Использование ресурсов сенсорной комнаты для развития эмоционального восприятия и обогащения чувственного опыта у детей

Разделы: Коррекционная педагогика


Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и, прежде всего, ребенка.

(Л.С. Выготский)

Введение

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст является сензитивным для развития восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. В связи с этим нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Анализ работы психологом в дошкольном образовательном учреждении в течение 15 лет позволил прийти к выводам, что увеличивается количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной (Приложение 1, 2). В дошкольном учреждении в условиях группового помещения у педагогов не всегда есть возможность уделять достаточное внимание детям с проблемами познавательного и эмоционального развития. Такие дети нуждаются в тишине, снижении уровня психоэмоционального напряжения и создании положительного эмоционального состояния, стабилизации психических процессов, на основе которых познавательная деятельность становится значительно эффективнее. Важность развития детей в данном направлении привела к мысли о создании в дошкольном учреждении особых условий, оказывающих полисенсорное воздействие на весь организм ребёнка и его психическое развитие. Выход был найден в создании в дошкольном учреждении комнаты сенсорного развития, как одного из средств, направленных на развитие эмоционального восприятия и обогащения чувственного опыта у детей.

Использование ресурсов сенсорной комнаты для развития эмоционального восприятия и обогащения чувственного опыта у детей

Выделяя факторы, способствующие росту психоэмоционального напряжения детей, одним из выходов из этой ситуации, в нашем дошкольном учреждении является организация работы сенсорной комнаты, так как успешность умственного, физического, интеллектуального развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания.

Для улучшения сенсорного развития детей в ДОУ была написана методическая разработка «Комната волшебства», использование которой в практической деятельности способствует развитию чувственного восприятия, снятию эмоционального напряжения и обогащению чувственного опыта у детей. Данная работа получила рецензию доцента кафедры дошкольного образования «Института повышения квалификации» г. Новокузнецка, канд. пед. наук Е.Г. Вотиновой.

Цель методических рекомендаций – развитие познавательной сферы и органов чувств; индивидуальных качеств ребенка посредством сенсорных модулей

Задачи:

1. Развивать познавательную и исследовательскую активность
2. Обучать приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
3. Формировать навыки группового общения.

В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний – "Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь" (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.

Начинать лучше в совместной образовательной деятельности, игры направленные на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.

Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. Можно выделить два направления в данной работе:

  • развитие рецепторов, содержащихся в коже;
  • развитие рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях.

С этой целью можно использовать «Сухой душ» для рук, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы. Как дополнение, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши).На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры – из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый – холодный, мягкий – жесткий, круглый – квадратный. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев. Они дают возможность освоения новых ощущений, что особенно важно для слабовидящих и слабослышащих детей.
Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками – великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата.

Для развития тактильной чувствительности можно использовать игру в "Волшебный мешочек". В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию. Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка не глядя достать резинку, карандаш, ручку. Для детей, имеющих проблемы внимания, не стоит класть в мешочек много предметов. Для начала можно положить один предмет и попросить на ощупь угадать, что это такое.
Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным (сказочным) эффектом обладают световые стимулы.

Использование сенсорных модулей способствует: улучшению эмоционального состояния ребёнка, активизации мозговой деятельности, снятию нервного возбуждения, агрессивности, беспокойства, ускорению восстановительных процессов после перенесённых заболеваний, стимуляции ослабленных сенсорных функций, развитию двигательных функций. Кроме того, занятия дают положительные результаты, выраженные в улучшении здоровья детей с различной патологией, а так же физического и психо – эмоционального состояния ребёнка. Она в целом повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребёнка, облегчает процесс адаптации с детьми, вновь пришедшими в детский сад. В отличие от традиционных методов используемых в педагогической работе педагогической работы, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в данном оборудовании заложено разнообразие стимулов, осуществляющих массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным.

Сочетание стимулов различной модальности (музыки, света, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность профелактических занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Игровое и релаксационное оборудование активизирует и развивает мышление ребёнка, мелкую моторику путём стимуляции его органов чувств, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье, как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения.

Правильно подобранное оборудование, как отмечает доктор педагогических наук профессор Л.Б. Баряева, позволяет создать у ребенка такую картину мира, которая дает ни с чем несравнимые, удивительные ощущения.

Формы работы с детьми и взрослыми:

  1. Подгрупповая (6-8 детей)
  2. Консультация для педагогов (подбор развивающих игр по тематике занятий)
  3. Консультация для родителей (материал в папке передвижке по тематике текущих занятий)

Методы работы:

  1. Интеллектуально-развивающие игры и задания, с включением комплекса физических и кинезиологических упражнений, пальчиковой гимнастики.
  2. Словесные игры, релаксационные упражнения (Приложение 3).
  3. Использование стимульного и наглядного материала.
  4. Элементы арт-терапиии, сказкотерапии.
  5. Музыкатерапия.
  6. Изотерапия.
  7. Методы релаксации.
  8. Психогимнастика.
  9. Игры с водой и с песком.
  10. Самомассаж рук и тела.
  11. Свободное и тематическое рисование.
  12. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релакса­ционной музыки).

Прогнозируемый результат:

1. Развитие познавательной активности, сенсорных способностей у детей
2. Формирование и самосовершенствования у детей самоконтроля и саморегуляции, повышение уровня самооценки.

Стимульный и наглядный материал:

  • Световая пузырьковая колонна

В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков

  • Настольный светильник «АВАТАР» (зеленый)

Цель: развитие зрительного и цветовосприятия, активизация внимания, релаксация в процессе представления образов.
Шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом.
Цель: разноцветные струи стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве.

  • Настольный светильник «Аквариум», «Водопад»

Цель: развитие зрительного и цветовосприятия, активизация внимания, релаксация в процессе представления образов.
Развивающие игры. Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие моторики руки, тактильности, чувственного восприятия

  • Сухой душ.

Шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом.
Цель:разноцветные струи стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве.

  • Песочница: ящик голубого цвета с песком (размеры 50*70*9), сопровождается с набором разнообразных сюжетных игрушек:

Набор мелких игрушек: деревья и растения, обитатели водного мира, наземные животные и насекомые, игрушки-киндеры.
Цель:развитие тактильности, мелкой моторики рук, обогащение сенсорного опыта.

  • Аудиомагнитофон и набор кассет

Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, зданий, релаксации.
Цель: обогащение восприятия и воображения, создание психологического комфорта. Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Релаксация. Формирование навыков саморегуляции.

  • Звуковая картина «Водопад»

Цель: релаксация, воздействие на слуховые образы, обогащение восприятия и воображения, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения

Заключение

Использование сенсорных модулей в профилактической работе способствует улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и агрессивности; снятию нервного возбуждения. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Опыт работы с детьми при использовании сенсорных модулей показывает, что не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует все сенсорные процессы, создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Список литературы

  1. Аникин, В.И. Русская народная сказка [Текст] / В.И. Аникин. – М.: Просвещение, 1977. – 208с.
  2. Баженова, О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития. Для дошкольников и младших школьников [Текст] / О.В. Баженова. – М., 2008. – 126 с.
  3. Вайнер, М. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников [Текст] / Э.С. Соколова, М.И. Федорова, М. Вайнер. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 64с.
  4. Воропаева, И. П. / Коррекция эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / И. П. Воропаева. – М.: 1993. – 8 с.
  5. Выготский, Л.С.Учение об эмоциях [Текст] / Л.С.Выготский// Собр. Соч. – Т. 4. – М., 1984. – 90с.
  6. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: 1998.
  7. Пазухина, И.Н. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет [Текст]: пособие для практических работников детского сада / И. Н. Пазухина. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 224с.
  8. Дворникова, Е.И. Развитие эмоционального мира личности средствами художественной литературы [Текст] / Е.И. Дворникова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 84с.
  9. Ерофеева, И.Г., Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст] / И.Г. Ерофеева, М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ НПО МОДЭК, 2008. – 149с.
  10. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника [Текст] / А. В. Запорожец. – М.: Просвещение 1985.
  11. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 348с.