«Изучение вальса. Цикл "Детский альбом!" П.И. Чайковского»

Разделы: Музыка


Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой, у которой было семеро детей. Чайковский их очень любил, проводил с ними много времени, придумывал для них праздники с кострами, фейерверками, танцами, ставил музыкальные спектакли, много играл для них на фортепиано.

Все дети в семье занимались музыкой. В то время почти не было детской нотной литературы, и Чайковский решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с интересными названиями, легко запоминающихся и доступных по трудности маленьким пианистам. Так появился “Детский альбом”, посвящённый любимому племяннику Володе Давыдову. В сборнике 24 программные миниатюры, не связанные единой тематикой. Но весь альбом объединен одной общей задачей – создание музыки для детей.

Круг образов, затронутых композитором, богат и разнообразен. В альбоме нашли отражение картины жизни детей в дворянской усадьбе XIX века, мир детских впечатлений, связанных с играми, сказочными персонажами, картинами природы. Широко представлены танцевальные формы, обработки народных мелодий разных стран, колоритные жанровые сценки в русском народном стиле. Композитору удалось глубоко проникнуть в мир детских фантазий. Для каждой пьесы, полной непосредственности и очарования, найдены простые и яркие образы. Композитор показывает детям, как с помощью музыки можно передать печаль и радость, образы природы и детских сказок, трогательные переживания во время молитвы и стремительную, веселую игру.

“Детский альбом” П.И. Чайковского, наряду с широко известными сочинениями Р. Шумана, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Б. Бартока и других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Он обогатил репертуар юных исполнителей яркими высокохудожественными пьесами. Этот цикл послужил замечательным образцом обращения к детской тематике для многих русских и советских композиторов и дал толчок к созданию целого ряда других замечательных фортепианных сочинений. Для детей позднее писали А. Гречанинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, В. Ребиков, С. Майкапар, А. Гедике, Е. Гнесина, Д. Кабалевский, Г. Свиридов, А. Хачатурян, М. Зив, С. Слонимский, Р. Щедрин, В. Гаврилин и многие другие.

Детский альбом” П.И.Чайковского – одно из наиболее популярных и исполняемых сочинений в фортепианной литературе для детей. За каждой пьесой цикла стоит яркий и понятный детям образ, который закрепляется в сознании конкретными выразительными возможностями музыки. Доступен гармонический склад пьес, используются лёгкие тональности до 3-х знаков в ключе. Тем не менее, в процессе работы с учеником над произведениями этого цикла возникает множество исполнительских проблем.

Сборник Чайковского является замечательным педагогическим и художественным материалом, настоящей исполнительской школой использования музыкальных средств выразительности для юных пианистов. Фактура, мелодика, гармония, ритм, артикуляция, динамика, орнаментика, аппликатура и педализация “Детского альбома” подчас достаточно сложны, но они написаны с учётом уровня развития детей, их исполнительских возможностей. Для создания художественных образов цикла, передачи тонких интонаций, настроений композитор использует разные виды артикуляции, тщательно обозначенную динамику, используя и постепенное развитие, и внезапные яркие смены градаций звучности, выразительную мелодику, многообразные ритмические формулы.

Одна из самых любимых детьми пьес сборника П.И. Чайковского – Вальс. Вальс – парный бальный танец в 3-х дольном размере, основанный на плавном кружении, - широко распространенный танцевальный жанр. Название вальса происходит от немецкого слова walzen - кружиться. Кружение сочетается с широкими, скользящими движениями. Своё происхождение ведёт от неторопливого и плавного крестьянского лендлера. В XIX веке он стал популярным во многих странах Европы. В творчестве Чайковского вальс занимает значительное место, т.к. был его любимым танцем. Чайковский использует жанр вальса в своих симфониях, операх, балетах, романсах. Много вальсов композитор сочинил и для фортепиано.

Вальс - это одна из танцевальных пьес “Детского альбома”, одно из самых популярных произведений цикла. Пьеса написана в трехчастной форме. Необходимо уделить особое внимание работе над мелодией. Здесь уместно привести слова С.В. Рахманинова, величайшего мелодиста XX века, который говорил, что “Мелодия – это … главная основа всей музыки”. При работе над мелодией пьесы надо добиться певучести, ясности, пластичности, обратить внимание ученика на синкопы. Полезно поиграть её отдельно, добиваясь выразительного исполнения отдельных мотивов, мягкого, но насыщенного звучания долгих синкопированных длительностей и их плавной связи с последующими, более короткими. Затем необходимо их соединить в общую линию. Достижению этого помогает ощущение безостановочного движения, которое не должны прерывать легкие акценты и паузы. Тактовая черта как будто исчезает в результате сквозного развития.

Надо уяснить развитие мелодии, ее членение на мотивы, предложения, определить относительную значимость этих построений. Не менее важно почувствовать и передать “дыхание” - цезуры – между отдельными фразами. Мелодическая линия стремится к промежуточным интонационным точкам в 5, 7, 9 тактах в первой и во второй фразах, а затем к небольшой кульминации в 17 такте. Далее с развитием действия звучание усиливается, используются mf и f, но это не должно привести к утяжелению синкоп, акцентов и к торможению движения. Короткие лиги, стаккато придают этому фрагменту особое изящество, что повторяется и в репризе. Во втором периоде плавность мелодии сменяется блеском звучания и смелым размашистым рисунком. Точное исполнение штрихов, работа над соответствующими двигательными приёмами должны быть направлены на яркую передачу художественного замысла композитора. Обращаем внимание ученика на то, чтобы в быстром темпе кистевые движения были минимальными.

В работе над аккомпанементом необходимо выявить танцевальное начало пьесы. Партия левой руки играется легко, с мягкой опорой на бас и исполнением на одном дыхании последующих аккордов. Такое исполнение помогает добиться нужной выразительности в мелодии. Этому способствует ясное представление пластики танца, мягко скользящих, кружащихся движений. Надо специально работать над сопровождением во втором периоде, рельефно выделяя две линии — протяжного баса, приобретающего определенную самостоятельность, и коротких легких аккордов. Линию баса необходимо подчеркнуть. Для лучшего ощущения двухголосия надо научить распределять вес руки. Как упражнение можно порекомендовать разделить голоса и поиграть бас левой рукой, а аккорды правой.

Чтобы прочнее запомнился текст и для достижения свободы в исполнении и более тонкой художественной отделки пьесы рекомендуется выучить партию левой руки наизусть. Полезно также такой метод: педагог исполняет мелодию, а ученик наизусть играет аккомпанемент.

В средней части появляются элементы характерного танца. Возникает ещё одна трудность – полиритмия, сочетание трехдольного вальсового аккомпанемента с двухдольностью партии правой руки. Это происходит в результате наложения на трёхдольный ритм аккомпанемента двухдольных мелодических фигур верхнего голоса. Этот приём ранее использовался в Вальсе-фантазии М. Глинки. У самого Чайковского он встречается в Вальсе фа-диез минор, в Сентиментальном вальсе, Ната-вальсе. В музыке способ наложения двухдольного ритма на трёхдольный называется гемиолой. Его использование вносит заметное разнообразие и новизну в традиционный вальсовый ритм.

В Вальсе из “Детского альбома” акцент в мелодии и аккомпанементе совпадает на сильную долю через такт. Для ученика одновременное исполнение верхнего голоса, расчлененного штрихами по два звука, и квинтового сопровождения, в котором должен сохраниться трехдольный размер, представляет сложную задачу. Надо правильно распределить внимание между партиями правой и левой руки. Особенно трудны в каждой фразе средней части третьи такты, где сильная доля не совпадает с акцентом в мелодии. В это время внимание ученика должно переключаться с партии правой руки на левую для подчеркивания сильной доли, а затем вновь на мелодию, чтобы сделать акцент на синкопированном звуке. Над этим надо поработать отдельно.

Необходимо следить за тем, чтобы левая рука не делала акцент по аналогии синхронно с правой, что приводит к двухдольности. Во второй фразе средней части можно сделать небольшое диминуэндо и немного замедлить темп в конце.

Следует обратить внимание ученика также на то, что здесь трехдольная пульсация аккомпанемента строится на повторяющейся квинте на протяжении целого раздела, что напоминает звучание какого-нибудь народного инструмента. Этот прием создаёт настроение народного праздника.

Раскрыть ученику характерные особенности пьесы поможет составление программы, литературного сюжета на звучащую музыку. Например, можно представить новогодний праздник в школе. Один танец сменяет другой. Сначала все танцуют вокруг ёлки плавный вальс, который сменяется затейливым сольным танцем с широкими прыжками, а затем немножко неуклюжей и смешной общей пляской детей в ярких карнавальных масках.

При исполнении первой и третьей частей пьесы двумя руками вместе нужно проследить, чтобы бас и аккорды органично вплелись в общую канву безостановочного вальсового движения, найти звуковой баланс мелодической линии баса и гармонии. И. Малинина, известный исполнитель произведений Чайковского для фортепиано, так говорит об особенностях исполнения этого Вальса: “Акценты на слабые доли такта и легкие безударные окончания на сильных долях придают мелодии легкость и грацию. Гибкая динамика, стихия танцевального ритма объединяют короткие штрихи общим дыханием”. В работе над пьесой ученику может помочь представление звучания мелодии в исполнении скрипок.

Очень важно уже на этапе разбора тщательно выучить аппликатуру, которую необходимо строго выполнять, чтобы она помогала, а не мешала художественному исполнению пьесы.

Специальной работы требует употребление педали, помогающей выявлению танцевального начала. Она берется на первую долю и снимается на вторую. Этим достигается подчеркивание баса и связывание его с последующим аккордом. Брать ее лучше чуть позже баса, чтобы не зацепить предыдущие звуки.

Трудно назвать еще какой-либо детский сборник, который бы так часто исполнялся. Здесь и богатство образов, и глубина и многообразие чувств и содержания. Прошло более 130 лет со дня его создания. Но интерес к этой музыке не снижается. Пьесы из “Детского альбома” Чайковского настолько популярны, что их исполняют не только на фортепиано. Они также изданы в переложениях для других музыкальных инструментов, для фортепиано в 4 руки, струнного квартета, фортепиано и голоса, виолончели и фортепиано, для детского хора, есть и оркестровые варианты. Образная сложность, многомерность привлекает к “Альбому” не только музыкантов. На его основе созданы спектакли, хореографические постановки, мультипликационные фильмы.

Произведения из “Детского альбома” П.И. Чайковского являются важной составной частью учебного репертуара детских музыкальных школ и школ искусств. Юные музыканты с удовольствием и большим интересом изучают пьесы из этого замечательного сборника фортепианных миниатюр. Несомненно, эта прекрасная музыка будет звучать ещё много лет, будет жить и радовать всё новые и новые поколения детей.

В 2015 году весь мир отмечает юбилейную дату - 175 лет со дня рождения П.И. Чайковского. В нашей школе искусств запланирован ряд мероприятий, посвящённых этому событию. В каждом классе звучат произведения великого русского композитора. Поэтому тема изучения “Детского альбома” П.И. Чайковского очень актуальна.

Список литературы

  1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - М., “Советский композитор”, 1979.
  2. Крюкова В.В. “Музыкальная педагогика”. - Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2002.
  3. Малинина И. “Детский альбом” и “Времена года” П. И. Чайковского. - М., 2003.
  4. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. - Москва, “Кифара”, 2002.
  5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика-ХХI, 2001.