На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Сегодня эта задача осложняется быстро меняющимися условиями труда, стремительно развивающимися новыми технологиями, когда профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новое, адаптироваться к иным условиям, решать новые профессиональные задачи.
Очень часто выпускники наших техникумов не готовы к тому, чему их не учили – действовать в ситуациях неопределенности, постоянно повторяющихся в жизни. Поэтому для решения жизненных задач человеку, помимо способностей, личностных качеств и умений, необходим опыт их применения в различных ситуациях.
Использование педагогических методов и приемов, способствующих адаптации учащихся к условиям современного информационного общества, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Стала очевидной необходимость использования эффективных образовательных технологий, обеспечивающих личностно ориентированный подход, дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения и воспитания, учитывающих состояние здоровья и психологические особенности каждого учащегося, содействующих раскрытию творческого потенциала обучающихся.
1. Традиционная система
Традиционная дидактическая система видит свою глобальную задачу в том, чтобы приобщить студентов к обобщенному и систематизированному опыту человечества. Из этого вытекает утверждение ведущей роли теоретических знаний в содержании обучения, ориентация на усвоение основ наук (рис.1).
Конструирование учебного процесса в современной педагогической практике осуществляется либо на основе обучения через информацию, либо на основе обучения через деятельность (рис.2, рис.3, рис.4).
Учебный процесс в СПО является одним из проявлений социальной практики, он отражает все те закономерности, плохие и хорошие, которые существуют в обществе.
В процессе обучения студент усваивает лишь что-то о технике и технологии производства, то есть познает профессиональную деятельность как часть.
Следовательно, учебный процесс - лишь фрагмент в контексте многоликой общественной жизни.
2. Деятельностные технологии обучения
Системно - деятельностный подход инициировал деятельностные технологии обучения, которые ориентированы на овладение способами профессиональной и учебной деятельности (контекстное обучение).
Процесс обучения идет без заучивания – обучаемые непроизвольно запоминают введенные знания, так как они используют их при решении предложенных задач, выполнении заданий и упражнений.
Понятие "контекст" пришло в другие науки из логики и лингвистики, поэтому в психологии и педагогике статуса категории оно еще не приобрело и в словарях этих наук не описано.
В психологии “контекст” связан с понятием "ситуация" (= система условий, побуждающих субъекта и опосредуюших его активность). То есть в ситуацию включаются и внешние условия, и сам субъект, и те люди, с которыми он контактирует.
Если вспомнить технологии проблемного, проектного, интерактивного, ситуационного обучения, можно прийти к выводу, что они совмещаются в технологии контекстного обучения (рис.5).
Технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности:
1. Учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров;
2. Квазипрофессиональная, воплощающаяся в играх, спецкурсах, спецсеминарах;
3. Учебно-профессиональная (НИРС, производственная практика, реальное дипломное и курсовое проектирование).
Особую роль в контекстном обучении играют активные формы и методы обучения или технологии активного обучения (ТАО), которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение (рис.6, рис7).
Система перехода от профессиональной деятельности к обучению и от обучения к профессиональной деятельности может быть реализована через "профессиональный контекст".
В данном случае под "профессиональным контекстом" понимается совокупность предметных задач, организационных, технологических форм и методов деятельности, ситуаций социально-психологического взаимодействия, характерных для определенной сферы профессионального труда (рис.8).
Виды профессионального контекста
Социальный | Предметный |
ценностно-ориентационный | производственно-технологический |
личностный | организационно-управленческий |
должностной | |
учрежденческий |
В моей практике имеются примеры применения контекстного обучения на уроках общеобразовательной дисциплины “Информатика и ИКТ”.
Использованные материалы
1. “Информационные технологии в рамках педагогических технологий” - материалы лекции доктора педагогических наук, профессора Зенкиной Светланы Викторовны.
2. http://skvor.info/publications/articles/view.html?id=90
3. http://school-collection.edu.ru
4. http://podelise.ru
5. http://nachalkanosova.ucoz.ru