Пояснительная записка
Каждый учитель стремится к тому, чтобы его предмет школьники знали и любили. Сформировать и поддерживать интерес к предметам «Технология» и «Искусство» во внеурочной деятельности можно через участие школьников в различных творческих конкурсах, предметных олимпиадах. Новые ФГОС требуют искать новые формы работы с учащимися.
В 20132014 учебном году в нашей школе был организован в школьном лагере «Радуга» профильный отряд краеведческого направления «Рукодельницы». Организация такого отряда органично дополняет учебновоспитательную работу образовательного учреждения, систему дополнительного образования с одарёнными школьниками в данном направлении.
Актуальность разработки программы
На уроках Технологии и искусства большое внимание уделяется традиционным Вятским ремёслам. На уроках искусства дети изучают вятские промыслы, их особенности, а на уроках технологии девочки учатся вышивать, осваивают лоскутную технику. Поддерживать интерес к изучению истории родного края можно только за счёт дополнительных часов во внеурочной деятельности.
Лето – великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Исходя из этого, лето – это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья.
Кроме того, правильная организации летнего отдыха детей способствует формированию у ребят универсальных учебных навыков, коммуникативных навыков, повышается интерес к предметам «Технология» и «Искусство».
Обоснование программы
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением
спроса родителей и детей на организованный
летний отдых школьников 58 классов в условиях
школы;
– необходимостью
развивать сложившуюся систему работы с
одарёнными школьниками по предметам
«Технология» и «Искусство»;
– необходимостью
использования богатого творческого потенциала
учащихся и педагогов в реализации цели и задач
программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в рамках 1 смены.
Программа рассчитана на учащихся 58 классов.
Цели и задачи программы
Цель программы – создание условий для всестороннего развития личности ребёнка в условиях летнего школьного лагеря и укрепление психического и физического здоровья.
Программа профильного краеведческого отряда способствует формированию у ребят:
- интереса к истории Вятского края, традиционным ремёслам;
- уважения к традициям, обычаям, культурному наследию;
- мотивации к изучению краеведческого материала;
- умения и навыков исследовательской деятельности;
- умения использовать приобретенные знания в повседневной жизни;
- творческих и коммуникативных способностей школьников;
- общешкольных умений и навыков обучающихся.
Ожидаемые результаты работы программы:
- развитие у школьников интереса к предмету «Технология» и «Искусство»;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и классов;
- повышение уровня нравственного воспитания учащихся;
- воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края;
- проявление новых творческих способностей учащихся, открытие новых талантов;
- развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности;
- создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности;
- расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов.
Основные направления реализации программы
Ежедневно в лагере проводились спортивнооздоровительные мероприятия, направленные на укрепление психического и физического здоровья школьников.
Краеведческое направление позволяло познакомить школьников с традициями и ремёслами Вятки. Школьники не только знакомились, но и осваивали технологию изготовления вятских промыслов.
Профильные занятия, с заинтересованными детьми позволяют:
- использовать нетрадиционные формы обучения;
- сочетать различные формы, методы, методические приемы обучения и воспитания;
- учитывать интересы детей, их возрастные особенности и интеллектуальный уровень;
- реализовывать творческий потенциал одарённых учеников и учителя.
Для определения степени удовлетворённости учащихся в профильном отряде проводилась итоговая диагностика.
Школьники, анализируя работу летнего лагеря, отметили, что профильные занятия сформировали:
- новые знания из истории родного края и умение использовать их в своей жизни;
- удовлетворение от полученных знаний и формы проведения занятий;
- общение с интересными людьми и сверстниками, и желание продолжать совместную деятельность;
- дали толчок к участию в различных конкурсах, олимпиадах и исследовательских проектах.
В течении профильной смены девочки краеведческого отряда «Рукодельницы» укрепили своё здоровье, благодаря ежедневному занятию утренней зарядкой, занятиям в бассейне и участию в спортивных соревнованиях.
Сходили на экскурсию в библиотеку им. А. С. Пушкина, узнали много интересного, научились пользоваться картотекой при поиске нужной информации. Посетили экологическую выставку необычных экспонатов «Чудеса из мусорной корзины».
Научились делать изделия в технике «Оригами» и «Макраме». Освоили искусство изготовления конфетных букетов. Узнали историю народных кукол и изготовили несколько обереговых куколок.
Посетили выставку изделий народного творчества в ОДНТ и удивились огромной фантазии Вятских рукодельниц. Раскрыли тайну пояса в народном костюме и освоили три способа изготовления традиционного для Вятского костюма пояса.
Познакомились с экспозицией в музее Дымковской игрушки, после которой под руководством опытной мастерицы изготовили и раскрасили свою дымковскую игрушку в виде птички. Разгадывали загадки ткачества, самостоятельно готовили материал и общими усилиями соткали на ткацком станке коврик. Узнали историю создания русской матрёшки, поняли отличия Вятской матрёшки от других и раскрасили заготовки матрёшек в Вятских традициях. Освоили технологию изготовления поделок из солёного теста.
Побывали в краеведческом отделе библиотеке им. А.М. Васнецова и познакомились с литературой о традиционных вятских ремёслах. Принимали участие в конкурсе экологического плаката, «Мисс лагеря», конкурсе необычных костюмов. Участвовали на митинге 20 июня и почтили память погибших воинов. Гуляли по исторической части нашего города.
Летний профильный лагерь – это не только возможность развивать интерес детей к предмету, реализовывать заботу об их здоровье, но и возможность общения на основе сходных интересов, возможность создания группы единомышленников. Такая группа во время учебного года продолжает свое существование в работе кружка, в реализации исследований, проектов технологической направленности.
Завершая работу в летнем профильном отряде анализом своей деятельности, ощущаешь удовлетворенность от успешного решения поставленных задач, от испытания новых форм взаимодействия в обучении, от общения с людьми сходных интересов. Удовлетворенность порождает хорошее настроение, хорошее настроение обеспечивает прилив энергии, а прилив энергии позволяет генерировать новые идеи. В планах на это лето краеведческая экспедиция в районы нашей области, с целью знакомства с историей Вятского края и сбора экспонатов для школьного музея.
Результатом работы краеведческого отряда стало:
– участие и победы в олимпиадах школьников по
технологии и искусству;
– участие и победы в конкурсе исследовательских
работ по краеведению «Васнецовские чтения»;
– участие и победы в городских и Всероссийских
конкурсах декоративноприкладного
творчества.
В этом году желающих осваивать народные ремёсла в школьном лагере ещё больше. Значит это школьникам интересно. Главная цель достигнута!