Цель: познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного творчества – оригами.
Задачи.
Познавательные:
- учить изготавливать поделки из бумаги путем её складывания;
- закреплять представления учащихся геометрических фигурах;
- уточнять знания учащихся о домашних и диких животных, их названиях и месте их обитания;
- закреплять умение ориентировки на листе бумаги;
- расширять словарный запас детей.
Личностные:
- развивать умение учащихся аккуратно выполнять работу;
- развивать умения применять знания на практике;
- развивать желание больше узнавать о культуре других стран.
Коммуникативные:
- формировать умение учащихся работать в группах;
- формировать умение слушать и слышать товарища.
Регулятивные:
Межпредметные связи:
математика, окружающий мир, ОБЖ
Оборудование:
- рабочего стола педагога: лист цветной бумаги А4, ножницы, раздаточные картинки диких и домашних животных, иллюстрации с изображением леса и деревенского двора (приложение 3);
- рабочего места учащихся: лист цветной бумаги А4, ножницы,
- фломастеры или карандаши.
Подготовка к уроку.
Предварительно проводится урок на тему “ Рисование. Дерево”.
Ход урока
Организационный момент.
Педагог: “Ребята, давайте вспомним, что мы с вами делали на прошлом занятии?” (Рисовали деревья).
Педагог предлагает учащимся вывесить свои рисунки на доску.
Педагог: “Посмотрите сколько красивых деревьев у нас получилось. На доске сейчас так много деревьев, что у нас получилось? (Лес) Да, настоящий лес”.
1. Основная часть.
Педагог: “А если это настоящий лес, то в нем должны жить животные.
Ребята, а какие животные живут в лесу? (Перечисление детьми диких животных).
Каким общим словом мы можем назвать всех животных, которых вы перечислили? (Дикие животные).
Я вам предлагаю сегодня сделать животных для нашего леса. Посмотрите внимательно на свои столы, как вы думаете, из чего мы будем сегодня изготавливать поделки? (Из бумаги).
А какими способами можно сделать поделки из бумаги (аппликацией или складыванием).
Сегодня у нас нет клея на столах, мы с вами будем складывать поделку. А как называется вид творчества, который с японского языка переводится, как “складывание из бумаги”. (Оригами).
Правильно. Это очень древнее искусство в Японии. Для оригами в Японии делают специальную бумагу. И в Японии, и в других странах сейчас очень много людей, которые увлекаются оригами.
Поднимите руки, у кого дома есть книги, в которых описывается, как складывать поделки в технике оригами. А вы можете сами по этим книгам сделать поделку? (Нет).
Почему? (Там много схем, рисунков).
Правильно, эти схемы надо уметь читать, как вы учитесь читать слова. На наших занятиях мы будем этому учиться.
Это достаточно сложно, надо быть очень внимательными. И я сейчас это проверю”.
2. Физминутка
Игра “Пожалуйста”.
Педагог называет команды, а учащиеся их выполняют только в том случае, если педагог вместе с командой скажет слово “пожалуйста”. Если произнесена команда, а слово “пожалуйста” не произнесено, то команду выполнять нельзя.
Педагог: “Молодцы. Вы очень хорошо меня слышите”.
3. Объяснение нового материала.
Педагог: “А сейчас мы сделаем животных для нашего леса. Посмотрите внимательно на стол и скажите, чего не хватает на вашем столе? (Ножниц). Давайте с вами вспомним, как надо правильно пользоваться ножницами.
- Передавать ножницы необходимо кольцами вперед, держа за сомкнутые лезвия.
- Если мы ножницами не пользуемся, они лежат с сомкнутыми лезвиями посередине верхнего края парты.
- Ножницы не двигают вдоль бумаги, их открывают и закрывают, продвигая бумагу.
Мы будем делать двух животных, а лист у нас один. Что же нам надо сделать? (Разделить пополам).
Какой геометрической формы у вас лежит лист? (Прямоугольной)
Как вы узнали? (У него две стороны короткие, а две длинные).
Покажите длинные стороны прямоугольника, покажите короткие стороны прямоугольника. А теперь сложим лист пополам, соединим короткие стороны и прогладим линию сгиба. (Педагог обращает внимание детей на то, что и углы и стороны должны совпасть).
Раскроем лист и разрежем по линии сгиба.
Чтобы получилась поделка нам надо из каждой половинки сделать квадрат. Как это можно сделать? (Педагог выслушивает ответы детей).
А что это за фигура, квадрат, чем она интересна? (У нее все стороны равны).
Надо верхнюю сторону прямоугольника соединить с боковой его стороной, верхний угол станет острым. Какая фигура у нас получилась? (Треугольник). А где надо отрезать? (По стороне треугольника). Проверьте, у нас получился квадрат. А теперь сделайте самостоятельно квадрат из второго прямоугольника.
Я не буду говорить, кое животное мы будем делать, вы сами должны будете догадаться. Это моя загадка”.
Изготовление под руководством педагога мордочки лисы. (Приложение 1)
Педагог: “Кто у нас получился? (Лиса). Правильно, мордочка лисы. Что мы ей должны нарисовать на мордочке? (Глаза, нос, усы).
В нашем лесу теперь живут лисы. Надо прогуляться с ними по лесу.
Давайте встанем около парт”.
3. Физминутка.
Дует ветер нам лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Педагог: “Я загадала еще одно животное, но это животное не живет в лесу, оно живет около человека. Мы с вами сказали, что в лесу живут дикие животные, а около человека какие? (Домашние).
Правильно, я загадала домашнее животное”.
Выполнение за педагогом мордочки кошки. (Приложение 2)
Педагог: “Кто у нас получился? (Кот). Что на мордочке надо нарисовать коту? (Глаза, щечки, усы, нос).
Молодцы. А лиса и кот хотят с вами поиграть. Я буду называть разных животных, если назову домашнее, вы поднимите кошку, а если дикое – то лису.
Напомните мне, пожалуйста, а каких животных мы называем домашними?”. (Животные, которые живут рядом с человеком и приносят ему пользу).
Педагог перечисляет животных, а дети поднимают мордашки лисы или кошки. (Волк, заяц, корова, хомячок, коза, медведь, овца, собака, белка, морская свинка, тигр, рысь).
Педагог: “Молодцы.
Давайте в нашем лесу и на деревенском дворе будут жить разные животные. И я попрошу вас мне помочь”.
Педагог раздает детям конверты с изображением животных. (Приложение 3)
На доске висят детские рисунки деревьев и картинка деревенского двора. (Приложение 4)
Задание в парах.
Педагог: “Вам нужно диких животных поселить в лесу, а домашних поселить на деревенский двор.
Молодцы”.
4. Подведение итогов урока.
Педагог: “Кого мы с вами сегодня делали?
С какой новой техникой вы познакомились?”.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Педагог: “Что нового вы узнали на занятии?
Что понравилось на занятии?
Вы хорошо поработали.
Возьмите домой ваших питомцев, и сделайте дома им друзей.
Спасибо за хорошую работу”.
Литература
1. Сержантова Т. 366 моделей оригами. - М., Ральф, 2002.