Цель игры: активизация умственной и физической деятельности для развития личности.
Задачи:
- создать условия для проявления творческого и физического потенциала учащихся;
- сформировать у детей навык самостоятельно и осознанно принимать решения, делать выбор.
Оборудование: столы по количеству 9-11–х классов; верёвки, барьеры, скалодром, страховочные системы, альпинистские карабины, рабочее место жюри, карточки с вариантами ответов и карточки для внесения ответов, протоколы, грамоты.
Место проведения – спортивный зал. Время проведения – 60 минут.
Состав жюри: педагоги; медицинский работник; администрация школы.
Правила игры: игра проводится в виде чередования теоретических и практических заданий.
Жюри учитывает результаты практических заданий и ответы на теоретические вопросы.
По окончании игры подводятся итоги, награждаются команды.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы еще раз поговорить, поразмышлять о здоровом образе жизни и посоревноваться.
И не случайно девизом нашей сегодняшней встречи будут слова знаменитого арабского философа, врача, учёного Авиценны, жившего в конце 10-го начале – 11-го века:
С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь сто лет, а может быть, и боле.
Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь.
Природою лечись — в саду и в чистом поле.
А насколько крепок ваш союз со здоровым, активным образом жизни, насколько глубоки и прочны ваши знания и умения покажет интеллектуально-практическая игра "Человек разумный, человек активный!".
Хорошее настроение, четкая организация работы команды – хорошие помощники при выполнении заданий. Ну, а чистые листы бумаги и ручки перед вами.
Задание №1 (теоретическое). Выбрать правильный ответ на вопрос.
Блиц-вопросы
- Какая трава самая горькая и популярная в медицине? (Полынь, крапива, зверобой.)
- Из каких цветов варят варенье? (Роза, гладиолус, гвоздика.)
- Из чего можно приготовить кофе? (Цикорий, лопух, камыш.)
- Что такое плесень? (Грибок, водоросль, животное.)
- Cамый популярный детский доктор? (МОМ, Айболит, Пилюлькин.)
- Какими растениями лечат язвы и нарывы? (Подорожник, чистотел, шалфей.)
- Из чего изготавливают манную крупу? (Пшеница, рожь, гречиха.)
- Какой цветок лечит заболевание сердца? (Ландыш, ромашка, василек.)
- Корень какого растения возбуждает аппетит? (Одуванчик, подорожник, солодка.)
Задание №2 (практическое)
Эстафета “Паутинка”
Чья команда быстрее преодолеет перешагиванием горизонтально переплетённые между стойками верёвки (высота 30-50см);
Задание №3 (теоретическое). Ответить на вопросы викторины
Интеллектуальный марафон: “Твое здоровье – в твоих руках”
1. Какие свойства химических веществ представляют опасность для здоровья человека?
2. Что такое хлеб и может ли человек существовать лишь на хлебе и воде?
3. Напишите все, что вам известно о влиянии табака на:
а) легочно-дыхательную систему;
б) сердечно-сосудистую систему;
в) беременную женщину.
4. На новогоднем столе у финнов обязательно должны быть 2 продукта, которые символизируют здоровый образ жизни. Один из них выращивают на огороде и каждый так или иначе употребляет его в пищу. Второй достается людям в подарок от насекомых. Назовите эти два продукта.
5. Кариес стал настоящим бичом населения России. По статистике, им болеют 96% населения. Одна из мер профилактики – тщательный уход за зубами. Желательно их чистить щеткой после каждого приема пищи. Но есть одно исключение – если вы съели кислые ягоды или фрукты, лучше в течение часа не чистить зубы, особенно жесткой щеткой. Почему?
6. Многим известен способ лечения насморка или радикулита с помощью поваренной соли. Ее нагревают на сковороде или в духовке, насыпают в мешочек из плотной ткани, а мешочек прикладывают к больному месту на несколько часов. Какие свойства поваренной соли используются в этом рецепте?
7. Здоровый образ жизни – это:
а) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье;
б) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья;
в) система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от курения, алкоголя и диетическое питание.
8. Из приведенных определений здоровья выберите то, которое принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ):
а) здоровье человека – это отсутствие болезней и физических недостатков;
б) здоровье человека – это отсутствие у него болезней, а также оптимального сочетания здорового образа жизни с умственным и физическим трудом;
в) здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
9. Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что здоровье человека примерно на 50 % зависит от:
а) образа жизни;
б) экологических факторов;
в) наследственности;
г) состояния муниципального обслуживания населения.
10. Из приведенных факторов внешней среды выберите те, которые влияют на здоровье человека:
а) личные, общественные, индивидуальные, природные, медицинские;
б) физические, химические, биологические, социальные, психические;
в) материальные, политические, расовые, идеологические, умственные.
11. Передача каких инфекций осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем:
а) инфекции дыхательных путей;
б) кишечные инфекции;
в) кровяные инфекции.
12. Гиподинамия – это:
а) недостаток движения;
б) избыток движения;
в) физическое перенапряжение организма.
13. Перелом, первая медицинская помощь.
14. Пищевые отравления, первая медицинская помощь.
15. Что такое “кислотный дождь” и каковы его последствия для здоровья человека?
16. Каковы области применения золота и серебра в медицине?
17. Почему неумеренное потребление щавеля может привести к печальному исходу?
18. Что включают в себя зубные пасты? Каково их физиологическое, лечебное действие?
19. Почему с запачканных рук мел необходимо смыть водой, а затем можно пользоваться мылом?
20. Какое взрывчатое вещество иногда держат под языком?
21. Кто несет ответственность за здоровье человека?
22. Табачный дым содержит: азот, водород, аргон, метан, цианистый водород, оксид углерода (II), ацетальдегид, ацетон, аммиак, бензол, бутиламин, диметиламин, этил амин, формальдегид, сероводород, метиловый спирт, метиламин, и пиридин. Приведите формулы этих веществ.
23. Для лечения малокровия (пониженное содержание в крови гемоглобина) с давних пор применяют препараты железа, в том числе сульфат железа(II), а иногда и восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт от малокровия – “железное яблоко”: в яблоко (лучше сорт антоновка) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедает больной.
Как вы можете объяснить эффективность “железного яблока” с точки зрения химии?
Задание №4 (практическое)
Эстафета “Скальный участок”
Скоростное лазание в страховочных системах по заданной дистанции на скалодроме.
Задание №5
Покажи слово
Командам выдаются слова, связанные с темой здоровья. Не используя никаких подручных средств, команде необходимо побуквенно показать заданное слово. (Например, “Здоровое поколение – наше будущее”)
Задание №6 (практическое)
Эстафета “Командная связка”
Переноска каждым участником альпинистских карабинов на локальную командную петлю.
Задание №7 (теоретическое). Кроссворд “Здоровье”
По вертикали:
1. Жидкость красного цвета, циркулирующая по организму человека.
3. В древности этот орган называли “око”.
5. Препарат, состоящий из плазмы клеток уже переболевших людей.
8. Жидкость, из которой состоит большая часть нашего организма.
8. Врач, который лечит животных.
12. Средство физического совершенствования и укрепления здоровья.
13. Это и способ похудеть и образ питания.
По горизонтали:
2. Препарат, содержащий ослабленные или мертвые организмы.
4. Что надо чистить утром и вечером.
6. Полезный продукт растительного происхождения.
7. Микроб, несущий заболевание.
8. Что слаще всего на свете.
9. Кровотечение бывает наружное и …
14. Здание, в котором лечат людей.
15. Их называют “элементы жизни”.
16. По утрам рекомендуется выполнять комплекс физических упражнений, который называется…
Задание №8 (практическое)
“Навесная переправа”
Переправа в снаряжении по параллельно натянутым между волейбольными стойками троссам.
В конце интеллектуально-практической программы жюри подводит итоги, после чего проводится награждение победителей грамотами.
Ведущий: “Желаем вам, друзья, крепкого здоровья. Берегите себя и ваших близких. До новых встреч!”.