Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задача урока: отработка умения применять на практике правила правописания безударных гласных в корне слова.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепить умения распознавать безударные гласные в корне слова;
    • закрепить умение выделять главные члены предложения;   
    • упражнять в написании словарных слов.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию орфографической зоркости;
    • обогащать словарный запас учащихся;
    • формировать у учащихся различные виды самоконтроля и взаимопроверки;
    • развивать речь, логическое мышление.
  • Воспитательные:
    • способствовать формированию положительных мотивов обучения;
    • воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний

(Слайд 1) На слайде изображение героев сказки А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик»
– Герои какой сказки изображены на слайде? Назовите их.
Кто автор сказки?
(Слайд 2) На слайде изображены Буратино и Мальвина.
– Кто хотел научить Буратино грамоте?
– Прочитайте буквы, которые написала Мальвина. (А, О, И, Е, Я)
– Что вы можете о них сказать? (Они гласные)
– Сколько гласных букв в русском языке? (10)
– Почему Мальвина написала только пять букв? Почему она выбрала именно эти буквы? (Это гласные, которые надо проверять)
– Удалось ли Мальвине обучить Буратино? Как вы думаете почему?
– О чём думает Буратино? (его мысли записаны на слайде)

Где  л…са?  Нет  к…та.

– Давайте поможем Буратино вставить пропущенные буквы.
(Дети объясняют, какая буква пропущена.)

III. Самоопределение к деятельности

Буратино убежал от Мальвины, но оставил вам записку. Прочитайте её.

Ищу в лису ката и лесу.

– Что вы заметили?  Исправьте ошибки.
– Какое правило не усвоил Буратино? (Правописание безударных гласных)
Кто сможет назвать тему нашего урока?
– Сегодня на уроке мы поможем Буратино проверять безударные гласные и сами повторим эту тему.

IY. Работа по теме урока

1. Сначала перепишем записку Буратино правильно.

(Списать, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.)

2. Словарная работа

Мальвина приготовила вам задание: надо отгадать загадки и записать отгадки. Я думаю, что вы хорошо справитесь с заданием, а Буратино будет за нами наблюдать.

Дети работают у доски и в тетради.

Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?  (Заяц)

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака)

Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья, пух!
И зовут его ...  (петух)

Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока –
Дам парного молока! (Корова)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)

Прочитайте записанные слова, что у них общего? Можно ли проверить в них безударную гласную? Почему?
– Какое слово вы считаете лишним? Почему?

3. Работа с деформированным предложением

(Слайд 3) На слайде запись: Сосне, на, сидит, сова, мудрая, высокой.
Вы замечательно справились. Буратино передал нам следующее задание от Пьеро.
Прочитайте слова, записанные на слайде слова, составьте предложение, подчеркните изученные орфограммы и  грамматическую основу.

Дети выполняют задание с комментированием.

4. Как проверить безударную гласную?

Буратино никак не может понять, как же проверяют безударные гласные.
Он побежал за ответом к черепахе Тортиле. А вы можете ответить на этот вопрос?
– Давайте вспомним стихотворение, которое мы выучили: (Дети говорят  хором)

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение!

V. Физкультминутка. (Слайд 4)

– Сейчас мы отдохнём. Нам поможет весёлая музыка из фильма про приключения Буратино. Дети под музыку повторяют танцевальные движения.

YI.  Работа в парах

– Карабас Барабас услышал, как вы веселитесь и рассердился, он не хочет, чтобы Буратино учился и придумал ему сложное задание. Буратино очень испугался, но вспомнил, что у него есть друзья, которые ему могут помочь.
– Сейчас вы будете работать в парах.

Раздаточный материал.

Вставьте пропущенные буквы. Проверочные слова находите вместе.

В л.су много цв.тов.  Из тр.вы  гл.дит  белый  гл.зок   з.мл.ники.
На  з.мле   бл.стит   р.са.   После д.ждя    вырастут гр.бы.
На  б.регу  р.ки   р.ботают   б.бры. Тр.пинка   в.ла   к   гор.ду.

(Слайд 5) Посмотрите на слайд, выполните самопроверку, оцените себя.

VII. Письмо под диктовку

(Слайд 6) На слайде изображена лиса Алиса и кот Базилио.

– А вот появились ещё злодеи, которые мешают Буратино учиться.
Они приготовили для вас последнее задание. Необходимо  написать небольшой диктант, в котором много слов с безударными гласными.
Но теперь Буратино решил вам немного помочь, он узнал текст диктанта  и хочет, чтобы вы хорошо подготовились.

(Слайд 7) Объясните выделенные орфограммы.

Весна идёт. По реке плывёт лёд. В лесу много воды. Грачи, скворцы, дрозды  летят домой. Рады теплу зверьки.

Запись текста под диктовку.

VII. Итог урока

– Молодцы! Давайте узнаем, чему научился у вас Буратино.
– Вспомните,  чем закончилась сказка. Но сейчас Буратино открывает другую дверь. Дверь  в  Страну Знаний. 
Прочитайте предложение, записанное на доске.

Ключ к знаниям находится в ваших руках! 

– Как понимаете эти слова?
– Сегодня вы хорошо работали. Я думаю, что Буратино научился проверять безударные гласные. А вы ему помогли. Молодцы!