Роль игры в формировании произвольного внимания

Разделы: Коррекционная педагогика


Очень важно, организуя урок для учащихся с ОВЗ, в первую очередь опираться на то, что он умеет, чем обладает. А обладает он непроизвольным вниманием. Формируя у учащихся навыки произвольного внимания мы учим ребёнка учиться, но этот процесс не завершается за один день и даже год. Непроизвольное внимание пассивно. Но именно оно так помогает «включить» ребёнка в процесс приобретения знаний.

Широкое распространение игры как эффективного методического приёма, совмещающего в себе использование непроизвольного внимания детей, участвующих в игре, занятых ею (элементы соревнования, неизвестность конечного результата) и познавательных интересов, познавательных способностей влияет на формирование произвольного внимания школьников. При этом учитель дифференцирует участие детей в игре. Игра даёт возможности всем детям равноправно участвовать в игре и не чувствовать свою неспособность, внутренняя структура игры обнаруживает уровни дифференцирования участия детей, незаметные для самих участников.

Ученик, непроизвольно внимая учителю, мотивированно выполняя работу «впитывает» рассматриваемый материал, усваивает его естественно, легко. Но непроизвольно он не может «внимать» долго, если материал выглядит однообразно. Для перехода от непроизвольного внимания к осознанному произвольному вниманию, нужна яркая мозаика, нужно менять «картинки», прерывать какой-то фрагмент с тем, чтобы потом к нему вернуться, но уже с новыми знаниями.

Нестандартные уроки повышают интерес детей к учёбе, вызывают стремление к получению знаний, способствуют созданию эмоциональной обстановки, что необходимо для активного усвоения материала.

Тема: Подбор проверочных слов путём изменения формы слова.

Цель: обобщить знания учащихся о проверке парных и глухих согласных на конце слов.

Задачи:

  • формирование умения распознавать в слове парный согласный;
  • развитие орфографической зоркости;
  • воспитание аккуратности при работе в тетради, соблюдения орфографического режима.

Оборудование: картинка Незнайки, поезд с вагонами, карточки с названием остановок, таблица «Парные согласные», правило проверки, загадки, учебник.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Рапорт дежурного.

Упражнение для пальцев рук.

Запись даты.

– Ребята, сегодня я получила письмо от Незнайки. Что же он пишет?
– Поедем в путешествие?

Мы едем-едем-едем
В далёкие края.
Хорошие соседи – весёлые друзья! (Появляется поезд)

2. Словарная работа

– Первая наша остановка на станции «Словария».
– Из словарных слов, записанных на доске, вы должны выбрать те слова, в конце которых есть парные согласные и написать их.
– Повторим парные согласные. (Хором)
– Прочитайте слова: огород, ребята, тетрадь, машина, город, завод, заяц.     
– Какие слова вы написали?

Работа над словом.

Итог – поощрение.

Упражнение для глаз

3. Повторение

– Как проверить парные согласные на конце слова?

(Чтение правила учащимися)

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй.
Зуб на зубы, лёд на льды –
Будешь грамотным и ты.

Объявление темы урока.

– Следующая станция «Проверяй-ка». Мы будем подбирать проверочные слова.
– Угадай последнее слово и запиши с проверочным. Записываем сначала проверочное слово.

Ранним утром у школьных ворот
Собирается дружный (народ).

На коньках я мчусь вперёд.
Под ногами крепкий (лёд).

Я знаю точно адрес наш
И свой подъезд, и свой (этаж).

Встанем под ёлочкой
В дружный хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый (год).

Ну и молодцы же вы, ребятки,
Быстро отгадали все загадки.

Физминутка. Станция «Отдыхай-ка»

4. Работа по теме урока

– Следующая станция «Выполняй-ка»

Работа по учебнику. с.119, упр.9.

– Как проверить парные согласные на конце слова?

Образец у доски с комментированием.

5. Закрепление

– Следующая станция «Закрепляй-ка».

Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Вы, друзья, её найдите,
В этот домик посадите.

Сне   , шар   , пиро   , сапо   , утю   , клю   , фла   , но   .

– Запишите в тетрадь слова, вставив пропущенные буквы. Устно доказывайте, почему написали ту или иную букву.

Самостоятельная работа.

Итог – лучшая тетрадь.

6. Итог урока

– Назови парные согласные.
– Как проверить парные согласные на конце слова?
– Что делали на уроке?

Показ лучшей тетради.

7. Домашнее задание: Начерти таблицу и заполни её. 3,4 группа – 2 слова.