Задача урока: отработка умения применять на практике правила правописания безударных гласных в корне слова.
Цели урока:
- Образовательные:
- закрепить умения распознавать безударные гласные в корне слова;
- закрепить умение выделять главные члены предложения;
- упражнять в написании словарных слов.
- Развивающие:
- способствовать развитию орфографической зоркости;
- обогащать словарный запас учащихся;
- формировать у учащихся различные виды самоконтроля и взаимопроверки;
- развивать речь, логическое мышление.
- Воспитательные:
- способствовать формированию положительных мотивов обучения;
- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний
(Слайд 1) На слайде изображение героев сказки
А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой
ключик»
– Герои какой сказки изображены на слайде?
Назовите их.
– Кто автор сказки?
(Слайд 2) На слайде изображены
Буратино и Мальвина.
– Кто хотел научить Буратино грамоте?
– Прочитайте буквы, которые написала Мальвина.
(А, О, И, Е, Я)
– Что вы можете о них сказать? (Они гласные)
– Сколько гласных букв в русском языке? (10)
– Почему Мальвина написала только пять букв?
Почему она выбрала именно эти буквы? (Это
гласные, которые надо проверять)
– Удалось ли Мальвине обучить Буратино? Как вы
думаете почему?
– О чём думает Буратино? (его мысли записаны на
слайде)
Где л…са? Нет к…та.
– Давайте поможем Буратино вставить
пропущенные буквы.
(Дети объясняют, какая буква пропущена.)
III. Самоопределение к деятельности
– Буратино убежал от Мальвины, но оставил вам записку. Прочитайте её.
Ищу в лису ката и лесу.
– Что вы заметили? Исправьте ошибки.
– Какое правило не усвоил Буратино? (Правописание
безударных гласных)
– Кто сможет назвать тему нашего урока?
– Сегодня на уроке мы поможем Буратино проверять
безударные гласные и сами повторим эту тему.
IY. Работа по теме урока
1. Сначала перепишем записку Буратино правильно.
(Списать, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.)
2. Словарная работа
Мальвина приготовила вам задание: надо отгадать загадки и записать отгадки. Я думаю, что вы хорошо справитесь с заданием, а Буратино будет за нами наблюдать.
Дети работают у доски и в тетради.
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья, пух!
И зовут его ... (петух)
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока –
Дам парного молока! (Корова)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)
– Прочитайте записанные слова, что у
них общего? Можно ли проверить в них безударную
гласную? Почему?
– Какое слово вы считаете лишним? Почему?
3. Работа с деформированным предложением
(Слайд 3) На слайде запись: Сосне, на,
сидит, сова, мудрая, высокой.
– Вы замечательно справились. Буратино
передал нам следующее задание от Пьеро.
Прочитайте слова, записанные на слайде слова,
составьте предложение, подчеркните изученные
орфограммы и грамматическую основу.
Дети выполняют задание с комментированием.
4. Как проверить безударную гласную?
– Буратино никак не может понять, как
же проверяют безударные гласные.
Он побежал за ответом к черепахе Тортиле. А вы
можете ответить на этот вопрос?
– Давайте вспомним стихотворение, которое мы
выучили: (Дети говорят хором)
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение!
V. Физкультминутка. (Слайд 4)
– Сейчас мы отдохнём. Нам поможет весёлая музыка из фильма про приключения Буратино. Дети под музыку повторяют танцевальные движения.
YI. Работа в парах
– Карабас Барабас услышал, как вы веселитесь и
рассердился, он не хочет, чтобы Буратино учился и
придумал ему сложное задание. Буратино очень
испугался, но вспомнил, что у него есть друзья,
которые ему могут помочь.
– Сейчас вы будете работать в парах.
Раздаточный материал.
Вставьте пропущенные буквы. Проверочные слова находите вместе.
В л.су много цв.тов. Из тр.вы гл.дит белый гл.зок з.мл.ники.
На з.мле бл.стит р.са. После д.ждя вырастут гр.бы.
На б.регу р.ки р.ботают б.бры. Тр.пинка в.ла к гор.ду.
(Слайд 5) Посмотрите на слайд, выполните самопроверку, оцените себя.
VII. Письмо под диктовку
(Слайд 6) На слайде изображена лиса Алиса и кот Базилио.
– А вот появились ещё злодеи, которые мешают
Буратино учиться.
Они приготовили для вас последнее задание.
Необходимо написать небольшой диктант, в
котором много слов с безударными гласными.
Но теперь Буратино решил вам немного помочь, он
узнал текст диктанта и хочет, чтобы вы хорошо
подготовились.
(Слайд 7) Объясните выделенные орфограммы.
Весна идёт. По реке плывёт лёд. В лесу много воды. Грачи, скворцы, дрозды летят домой. Рады теплу зверьки.
Запись текста под диктовку.
VII. Итог урока
– Молодцы! Давайте узнаем, чему научился у вас
Буратино.
– Вспомните, чем закончилась сказка. Но
сейчас Буратино открывает другую дверь. Дверь
в Страну Знаний.
Прочитайте предложение, записанное на доске.
Ключ к знаниям находится в ваших руках!
– Как понимаете эти слова?
– Сегодня вы хорошо работали. Я думаю, что
Буратино научился проверять безударные гласные.
А вы ему помогли. Молодцы!