Урок математики по программе «Перспективная начальная школа». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: открытие новых знаний.

Методы урока: деятельностный, исследовательский.

Цель: создать условия для более чёткого понимания смысла понятия  «задача».

Предметные: более четко уяснить смысл понятия «задача»; развивать вычислительные навыки.

Метапредметные УУД:

  • Регулятивные: 
  • Целеполагание:
  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
  • Планирование:
  • составлять план и последовательность действий;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
  • Контроль и самоконтроль:
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  • Коррекция:
  • адекватно воспринимать предложения учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок.
  • Оценка:
  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
  • Саморегуляция:
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
  • Познавательные:
  • Общеучебные:
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приемы решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера;
  • осуществлять смысловое чтение;
  • учиться работать в заданном темпе;
  • соблюдать правильную осанку.
  • Знаково-символические:
  • использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
  • Информационные:
  • находить текст в оглавлении учебника, пользоваться заданиями и вопросами;
  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников (текст, рисунок, схема);
  • обработка информации (определение основной информации);
  • анализ информации;
  • передача информации (устным способом);
  • применение информации.
  • Логические:
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
  • сравнение;
  • построение рассуждения; обобщение.
  • Коммуникативные:
  • Информационное сотрудничество:
  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Планирование учебного сотрудничества:
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • Взаимодействие:
  • формулирование собственного мнения и позиции;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • Управление коммуникацией:
  • определять общую цель и пути её достижения;
  • Личностные: 
  • Самоопределение:
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • формировать желание учиться;
  • личностный рост, личные достижения;
  • Смыслообразование:
  • мотивация учебной деятельности;
  • Нравственно-этическая ориентация:
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходить из спорных ситуаций.

Оборудование и ресурсное обеспечение: цв. карандаши; учебник «Математика» ч.2. Автор
учебника: А.Л. Чекин; компьютер, интерактивная   приставка Mimio, документ-камера Epson, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок

Учитель: Проверьте свое рабочее место. На парте должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по математике, пенал.
– Настроились на хорошую работу. (Презентация. Слайд 1)

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!

(Слайды 2-4)

Цель:

Нужно очень много знать,
Чтоб полезным в жизни стать.

Девиз урока: 

Послушай и ты узнаешь,
Посмотри и ты увидишь,
Сделай и ты научишься!!!
(личностные результаты)

2. Мобилизующий этап

– Задание «Внимательные глазки» (Слайд 5)

(Дети выполняют задания учителя.)

1.Найди двух одинаковых. (Слайд 6). Предъявляют результаты выполнения:1-4
2.Заполни квадрат, не нарушая закономерности (Слайд 7)

Работа «в паре»

3. Целеполагание

– Попробуйте определить тему урока (Слайды 8-12)
Мы будем сегодня задачи решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать.
Секрет математики вновь открывать.
– Тема урока: Решение задач.
Определяем цели урока.
– Цели урока:
1. Вспомнить:
– Из каких частей состоит задача?
– Все ли рассказы являются задачами?
– Загадки и задачи.
2. Секрет математики (Открытие новых знаний)
3. Учиться решать задачи.

4. Актуализация знаний

Цели: 

1. Вспомнить (Дети  выполняют задание и определяют, что не все рассказы являются задачами. Доказывают  свою точку зрения) (Слайды 13-14)
Медвежонок   нашёл 6 грибов, а белочка 1 гриб. Медвежонок и белочка – звери, потому что их тело покрыто шерстью.
– В вазе  6  гвоздик и 5 роз. Сколько всего цветов?
– Разность чисел 10 и 5.
– У мамы было 9 лампочки.  2 съели. Сколько осталось?
– Два брюшка, четыре ушка. Как зовут её?
– Что Вам помогало  определить является ли данный рассказ задачей? (В вазе  6  гвоздик и 5 роз. Сколько всего цветов?) (Слайд 16)
2. Анализ задачи. Найди соответствие. (работа в парах) (Слайд 15)
3. Задача. Составные части задачи.

Условие (У.)
Требование (Т.)
Решение (Р.)
Ответ (О.)

Итог: цель реализована. (Слайд 17)

5. Физминутка (снятие зрительного утомления)    (Слайд 18)

6. Выявление места и причины затруднений (Слайд 19)

Цели:

2. Секрет математики (открытие новых   знаний)

– Сколько станет яблок в корзине после того, к 4 лежащим в ней яблокам добавили ещё 5 яблок?
– Что Вы заметили?
– Итак, нам необходимо определить, является ли данный рассказ задачей. Можно ли её решить?

7. Построение проекта выхода из затруднения (Слайды 20-22)

1. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?

– Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.  Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с  уважением)
– Как будем выходить из сложившейся ситуации?
– У кого есть предложения? (работа в группах)

2. Дети предлагают различные варианты решения)

– Нам могут помочь гости, они точно знают, как его решить.
– Может помочь учитель.
– Может помочь учебник.
– Конкретно (Анализ задачи.)

3. План:

1. Выполнить анализ задачи.
2. Решить задачу.
3. Сделать вывод.
– Достаточно ли у вас знаний для этой работы?
– Как действовали?

8. Реализация построенного проекта (Слайды 23-24)

Работа учащихся в группах  по поиску решения.

1. Анализ задачи:

– В этой задаче говорится о...
– Обозначим эти величины на схеме.
– Нам нужно узнать...
– Обозначим эти величины на схеме.
– Чтобы ответить на вопрос задачи, нам нужно знать _ и _

2. Игра  "Живые части задачи"

Я Условие: к 4 лежащим в ней яблокам добавили ещё 5 яблок
Я Требование:  Сколько станет яблок в корзине?
Я Решение: 4 + 5 = 9 (яб.)
Я Ответ: 9 яблок.

3. Задача. Составные части задачи.

– К какому выводу пришли?
– Предложенный текст – это задача. (результат работы в группах).

4.  Итог: цель реализована.

9. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Цели:

3. Учиться решать задачи. (Слайды 25-27)

– Я предлагаю, юные мои исследователи, использовать наш вывод и поработать над реализацией последней цели. (Дети оценивают правильность решения учебной задачи и переживают ситуацию успеха).

1. Составьте задачу, в которой сначала нам будет предложен вопрос, а затем данные условия.
Медвежонок   нашёл 6 грибов, а белочка 1 гриб. Сколько всего грибов нашли звери?
Сколько грибов нашли звери, если медвежонок нашёл 6 грибов, а белочка 1 гриб?
Решение:
Ответ:
2. У мамы было 9 лампочки.  2 съели. Сколько осталось?
У мамы было 9 лампочки.  2 использовали.  Сколько осталось?
Сколько лампочек осталось у мамы, если у неё было 9 лампочек, 2 из них она использовала?

10. Рефлексия деятельности на уроке (Слайды 28-29)

– Какие цели мы поставили перед собой вначале урока?
– Как вы думаете, мы реализовали её?
– Где возникла трудность?
– Как нашли решение?
(С каким предложением согласны…)  (Слайд 28)
– Оцените свою работу на уроке. (Слайд 29)
– Все знания, полученные на нашем уроке, вам будут полезны в дальнейшем. Я надеюсь, что вы не утратите интереса, а напротив, будете стремиться к знаниям более глубоким, и не только на уроках математики, но и на других уроках, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными и активными.

11. Итог урока (Слайды 30-31)