательного процесса с целью разъяснения сути рейтинга. Главное признание системы сделали выпускники теперь студенты ВУЗов. Практически во всех высших учебных заведениях, куда они поступили, использовалась рейтинговая система оценки знаний. В данный момент участники эксперимента являются студентами третьих курсов институтов, университетов. Все они успешны в обучении, активно занимаются исследовательской работой.
В 2013 году в №3 журнала «Практика административной работы» была опубликована моя статья «Рейтинговая система оценки знаний обучающихся», где подробно описывался опыт моей работы.
В настоящее время я работаю над усовершенствованием методики. Система остается прежней, но требуют переработки сами задания. Они должны соответствовать требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования и отслеживать формирование универсальных учебных действий у обучающихся. Работа кропотливая, так как пока наработано очень мало заданий такого уровня.
Говорить о достоинствах и недостатках рейтинговой системы оценивания знаний можно очень много, но главное ее отличие от традиционной пятибалльной системы является систематичность контроля, его регулярность, диффенцированность подхода к каждому ученику. При традиционной системе оценивания ученик работает не систематически, а время от времени. При рейтинговой системе ученик стремится работать с дополнительной литературой, заниматься самосовершенствованием, что приводит к переводу ученика из пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса.