Контрольно-оценочная деятельность в начальной школе в соответствии с положениями нового ФГОС

Разделы: Начальная школа


Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему начального образования. Безусловно, такой ее компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования.

Какие же особенности нового стандарта определяют направления и пути совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников? Прежде всего, это указание на три группы требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

– личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся, их социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;
– метапредметным, содержащим универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
– предметным, обращенным к опыту специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также к системе основополагающих элементов научного знания, которые лежат в основе современной научной картины мира.

Еще одной особенностью, определяющей изменения в контрольно оценочной деятельности, является указание ФГОС на то, что предметом итоговой оценки должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной программы начального общего образования. В этой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений, и результаты итоговых работ, характеризующие степень освоения основных способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

На уровне государственного документа закреплено положение о том, что результаты обучения на ступени начального образования не сводятся к предметным, а в качестве объектов контрольно-оценочной деятельности зафиксированы основные способы действия в отношении к опорной системе знаний (предметные результаты) и универсальные учебные действия, составляющие умение учиться (метапредметные результаты), индивидуальный прогресс каждого учащегося. Реализация данного положения в практике работы школы требует серьезных изменений в образовательном процессе, который должен быть построен так, чтобы обеспечить достижение всеми учащимися обозначенных в стандарте личностных, метапредметных и предметных результатов. В зависимости от того, какой учебно-методический комплект использовал в предыдущие годы учитель, у него в большей или меньшей степени накоплен опыт работы не только над предметными, но и другими результатами.

В системе контроля и оценивания должны произойти значительные изменения. В качестве приоритетных задач в этой сфере могут быть выделены следующие: существенное расширение объектов контрольно-оценочной деятельности учителя, усиление внимания к оцениванию индивидуального прогресса каждого ученика.

При переходе на новый стандарт оцениваются уже не только знания, умения и навыки, но метапредметные и предметные результаты. При оценке достижения последних стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определенными способами действия. Не у всех современных учителей начальной школы в арсенале есть для этого необходимый педагогический инструментарий.

В связи с переходом на новый стандарт особое внимание следует уделять созданию условий для развития контроля и оценки, самоконтроля и самооценки, а также оцениванию степени успешности овладения этими компонентами учебной деятельности.

Предложенная система контроля и оценки характеризуется многоуровневым подходом к оцениванию учебных достижений. Одно и то же действие, умение может быть достигнуто и, соответственно, оценено как на базовом, так и на повышенном уровне. Как правило, выполнение сложных заданий позволяет оценить и овладение учащимся рядом метапредметных результатов, так как требует проявления универсальных учебных действий.

Учебный материал начальной школы организован по содержательно-целевым линиям развития, определяемым как цели изучения данного предмета. Поэтому учитель должен отслеживать продвижение ученика по линии развития личности. Например, в курсе «Русский язык» такими линиями развития являются: Овладение грамотой (навыками и умениями чтения и письма), включая умения, обозначаемые как «функциональная грамотность». Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся. Овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи. Овладение орфографией и пунктуацией, а также другими «технологическими» компонентами письма. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов. Систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о родном языке. Раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка. Формирование у учащихся языкового чутья.

Реальность внесения обозначенных во ФГОС изменений в системе контрольно-оценочной деятельности учителя хотелось бы показать на нескольких примерах материала по русскому языку. Для построения этой системы очень важен зафиксированный в п. 12.1 стандарта такой предметный результат, как овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Здесь же описываются операционализированные планируемые результаты.

В содержательной линии «Система языка» в разделе «Фонетика и графика» зафиксирован следующий планируемый результат: характеризовать звуки русского языка – гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие. Этот результат, может быть, достигнут только, если учащийся овладеет рядом умений, характеризующих достижение этого результата: различать гласные и согласные звуки; различать твердые и мягкие согласные; различать звонкие и глухие согласные; характеризовать заданный звук; группировать звуки по заданному основанию.

Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Первая задача, которую должен решить учитель – это продумать, на каких этапах, с какой частотой будет осуществляться текущий контроль за формированием необходимых умений. При этом выделенные ожидаемые результаты должны быть подразделены на более мелкие поднавыки, отражающие логику процесса обучения.

В навыке «Техника чтения» контролю подлежат: чтение слогов-слияний, чтение слогов с изученными буквами, составление и чтение слов, слоговое чтение вслух отдельных слов, ударение в словах, чтение коротких предложений, чтение текстов и др.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

– навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
– умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. При выставлении отметки по чтению необходимо одновременно учитывать следующее:

– понимание учащимся прочитанного текста;
– способ (целыми словами, по слогам), правильность, беглость, выразительность чтения;
– владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

Следует особо подчеркнуть, что «чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладевать ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам». Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам. Немаловажным критерием при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения. Младший школьник по окончании начальной школы должен овладевать синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения, и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.

Текущий контроль по математике проводится не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Среди тематических контрольных работ особое значение имеют работы, с помощью которых проверяются знания приемов устных вычислений, действий с многозначными числами, измерения величин и др.

Итоговый контроль по математике проводится в форме комбинированного характера, которые содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др. В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеры, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

В курсе «Окружающий мир» линиями развития являются: знакомство с целостной элементарной картиной мира; формирование личного эмоционально-оценочного отношения к миру.

Знания и умения учащихся могут быть проверены заданиями базового и повышенного уровней сложности.

Очевидно, что для выполнения задания повышенного уровня сложности, кроме предметного умения, необходимо проявить такие метапредметные результаты, как овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств их осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения цели; производить логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Задание абсолютно открыто – учащийся сам определяет, сколько групп слов он запишет (при этом количество строк специально дано с избытком), в какой последовательности будет действовать (например, разберет ли сначала все слова по составу, а потом запишет их по группам или не будет проводить подготовительной работы, а сначала запишет на первой строке слово лисица как первое в списке, и далее будет подбирать слова такого же состава и т.д.), проконтролирует ли себя.

Приведенные примеры показывают возможность такого построения заданий повышенного уровня сложности, при котором результат их выполнения позволяет оценить овладение учащимися как предметными, так и рядом метапредметных результатов.

Текущие проверочные работы должны включать в себя задания и базового, и повышенного уровня сложности – анализ результатов выполнения таких работ позволит учителю с большей точностью осуществлять дифференциацию обучения, отслеживать динамику овладения предметными и метапредметными результатами.

Приведение контрольно оценочной деятельности каждого педагога в соответствие с положениями нового ФГОС – процесс длительный, но необходимый. Один из важнейших этапов оценивания – это проведение анализа результатов оценочных работ. Учитель должен уметь анализировать результаты оценивания/наблюдения на протяжении всей учебной деятельности. Анализ результатов проверочных работ позволит выявить:

– группы учеников, для которых определенные задания представляют сложность;
– отдельных учеников, испытывающих проблемы по теме, разделу;
– наиболее трудные, проблемные для учеников вопросы, задания.

Анализируя, в общем, результаты проверочных работ класса, учитель может определять темы, подтемы и задачи, где ученики проявили себя хорошо и те моменты, которые требуют дальнейшего улучшения в обучении.

Необходимо осуществлять анализ хода и результата учебной деятельности учащихся, но не только учителем, а совместно с учениками, развивая у них умение, видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления. Очень важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.

Результаты аналитической работы должны влиять на принятие дальнейших решений по совершенствованию процесса обучения младших школьников.