Педагогическая цель | Создать условия для развития творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности |
Тип занятия | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Знакомство с первыми шагами в
науке. Научиться составлять описательный рассказ (рассматривать, обсуждать цветок- выявлять изменения в цветке). |
Личностные результаты | Эмоциональность: умение
осознавать и определять (называть) свои эмоции. Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому, стремиться к совершенствованию собственной речи. Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых объектов, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: общеучебные - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний; логические: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Играем в учёных. Окрашивание
цветка в разные цвета. Учёные. Гипотезы. |
Образовательные ресурсы | Курс “Учусь создавать проекты” Развитие познавательных способностей / Р.И Сизова и Р.Ф. Селимова |
Ход занятия
Этапы занятия | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность осуществляемые действия | Учащихся формируемые умения | Вид и форма контроля | ||||||||||||
Организа- ция начала занятия. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на занятие | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. |
Приветствие. Проверка готовности к занятию. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к занятию, эмоционально настраиваются на занятие. | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на занятие. | Фронтальный. Наблюде-ние учителя. | ||||||||||||
Разминка. | Коллективная. | - Какой день недели был вчера? - Что зимой и летом одним цветом? (Ёлка.) - Сложный вопрос, задача, требующие решения, исследования? (Проблема.) - Из него видно, что делается на улице? (Окно.) - Предположение для объяснения каких-нибудь явлений? (Гипотеза.) - И осталась старуха у разбитого … (Корыта.) - Человек, занимающийся наукой. (Учёный) |
Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. | Коллективный. Наблюдение учителя. |
|||||||||||||
Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | - Кем мы с вами были на прошлом
занятии? (Учёными.) - А наш класс превратился?.. (В лабораторию.) - Что мы с вами проводили? (Опыты.) - Что мы для этого взяли: - один белый цветок (гвоздику); - два стакана с водой; - пищевые красители; - ножницы. Как мы провели опыт: - воду в одном стакане подкрасили в красный цвет, а в другом - в синий; - разрезали ножницами стебелёк вдоль на две половинки; - придвинули стаканы; - опустили одну половинку стебля в один стакан, а в другую – во второй. - Умницы, вы всё правильно вспомнили. |
Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. | Фронтальный. Устные ответы. |
|||||||||||||
Мотивация учебной деятельности. | Фронтальный. Словесный. Слово учителя. |
- Сегодня на занятии мы должны
будем подвести итоги нашему эксперименту. - Как вы думаете, что могло произойти с нашим цветком? - Вы мне сейчас высказывали гипотезы… (или предположения.) |
Высказывают свои предположения. | Вместе с учителем формулируют учебную задачу. | Фронтальный. Устные ответы. |
||||||||||||
Работа по теме занятия. | Фронтальный. Словесный. Беседа. |
Учитель открывает спрятанный
цветок. - Готовы увидеть результат нашего эксперимента! - Удивились?.. - Какая из наших гипотез подтвердилась? - Опишите, что произошло с цветком? - Мы с вами учёные, и как учёные должны сделать в наших тетрадях записи, заполнить таблицу. Вам надо поставить знак плюс там, где вы согласны с утверждением.
- А как изменился цвет? - Какой вывод можно сделать? - Предположите, почему это произошло? |
Высказывают свои предположения. | Строят самостоятельно связные
высказывания. Выказывают своё мнение. |
Фронтальный. Устные ответы, Рассказ. |
||||||||||||
Творческая работа. | - А теперь нарисуйте
получившийся цветок. - Какие цветные карандаши вы возьмёте? |
Индивидуальный. | |||||||||||||||
Работа со словом. Развитие речи. |
А теперь мы с вами придумаем
совместно необычную историю о приключении этого
цветка. - Я начну, а вы продолжите: “В одном чудесном саду жила - была белая гвоздика. Однажды она пошла летним днём погулять и …) Один из вариантов: …на своём пути встретила озеро. Решила искупаться, нырнула и стала вдруг зелёным, т.к. вода там была зелёной. Вышла, пошла дальше и так пить захотела, а тут ручеёк. Попила и стала красной, вода была в ручейке красной. А вокруг такая красота: птички поют, бабочки летают, |
Высказывают свои предположения | Групповой | ||||||||||||||
Рефлексия. | Давайте подведём итоги нашим
двум занятиям. - Что же произошло с нашим цветком? - Как вы думаете, у учёных всегда подтверждаются гипотезы? - Уважаемые исследователи время работы в нашей лаборатории подходит к концу. - Нам необходимо подвести итоги, выберите то предложение и закончите его, которое соответствует вашим ощущениям: *Было интересно…… *Было трудно……. *Я выполнил задания….. *Я понял, что… *Теперь я могу… *Я научился… *Я смог… *Меня удивило… *Мне захотелось… *Мне оказалось сложно ……. Спасибо за работу. |
Отвечают на вопросы учителя. | Устанавливают причинно- следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы занятия. Оценивают свою работу на занятии. | Индивидуальный. Фронтальный. Устные ответы. |