Цель: знакомство со звуком “З”.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать внимание, зрительно-пространственную ориентировку;
- развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивость);
коррекционно-образовательные:
- продолжать учить определять местоположение звука в слове и делить слова на слоги;
- систематизировать и обобщить знания по теме “Зима”;
- продолжать учить подбирать слова-синонимы;
воспитательные:
- воспитывать интерес к образовательной деятельности;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать умение работать в паре.
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к раздаточному материалу, трудолюбие);
здоровьесберегающие:
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись “Вой вьюги”, предметные картинки со звуком “З”, указка, разрезные сюжетные картинки, “птичка” для определения места звука в слове, “снежинка” для чтения слогов, карандаши, вырезанные снеговики на каждого ребенка.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Ход урока
1. Орг.момент. Приветствие, введение в тему занятия (дети стоят полукругом)
(Звучит аудиозапись “Вой вьюги”, логопед читает стихотворение)
В лесную чащу тихо
Вошла зима-портниха.
Березки очень рады:
- Спасибо за наряды!
Пушистые и белые
Зима наряды сделала.
И для лесов, и для полей -
Пускай им будет потеплей! (А.Твардовский)
2. Беседа о зиме. Логопед предлагает подобрать как можно больше признаков к зимним явлениям:
- Ветер (какой?) – колючий, холодный, сильный, порывистый…
- Воздух зимой (какой?) – свежий, морозный, холодный…
- Лед (какой?) – блестящий, зеркальный, скользкий…
- Снег (какой?) – белый, холодный, скрипучий…
- Уточнить значение слова СНЕГОПАД.
3. Сюрпризный момент: входит Бабушка-загадушка.
Загадки от Бабушки-загадушки.
Угадайте, что за шапка –
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц)
Лишь солнце погасло и стало темно,
Как по небу кто-то рассыпал зерно. (Ззвезды)
В коридоре топот ног
В класс зовет детей… (Звонок)
(Дети садятся за столы).
ЗАЯЦ, ЗВЕЗДЫ, ЗВОНОК. Какой звук вы услышали в этих словах-отгадках?
4. Объявление темы. Звук “З” Характеристика звука “З”:
- губы в улыбке;
- зубы сближены, и создают преграду для воздушной струи;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- посередине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;
- голосовые связки работают.
ЗВУК З – согласный, твердый, звонкий.
5. Игра “Эхо”:
за-за-за — за-за-за
зо-зо-зо — зо-зо-зо
зы-зы-зы — зы-зы-зы
зу-зу-зу — зу-зу-зу
6. Игра “Поймай звук “З”: дом, забор, шапка, санки, коза, окно, грузовик.
7. Определение местоположения звука “З” в слове. (Картинки из лукошка Бабушки-загадушки).
РОЗА, КОЗА, ЗАМОК, МИМОЗА, ЗОНТ, ЗАБОР.
8. Физминутка. Логопед предлагает детям выполнить движения, повторяя стихотворение.
Раз, два, три, четыре, пять –
мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли. [2]
9. Деление слов на слоги. (Картинки из лукошка Бабушки-загадушки)
10. Звук и буква “З”
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (С.Маршак)
- А на что еще похожа эта буква?
11. Выставляется СНЕЖИНКА. (В центре снежинки буква “З” в “лучиках” гласные “А”, “О”, “У”, “Ы”. По показу логопеда, дети читают слоги.
12. Зрительная гимнастика. Упражнение “Елка”. (Бабушка-загадушка читает стихотворение, дети выполняют движения глазами).
Вот стоит большая елка, (Посмотреть снизу-вверх)
Вот такой высоты.
У нее большие ветки. (Посмотреть слево-направо)
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки, (посмотреть вверх,
зажмурить глаза)
А внизу – берлога мишки. (посмотреть вниз)
Зиму спит там косолапый (поморгать 5 раз)
И сосет в берлоге лапу.
13. Разрезные картинки. На столах лежат конверты, в которых находятся разрезные на 4 части сюжетные картинки, на зимнюю тематику. Логопед предлагает детям собрать картинку и составить по ней предложение. (Дети работают в парах).
14. Заключительный момент, подведение итогов. (У каждого ребенка на столе нарисованный снеговик, если занятие понравилось ребенок рисует снеговику улыбку, если не понравилось – снеговик грустный).
Бабушка-загадушка: За старанья и уменья, от меня вам угощенья!
Используемая литература:
1. Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. – М.: Пед. университет “Первое сентября”, 2013 г.
2. Шанина С.А., Гаврилова А.С. “Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка”. – М.: Рипол Классик, 2010 г.