Цель урока: осознания творчества Ф. Шопена.
Задачи:
- Образовательные:
- умение самостоятельно применять ранее полученные знания;
- сопоставление и сравнение;
- умение образно мыслить;
- исторические данные;
- умение выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора.
- знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: полонез, мазурка.
- расширение речевых возможностей о содержании музыки.
- вокально-хоровая работа.
- Воспитательная:
- эмоционально-целостное отношение к музыке.
- Развивающая: формирование общеучебных
навыков:
- учебно-организационных,
- учебно-информационных,
- учебно-интеллектуальных,
- учебно-коммуникативных.
ХОД УРОКА
1. Музыкальное приветствие
2. Тема урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Учебник – ст. 82 (Учебник «Музыка 4 класс» – Г.П. Сергеева) Прочитать 1 абзац. (ученик). (Приложение 1, слайд 1)
– Ребята, перед нами портрет великого
польского композитора Фридерика Шопена.
– Сколько лет прожил этот композитор? (39)
Короткую но очень яркую, творческую, музыкальную
жизнь прожил Фридерик Шопен.
2 слайд.
– Как вы думаете для какого инструмента
писал свою музыку Ф. Шопен? (Для фортепиано)
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в
деревне Желязова Воля в Польше.
3 слайд. Отец Фредерика Николя был
французом, сыном крестьянина. Еще в молодости он
переехал жить из Франции в Польшу, которая
пришлась ему по душе, и впоследствии он принимал
участие в судьбе своей новой родины.
Уже в детстве Фредерик стал неординарно
проявлять свои музыкальные способности. Он был
одержим, вскакивал среди ночи, чтобы подобрать
запомнившийся аккорд или мелодию на фортепиано,
плакал, прослушивая определенные мелодии,
проявляя нескончаемую фантазию в импровизациях.
4 слайд (прочитать стихотворение)
– И я надеюсь что мы с вами сегодня услышим на
уроке эти чувства и эмоции.
5 слайд. (Хронология жизни).
1818 – сколько лет Фридерику? (8)
– А кто еще из композиторов рано начал писать
музыку и выступать с концертами? (Моцарт,
Прокофьев).
1831 – переехав в Париж, половину своей жизни
проведет в дали от родины.
Учебник – ст. 82. 2 абзац.
Слайды – 6, 7, 8.
Сердце: Он завещал похоронить свое тело
в Париже а сердце в Варшаве. Т.к. любил свою
родину.
– Перед вами портрет Ф. Шопена работы
французского художника-романтика (стиль
романтизм) 19 века Эжена Делакруа.
Слайд 9.
Жирафовое фортепиано. Слайд 10.
– В чем необычность такого инструмента?
– Для чего это сделано? (для концертного
исполнения).
Ныне фортепианные произведения Ф. Шопена
включены в репертуар множества пианистов. Часто
записи его произведений фигурируют в каталогах
крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года
и поныне в городе Варшава проводят Международный
конкурс пианистов им. Шопена.
Цитаты. Слайд 11. (зачитать).
В 19 веке была борьба за освободительные движения в Европе. Маленькие страны хотели быть независимыми. Шопен писал музыку основываясь на Польской народной музыке, народных танцах.
Полонез (танец-шествие). В переводе – Польский. Слайд №13.
Полонезом обычно начинали или заканчивали балы.
Слушание. Полонез ля мажор.
– Какими словами вы опишете этот танец? (гордость, величественность, торжественный, гордость за Родину).
Мазурка. Слайд № 14.
Слушание. Мазурка № 1. Си бемоль мажор.
Торжественно и громко первый такт звучит,
И сразу и пара с парой соревнуясь,
По залу с лёгкостью вперёд летит,
Рука с рукой соприкасаясь.
Вопрос из учебника:
– Шопен очень любил свою родину и мы это отчетливо видим в его музыке. А как вы относитесь к своей родине? ….
О родине можно петь по-разному – Торжественно как в … (полонезе), просто как в… (мазурке), а мы с вами споем лирично.
3. Разучивание песни «Родина»
Оценки.
Слайд 15 (вызвать ребенка).
– Кто из них Шопен?
Оценки.
4. Задание на доске:
К каким странам относятся эти танцы?
Полька – Чехия. (Половинка, 2 чатверти)
Трепак – Россия.
Полонез – Польша.
Чардаш – Венгрия.
Гопак – Украина.
Мазурка – Польша.
Оценки.
5. Итог
– Что можем сказать о Шопене, что для него важно? (Родина).
6. Д.з: О музыке Шопена сказали современники «Его музыка это пушки спрятанные в розах». Как вы это понимаете?
7. Рефлексия
– Что получилось на уроке, что вам понравилось, что для вас было сложно?