Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) "Формы изменения и правописание глаголов (обобщение). ЗОЖ – что это?"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Формы изменения и правописание глаголов (обобщение). Здоровый образ жизни. Что это?

Цели урока:

  • Обобщить знания детей о формах изменения глагола.
  • Закрепить знания о составляющих здорового образа жизни

Задачи урока:

  • Развивать у учащихся умение изменять глаголы по временам, спрягать, находить глаголы в неопределённой форме.
  • Развивать умение правописания безударных окончаний глаголов с опорой на неопределённую форму глагола, написания частицы не с глаголами.
  • Воспитывать стремление к здоровому образу жизни

Оборудование: карточки с текстами (по кол-ву уч-ся), карточки с составляющими ЗОЖ в виде цветка, карточки по теме «Глагол», сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 2. Мотивация уч-ся

 На доске записаны слова: укреплять, заботиться, сохранить, забота, беречь.

– Исключите лишнее слово и попробуйте определить тему урока. (Слово «забота», т.к. оно является существительным, остальные слова – глаголы)

3. Постановка учебной задачи

– Определите тему урока, исходя из выполненного задания. (Глагол)
– Прочитайте название темы с доски и попытайтесь определить цели урока. («Формы изменения и правописание глаголов (повторение)». Повторить, как изменяются глаголы,  какие орфограммы связаны с написанием глаголов, применить знания на практике)
– Ещё раз прочитайте слова на доске. Какое слово спряталось за смыслом этих глаголов?  (Здоровье)
– Здоровье – это хрупкий дар природы, и всё зависит от нас с вами, сумеем ли мы его сохранить. Что для этого мы должны делать?
– За ответом на этот вопрос мы с вами отправимся в страну Здоровья и в процессе совместной работы  вырастим цветок здоровья, который и поможет ответить на вопрос (на доску прикрепляется серединка цветка с надписью «ЗОЖ»)

4. Актуализация знаний:

– Итак, какие знания о глаголе пригодятся нам на уроке, собираем МЕШОК ЗНАНИЙ

(На доску прикрепляется табличка с надписью «ГЛАГОЛ», ост-е карточки с надписями раздаются детям:

– часть речи,
– что делать? что сделать?
– действие предмета
– изменяется по временам
– изменяется по лицам и числам (в н.в. и в б.в.)
– изменяется по родам
– изменяется по родам и числам в п.в.
– признак предмета
– какой? какая?
– по падежам

Ученики должны на доску прикрепить только те карточки, которые относятся к глаголу, затем расставляют карточки в порядке изучения тем.)

– Итак, мешок знаний пополнен, пора в путь. Коли мы отправляемся в страну здоровья,  работать на уроке будем под девизом:

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

5. Минутка чистописания

– Сегодня на минутке чистописания мы отработаем написание элементов «петелька» (закругление вверху и внизу) и запишем слово «здоровье»
– Мы желаем друг другу здоровья каждый день, когда приветствуем другого словом «здравствуй». Так что не скупитесь на это слово.
– Запишите девиз нашего урока, соблюдая все правила каллиграфического письма.

6. Решение учебной задачи:

Игра «Узнай меня»

– Я называю слова, если слово является глаголом, вы хлопаете в ладоши, если нет – топаете. Будьте внимательны.

Дядюшка ГЛАГОЛ очень хотел быть здоровым, поэтому он умывался, обтирался, загорал, самосвал, чистил, закалялся, купался, ел, бел (кр.прил.), соблюдал, бал.

Работа с текстом «Соблюдай чистоту» (на карточках)

Содержи в чистоте своё тело, одежду и жилище.  Мой  руки, чисти зубы, принимай душ, мойся с мылом и мочалкой, чисти обувь и одежду. Регулярно делай уборку в квартире. Содержи в чистоте свой двор. Никогда не бросай  на улицах мусор мимо урны.
Здоровый образ жизни начинается с чистоты!

– Прочитайте текст.
– О чём он? Чему вас учит?
– Найдите предложение, которое выражает главную мысль текста
– Выпишите глаголы, ставя их в неопределённую форму. Где вам пригодится это умение? (При написании личных безударных окончаний глаголов)
– Что нужно знать, чтобы выполнить задание? (На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме)
– Определите спряжение глаголов. (Проверка по сигнальным карточкам)
– Запишите последнее предложение в тетрадь.
– Какую пословицу о чистоте вы знаете? (Чистота – залог здоровья)

Вывод: подарим цветку здоровья лепесток «Чистота»

Сопровождаем чтением стихотворения:

В чистоте всегда живи,
С мылом и водой дружи.

– В стране Здоровья живут Успевайки. Почему они себя так называют? (Успевают делать уроки, заниматься в спортивной секции и школе искусств, общаться с друзьями и т.д.)

В чём секрет? (Все дела распределены по времени, чередуют труд и отдых, отчего повышается работоспособность)

– Какую пословицу вы знаете? (Делу время, а потехе – час)
– Прочитайте ещё одну пословицу с доски. Как вы её понимаете?

Упуст(е,и)шь минуту – потеря(е,и)шь час.

– Как разрешить спор гласных в написании окончаний глаголов?
– Прочитайте у вас на карточках режим дня школьника. Обратите внимание на чередование труда и отдыха

1. Подъём.
2. Зарядка, умывание, уборка постели.
3. Завтрак
4. Дорога в школу
5. Занятия в школе
6. Обед
7. Прогулка на свежем воздухе
8. Посещение кружков, секций
9. Отдых, помощь по дому
10. Подготовка домашнего задания
11. Свободное время
12. Ужин
13. Спокойные игры, чтение книг
14. Личная гигиена. Подготовка ко сну

– По каждому пункту плана образуйте глагол в форме н.в., 2л., ед.ч.
– На какой вопрос отвечает глагол в данной форме? (Что делаешь?)
– Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать эти глаголы? (Глаголы 2л., ед.ч. пишутся с мягким знаком)
Ребята 1 варианта – работают по первым 7 пунктам режима, ребята 2 варианта – с остальными пунктами плана.

Вывод: подарим цветку здоровья лепесток «Режим дня» (сопровождаем чтением стихотворения)

Часы ведут секундам счёт,
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт.

Физминутка

Игра-танец «Если нравится тебе, то делай так…»

Не только немного отдохнули, но и получили заряд хорошего настроения. А это немаловажное значение имеет для здоровья

Вывод: подарим цветку здоровья лепесток «Хорошее настроение» (сопровождаем чтением стихотворения)

Мы любим улыбку, задорны всегда,
Любые невзгоды для нас – ерунда!

В стране Здоровья существует и такое правило:

Прежде чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.

– О чём пойдёт речь? (О правильном питании)
– Прочитайте словосочетания.
– Выберите только те из них, в которых говорится о полезных продуктах и правильном питании и запишите их в тетрадь, ставя глаголы в форму прошедшего времени ед.числа:

Съесть геркулесовую кашу, думать о лимонаде, принести шоколадные конфеты, нарезать свёклу, вернуться с молоком, попробовать чипсы, сварить с овощами, откусить шоколадку, приготовить из рыбы.

На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
– Как можно проверить правильность выполнения задания? (По суффиксу -л)
– Составьте предложение с одним из словосочетаний.
– Я прочитаю стихи. Согласны ли вы с автором стихов? О каких правилах питания говорится в данных стихах:

Если хочешь стройным быть,
Надо сладкое любить,
Ешь конфеты, жуй ирис,
Строен стань, как кипарис (Пища должна быть полезной)

Чтобы правильно питаться,
Вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом,
Рыбу, овощи, омлет  (Употреблять в пищу овощи и фрукты, пища должна быть разнообразной)

Не забудь перед обедом
Пирожком перекусить.
Кушай много, чтоб побольше
Свой желудок загрузить. (Умеренность в еде)

Вывод: подарим цветку здоровья лепесток «Правильное питание»

– Расшифруйте запись, и  вы узнаете, о чём пойдёт речь дальше:

На доске: пословица «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» записана справа налево

– О чём пословица? (О закаливании)
– Почему для здоровья важно закаливание? (Закалённый человек без вреда для здоровья может переносить и ветер, и дождь, и холод)

– Из перечисленных мной глаголов выберите те, которые говорят о закаливании водой:

Делать (зарядку при открытой форточке), гулять (при любой погоде), проветривать (помещение), загорать, купаться, принимать (душ), обтираться (влажным полотенцем), обливаться.

Домашнее задание: Один из глаголов проспрягайте (в форме настоящего времени)

Правило: закалять свой организм нужно постепенно, но настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и воля.

Вывод: подарим цветку здоровья лепесток «Закаливание»

– О чём стихотворение?

Чтоб гордиться мне фигурой,
Занимаюсь физкультурой.
Упражнения и бег
Гарантируют успех (О занятии физкультурой, спортом)

– Запишите предложение под диктовку:

Спорт нам поможет силы умножить.

Подчеркните глаголы, укажите в какой форме даны глаголы.

Вывод: подарим цветку здоровья лепесток «Спорт»

– В стране Здоровья жители воспитывают у себя здоровые, полезные привычки. Найдите их среди вредных привычек:

курение, утренняя зарядка, употребление в речи грубых слов, потребление алкоголя, наркотики, рано ложиться спать, грызть ногти, поздно ложиться спать, чистить зубы два раза в день, прогуливаться перед сном, мыть руки перед едой.

– О вредных привычках составьте словосочетания-советы, используя глагол с частицей НЕ.
– Какое правило написания глаголов нужно вспомнить? (Частица НЕ с глаголами пишется раздельно)

7. Обобщение

– У вас на партах лежат карточки с пословицами. Соедините начало и конец пословицы.

Здоровье в пословицах:

  • Здоров будешь – всего добудешь
  • Крепок телом, богат душой
  • В здоровом теле – здоровый дух
  • К слабому и болезнь пристаёт.
  • Чисто жить – здоровым быть.

– Цветок здоровья мы посадили, старайтесь следовать советам, о которых нам поведал цветок здоровья

8. Рефлексия. Всё в твоих руках

– Раскройте ладонь и посмотрите на пальчики. Оцените свою работу:

Мизинец – «Мысль». Какие знания получили на уроке?
Указательный – «Умения» Какие умения приобрели? Чему научились?
Безымянный – «Близка ли цель?» Добились ли той цели, которую поставили на урок?
Большой – «Бодрость тела» Как заботился о своём здоровье?
Средний – «Состояние души» С каким настроением занимался?

– В тетради, с помощью волшебной линеечки, оцените свою работу на уроке по теме «Глагол»: тема усвоена – крестик на верху линеечки, не усвоена – внизу, есть темы, которые следует повторить – крестик ставим на середине линеечки.

9. Итог урока

Литература:

  1. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» М., «ВАКО», 2007г