Урок «Добрый праздник среди зимы». 1-й класс

Разделы: Технология, Музыка, Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Тип урока: межпредметный интегрированный урок (музыка, окружающий мир, дополнительное образование, технология, развитие речи). Класс 1 “А”

Дидактическая цель:

  • создать условия для применения знаний и умений в знакомой обстановке и новой ситуации; создание эмоционально-нравственных ситуаций;
  • создать условия для развития творческих способностей; воссоздающего воображения, образное мышление через проблемное изучение материала с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • напомнить учащимся о правилах техники безопасности при работе с ножницами;
  • научить детей выполнять из бумаги объемную фигуру, совершенствовать представление об использовании шаблонов;
  • формировать представление о традициях проведения зимних праздников в разных странах, найти взаимосвязь между ними.

Содержательные цели урока:

Образовательные:

  • способствовать развитию значимости культуры проведения зимних праздников в разных странах;
  • продолжить формирование знаний о традициях зимних праздников;
  • создать условия для развития исследовательских умений учащихся средствами
  • элементов проектного обучения;
  • организация поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, усидчивости, логического мышления, воли, эмоций, познавательных способностей (речь, память, внимание, воображение, восприятие);
  • развитие мелкой моторики посредством ручного труда;
  • развитие навыков умения анализировать полученную информацию, умения выделять главное в проблеме, принимать самостоятельно решения, контролировать свои действия, применять имеющиеся знания на практике.

Воспитательные:

  • создание условий для воспитания культурных и эстетических вкусов и взглядов на основе традиции проведения зимних праздников, в том числе, русских традиций, патриотизма, формирование активной жизненной позиции;
  • способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии у учащихся при восприятии художественного образа.

Методы обучения:

  • Проблемное изложение, частично-поисковые (или эвристические), исследовательские методы.
  • Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Оформление кабинета:

  • Новогоднее оформление кабинета: елка, гирлянды, стенгазеты детей. По периметру класса расположены парты для проведения практических работ. Компьютер, проектор, экран, мультимедийное оборудование, фортепиано. В рамках урока представлены фрагмент святочного колядования (первоклассники – участники святочного колядования, “ряженые”, с реквизитом: корзинки и мешки для угощения, шумовые народные инструменты и прочее) и костюмированная инсценировка детской песни.

Ход урока

Презентация.

Слайд 1: Ученик 1:

- Тетушка крутая, белая да седая

В мешке стужу несет, на землю холод трясет,

Сугробы наметает, ковром землю устилает (ответы учащихся - зима)

Слайд 2: Учитель 1:

Чего же мы больше всего ждем с приходом зимы? (праздники, Новый год)

Но ведь это не единственный праздник, который мы отмечаем зимой. Какие еще зимние праздники вы знаете? (ответы учеников – Рождество, Крещение, Старый новый год)

Вот о зимних праздниках с вами мы сегодня поговорим. Тема нашего урока сегодня - “Добрый праздник среди зимы”

Давайте вспомним о зимних праздниках, и на некоторое время вернемся в их волшебный мир!

Новый год – один из старейших и веселых праздников во всем мире!

Слайды 3-4:

Как вы думаете, всегда ли Новый год отмечался 1 – го января? (ответы учащихся)

В России, как и в большинстве европейских стран, Новый год отмечается 1 января. До 15 века на Руси Новый год начинался с 1 марта (зарождение новой жизни в природе, праздник весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая); с 15 века Новый год отмечался 1 сентября (это было связано с введением христианства на Руси). А с 1700 года русский царь Петр 1 издал указ, согласно которому следовало отмечать наступление нового года 1 января (зачитывается указ Петра 1) (смотри приложение №1)

Слайд 5: Люди украшали свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивали огненные потехи и праздничную стрельбу. А со временем стали наряжать принесенные в дом елки.

Н.Иванова “Елочка-красавица” (ученики класса читают стихотворение) (смотри приложение №2)

Так зеленая елка и превратилась в один из символов этого праздника, став главным его украшением, наряду с дедом Морозом и Снегурочкой.

Слайд 6: Ученик 2:

Кстати, деды Морозы во всех странах выглядят по-разному. Наш, российский дед Мороз, носит шубу до пят, валенки, высокую меховую шапку, а в руках держит посох и мешок с подарками.

Н.Иванова “Дед Мороз” (ученики класса читают стихотворение) (смотри приложение №3)

Многие люди, дети и даже взрослые, пишут письма деду Морозу, в которых просят исполнить свои самые заветные желания. Вы писали письма деду Морозу? (ответы учеников) О чем мы все его просим? (ответы учеников)

Н.Иванова “Здравствуй, Дедушка Мороз” (ученики класса читают стихотворение) (смотри приложение №4)

Слайды 7-8: Ученик 3:

В Америке новогодний дед Мороз – это Санта Клаус, он носит коротенькую красную курточку и забавный колпачок. Путешествует по воздуху на оленьей упряжке и проникает в дома через каминную трубу.

Учитель 1:

Слайд 9: В Бельгии и Польше это святой Николай. Он носит белую мантию, ездит на коне, сопровождаемый слугой-мавром – Черным Петером, который помогает нести тяжелый мешок с подарками для послушных детей, а шалуны подарков не получают – для них Черный Петер носит розги (палки для наказания). Вот такие существуют разные деды Морозы.

Слайд 10: Но вернемся к нашему, российскому Новому году, точнее, к его празднованию. Как отмечают Новый год у нас? (ответы детей – накрывают столы, водят хороводы, поют песни, читают стихи, поздравляют друг друга - дарят подарки, и даже разыгрывают небольшие сценки с переодеваниями, чтобы повеселить гостей и себя).

(смотри приложение №5)

Слайды 11-13: Разыгрывается сценка “Раз морозною зимой” текст А.Коваленков

Учитель 1:

Слайд 14: В старину, долгими морозными вечерами, люди занимались рукоделием (пряли, вышивали, вязали) и дарили на праздники друг другу подарки, сделанные своими руками. Сейчас мы с вами будем делать поделки.

Учитель 2:

Мы с вами все любим получать подарки. Сейчас каждый из вас получит задание изготовить ангела из бумаги. Для этого вам нужно будет разделиться на три группы, каждая группа получит свое задание. Перед тем, как приступить к практической работе, мы с вами повторим правила техники безопасности при работе с ножницами (ответы учеников)

Подготовьтесь к работе, мы начинаем смотр-парад готовности рабочего места! Все принадлежности нужно разложить перед собой, чтобы было удобно ими пользоваться: бумага слева, рабочие инструменты – справа.

(учитель демонстрирует выполнение данной работы – рабочую позу, умение держать инструмент, скорость, темп, точность исполнения, пластичность, предупреждает о возможных трудностях.)

(учащиеся приступают к выполнению задания под присмотром педагогов, время выполнения задания 7-10 минут) (смотри приложение №6)

Учитель 2:

Слайд 15: На праздники, и не только, все старались быть гостеприимными, добрыми, щедрыми. Ходили друг к другу в гости и сами ждали гостей…

(ученики – колядовщики, “ряженые” цыганкой, медведем, волком, в народных сарафанах)

Ученик 4:

Здравствуйте!

Слайды 16-17: Недавно у нас был великий праздник – Рождество Христово. С него начинаются Святки. Святки – от слова “святой”. Наши дедушки и бабушки очень любили этот праздник.

(звучит песня “Пришла Коляда накануне Рождества”)

На Рождество (7 января) славили Христа, будущий урожай. Новый год раньше справляли 14 января, по старому календарю.

Слайды 18-19:

Ученик 5:

Был такой обычай: ребята и девушки собирались группами, некоторые из них наряжались: цыганом, кикиморой, бабой-ягой, или животными – козой, медведем, журавлем; ходили по домам, поздравляли хозяев с Рождеством и новым годом и желали им всего самого лучшего!

Слайд 20:

Ученик 6:

Поздравляли не просто словами, а специальными песенками – колядками!

(звучит песня “А зайка, зайка”)

Хозяева ждали колядовщиков, с удовольствием слушали, а затем одаривали угощениями или мелкими монетками, лентами.

(звучит песня “Коляда-маляда, где ходила, где была”)

Ученик 7:

За угощение благодарили,
Скупому хозяину могли сказать:
У скупого мужика родись рожь хороша:
Колоском пуста, соломкой густа!

Слайд 21: На святки пели веселые песни, плясали, играли в разные игры

(проводится игра “Коза”)

Слайд 22:

Ученик 8:

Заканчивались святки освящением воды на Крещение (19 января). Самые смелые люди в этот день окунаются в крещенскую прорубь (уходят)

Учителя 1,2,3:

Слайд 23: Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили:

  • Какие вы знаете зимние праздники?
  • Что нового вы узнали для себя сегодня на уроке?
  • Что было интересным для вас?
  • Что больше всего запомнилось?
  • Понравилось ли вам?
  • Что является главными символами российского Нового года?

Слайд 24: Учитель 2:

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!

Кто это, ребята? (ответ учащихся – елка)

Учитель 1:

Давайте сейчас для нашей новогодней красавицы исполним песню про елку (звучит песня О.Фельцмана, И.Шаферана “Елочка-елка ) (смотри приложение №7)

Слайды 25-27:

Учителя:

На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание!