Механизмы развития одаренности учащихся

Разделы: Администрирование школы


Актуальность проблемы: невозможно развивать и обучать одаренного ребенка в школе без развития профессионального потенциала учителя. «Одаренный учитель – одаренный ученик».

Цели проблемного педсовета:

  • Образовательная: повышение мастерства и квалификации учителей, работающих с одаренными детьми;
  • Коллективизирующая: создание коллектива единомышленников, объединение усилий педагогов на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса (в отношении одаренных детей) и внедрение инновационной деятельности;
  • Организационно-деятельностная: реализация возможностей технологии проблемных педсоветов для эффективного управления развитием инновационной деятельности в ОУ.

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогические подходы к понятию «одаренность»;
  • Изучить методологические  основы работы с одаренными детьми;
  • Критически проанализировать накопленный опыт работы с одаренными детьми;
  • Обозначить перспективные направления работы с одаренными детьми.

Ход работы проблемного педагогического совета

1. Приветствие участников педагогического совета. Оргмомент. Цели и задачи педагогического совета. Регламент.
2. Актуальность проблемы, выяснение ожиданий и потребностей участников педагогического совета  (притча, психологический тренинг «геометрические фигуры» цель: вызвать интерес к самопознанию)
3. Портрет одаренного ребенка. Работа в группах. Одаренность:
математическая, лингвистическая, историческая, естественных наук, спортивная, одаренность в начальной школе.
4. Обоснование портрета «одаренного ребенка» (5 мин)
5. Доклад «Одаренность: миф или реальность»
6. Обобщенный портрет одаренного ребенка. Классификация одаренности.
7. «Из опыта работы с одаренными детьми»  – выступления ШМО.
8. Мозговой штурм. Работа в группах. Составление портрета учителя, работающего с одаренным ребенком. Заполнение рабочих листов, обоснование, создание портрета учителя.
9. Решение педагогического совета.
  Рефлексия. Ответить на вопрос: Любой ребенок одаренный или нет? Психологический тренинг «собираем плоды»

Оформление аудитории:

Плакаты с надписями:

  • Нужно отмести ложное представление, что одаренность – редкое явление. (В.П. Эфроимсон)
  • Личность учителя является  ведущим фактором любого обучения.
  • Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет  ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости. (В.А. Сухомлинский)
  • Одаренные ученики требуют талантливого учителя.
  • Одаренный – талантливый, обладающий талантом, а талант, в свою очередь, – это выдающиеся врожденные способности. (С.И. Ожегов).

Вступление.

Вот вышел сеятель сеять;
И когда он сеял, иное упало при дороге,
И налетели птицы и поклевали то;
Иное упало на места каменистые,
Где немного было земли.
И скоро взошло,
Потому, что земля была неглубока;
Когда же взошло солнце, увяло и,
Как не имело корня, засохло;
Иное упало в терние, и
Выросло терние и заглушило его;
Иное упало на добрую землю
И принесло плод…
                                                  (Библейская притча.)

Человек может прожить всю свою жизнь и, не подозревая  о тех возможностях, которые в него заложила природа. У Марка Твена есть история об очень незаметном человеке, он был простым парикмахером, который попав на небо, вдруг узнает, что его место рядом с великими полководцами. Он очень удивлен, ведь ни в каких сражениях он сроду не бывал, однако выясняется, что здесь места распределяются в зависимости от того, что предназначается человеку, а не от реальных талантов. Но это в книге, а в жизни совсем иначе… Наш разговор сегодня пойдет о том, что может и должна школа сегодня сделать, чтобы семена  не упали в терние.

Объявляется тема, цели, задачи педсовета. Работа в группах: Портрет одаренного ребенка. Обоснование портрета «Одаренного ребенка».

Доклад «Одаренность: миф или реальность» (Мирошниченко Т.Л., завуч по УВР)

"...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации."
Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989),
генетик, эволюционист

"Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добродетельных душ."
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771),
французский философ-материалист

1. Актуальность рассматриваемой проблемы

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и форму
лировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации)

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.
Развитие системы поддержки талантливых детей              
В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Из истории исследования проблем одаренности.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора (построение новых учебных программ в области дифференцированного обучения)
Дж. Гилфорд в своих работах делает следующие выводы: «…к концу школы многие одаренные дети иногда испытывают состояние депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность. Одаренные дети испытывают в школе «дискриминацию» из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ. (70 гг ХХв).

Отечественная психологическая школа:

– С.Л. Рубинштейн; Б.М. Теплов: ведущим является деятельностный подход, при котором одаренность оценивается по результатам – успех в какой-либо деятельности.
– И.Я. Лернер – одаренность бывает интеллектуальная и творческая;
– А.М. Матюшкин – творческий потенциал заложен в каждом ребенке и развивается по мере его взросления. Выделил признаки одаренности: познавательная мотивация, исследовательская активность, достижение нестандартных решений, возможность прогнозирования.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношения. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (говорят: «талантливый человек талантлив во всем»).

В области опережающего развития познания отмечается следующее:

  • повышенная любознательность –  одарённые дети очень любопытны, им необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, что одаренных детей мозг одаренных детей отличается громадным "аппетитом" и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;  
  • способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков ("перескакивание" через этапы).
  • Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга;
  • отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
  • большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;
  • повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;
  • яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:

  • сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим;
  • хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;
  • попытки решать проблемы, которые им пока "не по зубам";
  • преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

Типы одарённости

Существует несколько типов одарённости, как отмечает заведующая лабораторией образовательных стратегий развития одаренности Московского городского психолого-педагогического университета Виктория Юркевич.

Первый тип – это так называемые особо одаренные дети. У них чрезвычайный интерес к познанию, для них оно важнее, чем общение. Таких детей можно определить сразу. Часто они имеют трудности в общении. У них настолько велика страсть к познанию, что общение отходит на второй план.

Второй тип – это обыкновенные дети, которых воспитывали родители, давая им самое главное: любовь, внимание и достаточное количество требовательности. Такие дети тоже будут одаренными, то есть их способности будут существенно выше средней нормы. Поэтому когда мы говорим, что каждый ребенок одарен, имеется в виду, что многое зависит от воспитания.

Второй аспект одаренности состоит в том, что каждый может быть одарен по-разному. У каждого ребенка своя специфика одаренности. Учитель должен верить, что каждый его ученик одарен, но по-своему.

Способности и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть – имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми можно проводить разную работу: проекты, исследования и прочее. Ведь конечная моя задача как  учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность
для развития разных по одарённости детей. Необходимо не только признавать, что все дети одаренные, но и при этом создавать условия для их развития.
Несомненно, школа должна работать с одаренными детьми, создавая
условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития. Профессиональный интерес учителя, так или иначе, связан с проблемой выявления, поддержки и развития детской одаренности.

Виды одарённости

Интеллектуальная одаренность: повышенная любознательность ребенка, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.
Творческая одаренность: легкость генерирования идей, способность
предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д.
Академическая одаренность (избирательности интересов ребенка):
успешное обучение отдельным учебным предметам,
Художественно-эстетическая одаренность: литературно-поэтическая,
изобразительная, музыкальная, хореографическая, актерская (сценическая);
Социальная или лидерская одаренность: легкость установления контактов и высокое качество межличностных отношений;
Психомоторная (т.е. спортивная) одаренность: контроль своих движений и управление ими (моторные, сенсорные и когнитивные способности).

По форме проявления одаренность может быть явной, проявляющейся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, и скрытой, то есть одаренность есть, но остается незамеченной окружающими.

Вывод: вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования говорят об обратном. Ориентир на некоего среднего ученика сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство. Важно, чтобы обучающиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности. Очень многое в их  судьбе зависит от учителей, от их желания и умения разглядеть, понять, поддержать, вдохновить.
Система образовательного процесса школы, предназначена для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках школьной и внешкольной деятельности.
Давайте рассмотрим, какие условия созданы в нашей школе для развития одаренности обучающихся. (Приложение 1)