Цель: рассмотреть некоторые приёмы технологии «Развитие критического мышления»
Задачи:
- Образовательные: формирование умений по проведению аналогий между ранее известным и новым материалом, формирование умений осуществлять расширенный поиск по фиксированию информации
- Развивающие: развивать познавательный интерес, умение выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли, умение графически оформлять текст.
- Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, адекватно оценивать свои знания, возможности; создать условия для формирования познавательного интереса к предмету физика.
Оборудование: камертон, штатив с шариком, металлическая линейка, модель «Ухо человеческое», текст «Звуковые волны»
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
– Здравствуйте, уважаемые члены жюри и
коллеги.
Есть одна легенда,…Вероятно, кто-то слышал её.
Орлы, как известно, живут много лет. Но каждые 14
лет перед ними встаёт выбор: жить или умирать.
Многие из них улетают высоко в горы,
находят себе пещеру и о камни обтёсывают клюв,
перья. Они находится там четыре месяца, пока
всё оперенье не вырастет вновь. Эти орлы
обновляются, другие же погибают… Вот у орла есть
выбор: умереть или обновиться? Но мы, учителя,
не можем умирать каждые четырнадцать лет,
значит только один выход обновляться – творить.
Тема моего мастер-класса «Мышление,
творчество и эксперимент – важные составляющие
школы XXI века?», а цель мастер-класса хорошо
выразить словами Элберта Хаббарда «Цель
обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его
способным развиваться без помощи учителя».
Для реализации этой цели, я задаю себе вопрос: а
смогут ли выпускники овладеть знаниями по моему
предмету и применить их в жизни.
Ещё древние греки провозгласили девиз
образования: «Учить не для школы, а для жизни».
Одна из проблем современного образования
заключается в том, что успех в школе не всегда
означает успех в жизни. Чтобы наши ученики были
успешными, мы, учителя должны им в этом помочь.
Поэтому моя цель – придать нужную траекторию
развитию личности ученика.
В соответствии с требованиями ФГОС я решаю
такие педагогические задачи, как:
- формирование личности, способной к самореализации;
- осуществляющей контроль над способом действия и его результатом; воспитание ученика способного к волевому усилию, к преодолению препятствий;
- самостоятельно формирующего познавательные цели.
Для решения этих задач на протяжении нескольких лет в своей работе использую ТРКМ, которая позволяет сформировать у учащихся способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать различные аргументы, ну и, наконец, принимать независимые продуманные решения.
И сегодня на мастер-классе я
продемонстрирую некоторые приёмы работы,
которые использую в своей практике. В основе
ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх
стадий. Первая стадия: «Вызов».
На востоке есть сказка: «Соловей-Разбойник
поймал трех путников и согласился отпустить их,
если они зададут ему невыполнимую задачу. Один
попросил сделать растущее дерево золотым, другой
– заставить реку потечь вспять. Соловей, шутя,
справился с этим и заколдовал обоих путников.
Остался третий путник...»
Уважаемые …, поставьте себя на место этого
путника и предложите Соловью-Разбойнику
невыполнимую задачу. (Предлагаются разные
версии.)
«...А третий свистнул и сказал: “Пришей к
этому пуговицу!” – и Соловей-Разбойник был
посрамлен».
Присутствие этой стадии на каждом уроке просто
необходимость. Эта стадия позволяет вызвать
устойчивый интерес к изучаемой теме,
мотивировать ученика к учебной деятельности,
побудить к активной работе и на уроке.
В контексте того, что вы услышали о Cоловье,
предлагаю заполнить с помощью ключевых слов
граф-схему.
- Что мы знаем /в данном случае/ о звуке?
- Что мы хотим узнать?
И в конце урока, заполняем третью графу
- Что мы узнали?
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
Звук Источники звука |
Почему одни колебания мы слышим, а другие нет? |
Таким образом, я перехожу ко второй стадии «Осмысление». Для того чтобы выяснить, почему одни колебания мы слышим, а другие нет, как звук воздействует на человека, я предлагаю поработать с предложенным текстом. Работая с ним, вы должны выяснить, что является источником звука и каков диапазон звуковых волн.
Звуковые волны переносят энергию, которая
используется человеком. Но главное – это
огромный диапазон выразительных средств,
которыми обладают речь и музыка. Ещё с древних
времён звуки служили людям средством связи и
общения друг с другом. Звуки – наши неизменные
спутники. Они по-разному действуют на человека:
радуют и раздражают, умиротворяют и придают силы,
ласкают слух и пугают свой неожиданностью.
Существуют естественные и искусственные
источники звука. Для того чтобы тело создавало
звук, необходимо, чтобы оно колебалось.
Колебания, способные вызвать у человека слуховые
ощущения, называются звуковыми колебаниями или
просто звуком. Человеческое ухо способно
воспринимать упругие волны с частотой от 16 до 20000
Гц. Любое тело, колеблющееся со звуковой
частотой, является источником звука.
Итак. Что же является источником звука?
Каков
диапазон звуковых волн?
ТРКМ – развивающая технология, а как же развивать интерес к моему предмету без эксперимента?
- У вас на столах имеется оборудование – камертон, молоточек, теннисный шарик на нити. При помощи него покажите, что ветви звучащего камертона колеблются.
- Перед вами самая обычная металлическая линейка, вы её используете очень часто на уроках математики. Попробуйте заставить эту линейку звучать.
Давайте проведём следующий опыт:
Закройте глаза. Учитель хлопает в ладоши. Что
произошло? Как вы догадались? /услышали/.
Какой орган вам в этом помог? /уши/. А как же
человек слышит звуки? Расскажите, как человек
слышит по предлагаемой модели.
/Звуковые волны, исходящие от источника звука,
достигая человеческого уха, заставляют
барабанную перепонку совершать колебания
звуковой частоты, вызывая у человека
определенные слуховые ощущения./
Чтобы ответить на мой следующий вопрос, вам
необходимо вспомнить о тех выводах, которые вы
сделали при работе с текстом
Почему мы слышим звук летящего комара, а полёт
бабочки нет? /частота колебания крыльев комара
попадает в диапазон 16 – 20000Гц, а крылья бабочки
нет/
Ну и, наконец, заключительная стадия –
«Рефлексия».
Ну, а теперь настало время вернуться к нашей граф-схеме
и заполнить третью колонку. Что же сегодня мы
узнали?
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Звук |
Почему одни колебания мы слышим, а другие нет? |
Источником звука является
колеблющееся тело |
Если посмотреть на три описанные выше
стадии с точки зрения традиционного урока, то
совершенно очевидно, что они не представляют
исключительной новизны для учителя. Они почти
всегда присутствуют, только называются иначе.
Вместо «вызова» более привычно для учителя
звучит: введение в проблему или актуализация
имеющегося опыта и знаний учащихся. А
«осмысление» не что иное, как часть урока,
посвященная изучению нового материала. И третья
стадия есть в традиционном уроке – это
закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет
технология критического мышления? Элементы
новизны в методических приемах, ориентированных
на создание условий для свободного развития
каждой личности, на каждой из стадий урока
используются свои методические приемы.
Их достаточно много, граф-схема «Знаю, хочу
узнать, узнал», «Инсерт» – выделение из текста
главного, эксперимент.
Но это лишь приёмы, они являются связующим
звеном одной из сложных стратегий ТРКМ
«Фишбон» – рыбий скелет.
С его помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбона”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”. Использование стратегии «Фишбон» возможно при большом количестве информации. При этом возможно дробление информации на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа и оценки.
Используя некоторые методы и приемы ТРКМ, я смогла добиться следующих результатов:
- Изменила отношение детей к урокам
- Изменила у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности.
- Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе.
- Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся.
- Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.
- Повысились активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к познанию
Может быть, кто-то скажет, что применять новые технологии не стоит, достаточно мела, тряпки и доски. Как знать, наша жизнь состоит из черной и белой полосы. Согласитесь, довольно скудный набор красок. Сами того не замечая, мы ограничиваем себя в выборе возможностей. Мне же кажется, что жизнь наша скорее напоминает не зебру, а радугу, и от того, какую палитру выберет для себя человек, зависит какими будут его представления о жизни. Школа – отражение той же жизни, и от того, как мы её преподнесем ученику, зависит, насколько разнообразнее и богаче будет развиваться его личность.
Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали, и я искренне желаю нам всем, чтобы:
- Вас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»
- Вы на каждом шагу пытались бы раскрасить нашу жизнь более яркими красками
- Каждый из вас «нашел бы свой клад в основании радуги»
И всегда помните: «Жизнь заключается не в том,
чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы
научиться танцевать под дождем»
Добавить нечего. Остается только обратиться к
поэзии.
Спор неизбежен порой между мыслью и чувством,
Но, разрешая его, они сходятся вместе.
К истине разны пути у науки с искусством,
Но озарение – разве не в их перекрестье?
И разве может ученый, открывший законы,
Менее быть очарован своею наукой,
Нежели чуткий художник, писавший иконы,
Или простой музыкант, очарованный звуком?
Мысль осязаема в каждом движении сердца,
Просит она, как и чувство, всегда вдохновенья.
Там, где наука с искусством живут по соседству,
Истина есть! И подруга ее озаренье!
Это стихи нашей коллеги из Ставропольского края Гуляевой Людмилы Ивановны, они очень точно, на мой взгляд, определяют идею, которая мне нравится в технологии развития критического мышления – это объединение мысли, а точнее, мышления и чувства.