Мастер-класс "Мышление, творчество, эксперимент – важные составляющие школы XXI века"

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Цель: рассмотреть некоторые приёмы технологии «Развитие критического мышления»

Задачи:

  • Образовательные:  формирование умений по проведению аналогий между ранее известным и новым материалом, формирование умений осуществлять расширенный поиск по фиксированию информации
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, умение выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли, умение графически оформлять текст.
  • Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, адекватно оценивать свои знания, возможности; создать условия для формирования познавательного интереса к  предмету физика.

Оборудование: камертон, штатив с шариком, металлическая линейка, модель «Ухо человеческое», текст «Звуковые волны»

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

– Здравствуйте,  уважаемые члены жюри и коллеги.
Есть одна легенда,…Вероятно, кто-то слышал её. Орлы, как известно, живут много лет. Но каждые 14 лет перед ними встаёт выбор: жить или умирать.  Многие из них  улетают  высоко в горы, находят себе пещеру и о камни обтёсывают клюв, перья.  Они находится там четыре месяца, пока всё оперенье не вырастет вновь. Эти орлы обновляются, другие же погибают… Вот у орла есть выбор: умереть или обновиться?  Но мы, учителя, не можем умирать каждые четырнадцать  лет, значит только один выход обновляться – творить.
Тема моего мастер-класса  «Мышление, творчество и эксперимент – важные составляющие школы XXI века?», а цель мастер-класса хорошо выразить словами Элберта  Хаббарда «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя».

Для реализации этой цели, я задаю себе вопрос: а смогут ли выпускники овладеть знаниями по моему предмету и  применить их в жизни.
Ещё  древние греки провозгласили девиз образования: «Учить не для школы, а для жизни». Одна из проблем современного образования заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Чтобы наши ученики были успешными, мы, учителя должны им в этом помочь.
Поэтому моя цель  – придать нужную траекторию развитию личности ученика.
В соответствии  с требованиями ФГОС  я решаю такие  педагогические задачи, как:

  • формирование личности, способной к самореализации;
  • осуществляющей контроль  над способом действия и его результатом; воспитание ученика способного к волевому усилию, к преодолению препятствий;
  • самостоятельно формирующего  познавательные цели.

Для решения этих задач на  протяжении нескольких лет в своей работе использую ТРКМ, которая позволяет сформировать у учащихся  способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать различные аргументы, ну и, наконец, принимать независимые продуманные решения.

И сегодня на  мастер-классе я продемонстрирую некоторые приёмы работы, которые  использую в своей практике. В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх стадий. Первая стадия: «Вызов».
На востоке есть сказка: «Соловей-Разбойник поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь вспять. Соловей, шутя, справился с этим и заколдовал  обоих путников. Остался третий путник...»
Уважаемые …, поставьте себя на место этого путника и предложите Соловью-Разбойнику невыполнимую задачу. (Предлагаются разные версии.)
«...А третий свистнул и сказал: “Пришей к этому пуговицу!” – и Соловей-Разбойник был посрамлен».

Присутствие этой стадии на каждом уроке просто необходимость. Эта стадия позволяет вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности,  побудить к активной работе и на уроке.
В контексте того, что вы услышали о Cоловье, предлагаю заполнить с помощью ключевых  слов граф-схему.

  • Что мы знаем /в данном случае/ о звуке?
  • Что мы хотим узнать?

И в конце урока, заполняем третью графу 

  • Что мы узнали?

Знаем

Хотим узнать

Узнали
Звук
Источники звука
Почему одни колебания мы слышим, а другие нет?  

Таким образом, я перехожу ко второй  стадии  «Осмысление». Для того чтобы выяснить, почему одни колебания мы слышим, а другие нет, как звук воздействует на человека, я предлагаю  поработать с предложенным текстом.  Работая с ним, вы должны выяснить, что является источником звука и каков диапазон звуковых волн.

Звуковые волны переносят энергию, которая используется человеком. Но главное – это огромный диапазон выразительных средств, которыми обладают речь и музыка. Ещё с древних времён звуки служили людям средством связи и общения друг с другом. Звуки – наши неизменные спутники. Они по-разному действуют на человека: радуют и раздражают, умиротворяют и придают силы, ласкают слух и пугают свой неожиданностью.
Существуют естественные и искусственные источники звука. Для того чтобы тело создавало звук, необходимо, чтобы оно колебалось. Колебания, способные вызвать у человека слуховые ощущения, называются звуковыми колебаниями или просто звуком. Человеческое ухо способно воспринимать упругие волны с частотой от 16 до 20000 Гц. Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой, является источником звука.
Итак. Что же является источником звука?
            Каков диапазон звуковых волн?

ТРКМ – развивающая технология, а как же развивать  интерес к моему предмету без эксперимента?

  • У вас на столах имеется оборудование – камертон, молоточек, теннисный шарик на  нити. При помощи него  покажите, что ветви звучащего камертона  колеблются.
  • Перед вами самая обычная металлическая линейка, вы её используете очень часто на уроках математики. Попробуйте заставить эту линейку звучать.

Давайте проведём следующий опыт:
Закройте глаза. Учитель хлопает в ладоши. Что произошло? Как вы догадались?   /услышали/. Какой орган вам в этом помог?  /уши/. А как же человек слышит звуки? Расскажите, как человек слышит по предлагаемой модели.
/Звуковые волны, исходящие от источника звука, достигая человеческого уха, заставляют барабанную перепонку  совершать колебания звуковой частоты, вызывая у человека определенные слуховые ощущения./
Чтобы ответить на мой следующий вопрос, вам необходимо вспомнить о тех выводах, которые вы сделали при работе с текстом
Почему мы слышим звук летящего комара, а полёт бабочки нет? /частота колебания крыльев комара попадает в диапазон 16 – 20000Гц, а крылья бабочки нет/

Ну и, наконец, заключительная стадия – «Рефлексия».
Ну, а теперь настало время вернуться к нашей граф-схеме и заполнить третью колонку. Что же  сегодня мы узнали?

Знаем Хотим узнать Узнали

Звук
Источники звука

Почему одни колебания мы слышим, а другие нет?

Источником звука является колеблющееся тело
Частота колеблющегося тела от 16 – 20000Гц

Если посмотреть на три описанные выше стадии  с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны в методических приемах, ориентированных на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Их достаточно много, граф-схема «Знаю,  хочу узнать, узнал», «Инсерт» – выделение из текста главного, эксперимент.
Но это  лишь приёмы, они  являются связующим звеном  одной из сложных стратегий ТРКМ «Фишбон» – рыбий скелет.

С его помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбона”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.  Использование стратегии «Фишбон» возможно при большом количестве информации. При этом возможно дробление информации на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа и оценки.

Используя некоторые методы и приемы ТРКМ, я смогла добиться следующих результатов:

  • Изменила отношение детей к урокам
  • Изменила у учащихся отношение  к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности.
  • Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе.
  • Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся.
  • Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.
  • Повысились активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к познанию

Может быть, кто-то скажет, что применять новые технологии не стоит, достаточно мела, тряпки и доски.  Как знать, наша жизнь состоит из черной и белой полосы. Согласитесь, довольно скудный набор красок. Сами того не замечая, мы ограничиваем себя в выборе возможностей. Мне же кажется, что жизнь наша скорее напоминает не зебру, а радугу, и от того, какую палитру выберет для себя человек, зависит какими  будут его представления о жизни. Школа – отражение той же жизни, и от того, как мы её преподнесем ученику, зависит, насколько разнообразнее и богаче будет развиваться его личность.

Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали, и я искренне желаю нам всем, чтобы:

  • Вас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»
  • Вы на каждом шагу пытались бы раскрасить нашу жизнь более яркими красками
  • Каждый из вас «нашел бы свой клад в основании радуги»

И всегда помните: «Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»
Добавить нечего. Остается только обратиться к поэзии.

Спор неизбежен порой между мыслью и чувством,
Но, разрешая его, они сходятся вместе.
К истине разны пути у науки с искусством,
Но озарение – разве не в их перекрестье?
И разве может ученый, открывший законы,
Менее быть очарован своею наукой,
Нежели чуткий художник, писавший иконы,
Или простой музыкант, очарованный звуком?
Мысль осязаема в каждом движении сердца,
Просит она, как и чувство, всегда вдохновенья.
Там, где наука с искусством живут по соседству,
Истина есть! И подруга ее озаренье!

Это стихи нашей коллеги из Ставропольского края Гуляевой Людмилы Ивановны, они очень точно, на мой взгляд, определяют идею, которая мне нравится в  технологии развития критического мышления – это объединение мысли, а точнее, мышления и чувства.