Актуальность проблемы: невозможно развивать и обучать одаренного ребенка в школе без развития профессионального потенциала учителя. «Одаренный учитель – одаренный ученик».
Цели проблемного педсовета:
- Образовательная: повышение мастерства и квалификации учителей, работающих с одаренными детьми;
- Коллективизирующая: создание коллектива единомышленников, объединение усилий педагогов на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса (в отношении одаренных детей) и внедрение инновационной деятельности;
- Организационно-деятельностная: реализация возможностей технологии проблемных педсоветов для эффективного управления развитием инновационной деятельности в ОУ.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические подходы к понятию «одаренность»;
- Изучить методологические основы работы с одаренными детьми;
- Критически проанализировать накопленный опыт работы с одаренными детьми;
- Обозначить перспективные направления работы с одаренными детьми.
Ход работы проблемного педагогического совета
1. | Приветствие участников педагогического совета. Оргмомент. Цели и задачи педагогического совета. Регламент. |
2. | Актуальность проблемы, выяснение ожиданий и потребностей участников педагогического совета (притча, психологический тренинг «геометрические фигуры» цель: вызвать интерес к самопознанию) |
3. | Портрет одаренного ребенка. Работа в группах.
Одаренность: математическая, лингвистическая, историческая, естественных наук, спортивная, одаренность в начальной школе. |
4. | Обоснование портрета «одаренного ребенка» (5 мин) |
5. | Доклад «Одаренность: миф или реальность» |
6. | Обобщенный портрет одаренного ребенка. Классификация одаренности. |
7. | «Из опыта работы с одаренными детьми» – выступления ШМО. |
8. | Мозговой штурм. Работа в группах. Составление портрета учителя, работающего с одаренным ребенком. Заполнение рабочих листов, обоснование, создание портрета учителя. |
9. | Решение педагогического совета. |
Рефлексия. Ответить на вопрос: Любой ребенок одаренный или нет? Психологический тренинг «собираем плоды» |
Оформление аудитории:
Плакаты с надписями:
- Нужно отмести ложное представление, что одаренность – редкое явление. (В.П. Эфроимсон)
- Личность учителя является ведущим фактором любого обучения.
- Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости. (В.А. Сухомлинский)
- Одаренные ученики требуют талантливого учителя.
- Одаренный – талантливый, обладающий талантом, а талант, в свою очередь, – это выдающиеся врожденные способности. (С.И. Ожегов).
Вступление.
Вот вышел сеятель сеять;
И когда он сеял, иное упало при дороге,
И налетели птицы и поклевали то;
Иное упало на места каменистые,
Где немного было земли.
И скоро взошло,
Потому, что земля была неглубока;
Когда же взошло солнце, увяло и,
Как не имело корня, засохло;
Иное упало в терние, и
Выросло терние и заглушило его;
Иное упало на добрую землю
И принесло плод…
(Библейская притча.)
Человек может прожить всю свою жизнь и, не подозревая о тех возможностях, которые в него заложила природа. У Марка Твена есть история об очень незаметном человеке, он был простым парикмахером, который попав на небо, вдруг узнает, что его место рядом с великими полководцами. Он очень удивлен, ведь ни в каких сражениях он сроду не бывал, однако выясняется, что здесь места распределяются в зависимости от того, что предназначается человеку, а не от реальных талантов. Но это в книге, а в жизни совсем иначе… Наш разговор сегодня пойдет о том, что может и должна школа сегодня сделать, чтобы семена не упали в терние.
Объявляется тема, цели, задачи педсовета. Работа в группах: Портрет одаренного ребенка. Обоснование портрета «Одаренного ребенка».
Доклад «Одаренность: миф или реальность» (Мирошниченко Т.Л., завуч по УВР)
"...человечество действительно нуждается в
чрезвычайно многочисленных гениях и
замечательных талантах. Если это так, то откуда
они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и
давать им возможность реализации."
Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989),
генетик, эволюционист
"Искусство воспитания есть не что иное, как
знание средств для образования более крепких и
сильных тел, более просвещенных умов и более
добродетельных душ."
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771),
французский философ-материалист
1. Актуальность рассматриваемой проблемы
В современном российском обществе возрастает
потребность в людях неординарно мыслящих,
творческих, активных, способных нестандартно
решать поставленные задачи и форму
лировать новые, перспективные цели. В этих
условиях поддержка, развитие и социализация
одаренных детей, несомненно, становятся одной из
приоритетных задач системы образования.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации)
Модернизация и инновационное развитие –
единственный путь, который позволит России стать
конкурентным обществом в мире XXI века,
обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
В условиях решения этих стратегических задач
важнейшими качествами личности становятся
инициативность, способность творчески мыслить и
находить нестандартные решения, умение выбирать
профессиональный путь, готовность обучаться в
течение всей жизни. Все эти навыки формируются с
детства.
Школа является критически важным элементом в
этом процессе. Главные задачи современной
школы – раскрытие способностей каждого
ученика, воспитание порядочного и патриотичного
человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьное обучение должно быть построено так,
чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и
достигать серьёзных целей, умело реагировать на
разные жизненные ситуации.
Новая школа – это новые учителя, открытые ко
всему новому, понимающие детскую психологию и
особенности развития школьников, хорошо знающие
свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам
найти себя в будущем, стать самостоятельными,
творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие,
внимательные и восприимчивые к интересам
школьников, открытые ко всему новому учителя –
ключевая особенность школы будущего. В такой
школе изменится роль директора, повысится
степень его свободы и уровень ответственности.
Развитие системы поддержки талантливых
детей
В ближайшие годы в России будет выстроена
разветвленная система поиска, поддержки и
сопровождения талантливых детей.
Необходимо развивать творческую среду для
выявления особо одаренных ребят в каждой
общеобразовательной школе. Старшеклассникам
нужно предоставить возможность обучения в
заочных, очно-заочных и дистанционных школах,
позволяющих им независимо от места проживания
осваивать программы профильной подготовки.
Требуется развивать систему олимпиад и
конкурсов школьников, практику дополнительного
образования, отработать механизмы учета
индивидуальных достижений обучающихся при
приеме в вузы.
Одновременно следует развивать систему
поддержки сформировавшихся талантливых детей.
Это, прежде всего, образовательные учреждения
круглосуточного пребывания. Следует
распространять имеющийся опыт деятельности
физико-математических школ и интернатов при ряде
университетов России. Для ребят, проявивших свои
таланты в различных областях деятельности, будут
организованы слеты, летние и зимние школы,
конференции, семинары и другие мероприятия,
поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Из истории исследования проблем одаренности.
Вопросами одаренности детей занимались
зарубежные и отечественные психологи. Известны
крупные исследования в области психологии
творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда,
П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора (построение
новых учебных программ в области
дифференцированного обучения)
Дж. Гилфорд в своих работах делает следующие
выводы: «…к концу школы многие одаренные дети
иногда испытывают состояние депрессии,
вынуждены маскировать от сверстников и взрослых
свою одаренность. Одаренные дети испытывают в
школе «дискриминацию» из-за отсутствия
дифференцированного обучения, из-за ориентации
школы на среднего ученика, из-за излишней
унификации программ. (70 гг ХХв).
Отечественная психологическая школа:
– С.Л. Рубинштейн; Б.М. Теплов: ведущим является
деятельностный подход, при котором одаренность
оценивается по результатам – успех в какой-либо
деятельности.
– И.Я. Лернер – одаренность бывает
интеллектуальная и творческая;
– А.М. Матюшкин – творческий потенциал заложен в
каждом ребенке и развивается по мере его
взросления. Выделил признаки одаренности:
познавательная мотивация, исследовательская
активность, достижение нестандартных решений,
возможность прогнозирования.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношения. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (говорят: «талантливый человек талантлив во всем»).
В области опережающего развития познания отмечается следующее:
- повышенная любознательность – одарённые дети очень любопытны, им необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, что одаренных детей мозг одаренных детей отличается громадным "аппетитом" и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;
- способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков ("перескакивание" через этапы).
- Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга;
- отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
- большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;
- повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;
- яркое воображение, высокоразвитая фантазия.
В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:
- сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим;
- хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;
- попытки решать проблемы, которые им пока "не по зубам";
- преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.
В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.
Типы одарённости
Существует несколько типов одарённости, как отмечает заведующая лабораторией образовательных стратегий развития одаренности Московского городского психолого-педагогического университета Виктория Юркевич.
Первый тип – это так называемые особо одаренные дети. У них чрезвычайный интерес к познанию, для них оно важнее, чем общение. Таких детей можно определить сразу. Часто они имеют трудности в общении. У них настолько велика страсть к познанию, что общение отходит на второй план.
Второй тип – это обыкновенные дети, которых воспитывали родители, давая им самое главное: любовь, внимание и достаточное количество требовательности. Такие дети тоже будут одаренными, то есть их способности будут существенно выше средней нормы. Поэтому когда мы говорим, что каждый ребенок одарен, имеется в виду, что многое зависит от воспитания.
Второй аспект одаренности состоит в том, что каждый может быть одарен по-разному. У каждого ребенка своя специфика одаренности. Учитель должен верить, что каждый его ученик одарен, но по-своему.
Способности и талант – это понятие
индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно
имеет художественные способности, кто-то
музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть
– имеющие склонность к обобщению, есть
прирождённые исследователи, которым часто
интересен сам процесс исследования даже больше,
чем его объект. Вот с такими детьми можно
проводить разную работу: проекты, исследования и
прочее. Ведь конечная моя задача как учителя
не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто
меньше, а предоставить возможность
для развития разных по одарённости детей.
Необходимо не только признавать, что все дети
одаренные, но и при этом создавать условия для их
развития.
Несомненно, школа должна работать с одаренными
детьми, создавая
условия для их самоопределения, самореализации и
социализации на всех этапах развития.
Профессиональный интерес учителя, так или иначе,
связан с проблемой выявления, поддержки и
развития детской одаренности.
Виды одарённости
Интеллектуальная одаренность: повышенная
любознательность ребенка, исключительная
сообразительность, полное погружение в
умственную деятельность и т.д.
Творческая одаренность: легкость
генерирования идей, способность
предлагать качественно разные, неповторяющиеся
решения, оригинальность мышления и т.д.
Академическая одаренность (избирательности
интересов ребенка):
успешное обучение отдельным учебным предметам,
Художественно-эстетическая одаренность:
литературно-поэтическая,
изобразительная, музыкальная, хореографическая,
актерская (сценическая);
Социальная или лидерская одаренность:
легкость установления контактов и высокое
качество межличностных отношений;
Психомоторная (т.е. спортивная) одаренность:
контроль своих движений и управление ими
(моторные, сенсорные и когнитивные способности).
По форме проявления одаренность может быть явной, проявляющейся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, и скрытой, то есть одаренность есть, но остается незамеченной окружающими.
Вывод: вопреки распространенному
убеждению, что одаренность сама может пробить
себе дорогу, научные исследования говорят об
обратном. Ориентир на некоего среднего ученика
сегодня не устраивает не только обучаемого, но и
государство. Важно, чтобы обучающиеся имели
возможность развивать свои природные задатки и
способности. Очень многое в их судьбе зависит
от учителей, от их желания и умения разглядеть,
понять, поддержать, вдохновить.
Система образовательного процесса школы,
предназначена для удовлетворения постоянно
изменяющихся индивидуальных социокультурных и
образовательных потребностей одаренных детей,
позволяющая обеспечить выявление, поддержку и
развитие их способностей в рамках школьной и
внешкольной деятельности.
Давайте рассмотрим, какие условия созданы в
нашей школе для развития одаренности
обучающихся. (Приложение 1)