Занятие по теме «Зима. Звук [з]»

Разделы: Логопедия


Цель: знакомство со звуком “З”.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, зрительно-пространственную ориентировку;
  • развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивость);

коррекционно-образовательные:

  • продолжать учить определять местоположение звука в слове и делить слова на слоги;
  • систематизировать и обобщить знания по теме “Зима”;
  • продолжать учить подбирать слова-синонимы;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к образовательной деятельности;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать умение работать в паре.
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к раздаточному материалу, трудолюбие);

здоровьесберегающие:

  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись “Вой вьюги”, предметные картинки со звуком “З”, указка, разрезные сюжетные картинки, “птичка” для определения места звука в слове, “снежинка” для чтения слогов, карандаши, вырезанные снеговики на каждого ребенка.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Ход урока

1. Орг.момент. Приветствие, введение в тему занятия (дети стоят полукругом)

(Звучит аудиозапись “Вой вьюги”, логопед читает стихотворение)

В лесную чащу тихо
Вошла зима-портниха.
Березки очень рады:
- Спасибо за наряды!
Пушистые и белые
Зима наряды сделала.
И для лесов, и для полей - 
Пускай им будет потеплей! (А.Твардовский)

2. Беседа о зиме. Логопед предлагает подобрать как можно больше признаков к зимним явлениям:

- Ветер (какой?) – колючий, холодный, сильный, порывистый…

- Воздух зимой (какой?) – свежий, морозный, холодный…

- Лед (какой?) – блестящий, зеркальный, скользкий…

- Снег (какой?) – белый, холодный, скрипучий…

- Уточнить значение слова СНЕГОПАД.

3. Сюрпризный момент: входит Бабушка-загадушка.

Загадки от Бабушки-загадушки.

Угадайте, что за шапка –
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц)

Лишь солнце погасло и стало темно,
Как по небу кто-то рассыпал зерно. (Ззвезды)

В коридоре топот ног
В класс зовет детей… (Звонок)

(Дети садятся за столы).

ЗАЯЦ, ЗВЕЗДЫ, ЗВОНОК. Какой звук вы услышали в этих словах-отгадках?

4. Объявление темы. Звук “З” Характеристика звука “З”:

- губы в улыбке;

- зубы сближены, и создают преграду для воздушной струи;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- посередине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;

- голосовые связки работают.

ЗВУК З – согласный, твердый, звонкий.

5. Игра “Эхо”:

за-за-за — за-за-за

зо-зо-зо — зо-зо-зо

зы-зы-зы — зы-зы-зы

зу-зу-зу — зу-зу-зу

6. Игра “Поймай звук “З”: дом, забор, шапка, санки, коза, окно, грузовик.

7. Определение местоположения звука “З” в слове. (Картинки из лукошка Бабушки-загадушки).

РОЗА, КОЗА, ЗАМОК, МИМОЗА, ЗОНТ, ЗАБОР.

8. Физминутка. Логопед предлагает детям выполнить движения, повторяя стихотворение.

Раз, два, три, четыре, пять –
мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли. [2]

9. Деление слов на слоги. (Картинки из лукошка Бабушки-загадушки)

10. Звук и буква “З”

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (С.Маршак)

- А на что еще похожа эта буква?

11. Выставляется СНЕЖИНКА. (В центре снежинки буква “З” в “лучиках” гласные “А”, “О”, “У”, “Ы”. По показу логопеда, дети читают слоги.

12. Зрительная гимнастика. Упражнение “Елка”. (Бабушка-загадушка читает стихотворение, дети выполняют движения глазами).

Вот стоит большая елка, (Посмотреть снизу-вверх)
Вот такой высоты.
У нее большие ветки. (Посмотреть слево-направо)
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки, (посмотреть вверх, зажмурить  глаза)
А внизу – берлога мишки. (посмотреть вниз)
Зиму спит там косолапый (поморгать 5 раз)
И сосет в берлоге лапу.      

13. Разрезные картинки. На столах лежат конверты, в которых находятся разрезные на 4 части сюжетные картинки, на зимнюю тематику. Логопед предлагает детям собрать картинку и составить по ней предложение. (Дети работают в парах).

14. Заключительный момент, подведение итогов. (У каждого ребенка на столе нарисованный снеговик, если занятие понравилось ребенок рисует снеговику улыбку, если не понравилось – снеговик грустный).

Бабушка-загадушка: За старанья и уменья, от меня вам угощенья!

Используемая литература:

1. Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. – М.: Пед. университет “Первое сентября”, 2013 г.

2. Шанина С.А., Гаврилова А.С. “Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка”. – М.: Рипол Классик, 2010 г.